Семейная медицина Великобритании глазами пациента

Наталия Борзова
                СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА ИЛИ НАС ХОТЯТ ОТБРОСИТЬ В ПОЗАПРОШЛЫЙ ВЕК   

 Предвыборная программа с которой московские единороссы идут в Московскую городскую Думу поражает своими противоречиями, когда обещания, данные в одном абзаце аннулируются нижеследующим. В качестве вопиющего примера откроем раздел: «Охрана здоровья».
Цитата из программы: «В сфере здравоохранения главным для нас является сохранение системы государственной бесплатной медицины». Позвольте спросить господа, а почему «сохранение»? Разве государственной бесплатной медицине что-то угрожает? Выходит, что да. Цитата: «Платная медицина должна служить лишь дополнением к общедоступной государственной системе здравоохранения». Позвольте спросить, а бесплатная медицина, что, будет ущербной? Почему её надо чем-то дополнять? Господа единороссы, вы что, собираетесь оставить для граждан бесплатный ограниченный перечень услуг, а всё остальное заставите покупать за свои деньги?

     Далее узнаём, что необходимо сделать «для развития городской медицины».

                Итак, москвичи, внимание!
    
     Пункт первый: «Сохранение традиционной системы поликлиник, в которых пациенты могут обратиться как к участковым врачам, так и к врачам специалистам» Здесь речь идёт о сохранении, а вот следующий пункт уже об уничтожении.
Цитата: «Тщательно проработать предложения о замене врачей-специалистов, в том числе педиатров, «врачами общей практики». Иными словами это означает, что детских поликлиник (обратите внимание, на это прямо указывается!) больше не будет. Не будет женских консультаций. Не будет специализированных диспансеров. Ещё раз вчитайтесь: «предложения о замене врачей-специалистов… «врачами общей практики»». И специалистов не будет! И все больные будут в очереди к одному врачу. Это не кошмарный сон, это предвыборная программа «Единой России». Это завтрашняя реальность. Не страшно? Если кто-то хочет узнать, как всё это выглядит на практике, я могу рассказать о семейной медицине в Великобритании.


                СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ ГЛАЗАМИ ПАЦИЕНТА


     Семейная медицина. Как красиво звучит! Добрый доктор, точь в точь, как Айболит трогательно заботится обо всей семье, и от такой отеческой заботы семья эта, как по мановению волшебной палочки делается счастливой. Как в сказке.
Я лечилась у семейного врача, познав семейную медицину на своей шкуре. В середине девяностых годов, я жила в Великобритании в городе Абердине. Мой муж работал там в Университете. Абердин один из самых благополучных городов Соединённого Королевства, это город нефтяников, город учёных, город-порт.
    
     Что ж, впечатление, вынесенное от заграничной медицины одно из самых сильных, она шокировала меня при каждом столкновении с ней. Шокировала своей первобытностью. Поэтому, прежде чем начать повествование, я призываю читателя запастись валерианой, валидолом, валокордином, нитроглицерином, ибо что-нибудь из этих средств вполне может понадобиться во время чтения.
    
     Итак, вначале надо было встать на учёт к врачу, который, как оказалось, принимает по предварительной записи. Шеф моего мужа был столь заботлив, что записал нас на приём в амбулаторию, которая находилась на улице Rubislaw Place к доктору Шивеку.
В кабинет к семейному врачу мы зашли сразу втроём (муж, я и наша дочь). Мы зашли туда в верхней одежде, потому что такая мелочь, как раздевалка в амбулатории не предусмотрена. В кабинете можно было снять куртки и повесить их на крючок. Врач принимал в кабинете один, ни в тот момент, ни потом, я ни разу не видела у него медсестры. Наша первая встреча с ним ограничилась разговором, никакого осмотра не проводилось, на нас завели медицинские карты.
    
     Вскоре заболела наша дочь. У неё была температура тридцать восемь и семь десятых градуса Цельсия. (На градусниках в Великобритании стоит двойная градуировка, по Цельсию и по Фарингейту). Это случилось с ней  в воскресенье.
    
     Итак, читатель, вопрос на засыпку. Что в таком случае должны делать родители?
Вызывать неотложку? Дежурного врача? Нет, звонить по телефону семейному доктору, звонить прямо домой. Этот бедолага всё время на посту. Он, оказывается, не видит ни сна, ни отдыха.
    
     Нашего доктора не оказалось дома, но по автоответчику нам сообщили, по какому телефону ему можно дозвониться. (Мобильные телефоны в то время ещё не приняли широкого распространения).
    
     Мы дозвонились. Он сказал, что нужно принять "Калпол" (препарат, обладающий жаропонижающим, обезболивающим и противовоспалительным эффектом), а завтра, в понедельник...
    
     Что нужно делать в понедельник?
     Если читатель решил, что в понедельник нужно сидеть дома и ждать доктора, то он ошибся.
     В понедельник надо прийти к доктору на приём в амбулаторию.
    
     В Великобритании можно вызвать семейного врача на дом, но это не
приветствуется, и так никто не делает. В головах у британцев не рождается даже мыслей вызвать врача на дом. При обсуждении данного вопроса, мы встретили полное непонимание с их стороны.
    
     Британцы считают, что сидя на приёме доктор способен помочь большему количеству пациентов, чем разъезжая по вызовам. А посему вызов врача на дом, не что иное, как эгоизм. Тревожить доктора по пустякам стыдно. В амбулатории я даже видела плакат на данную тему, где был изображён пациент, у которого разболелся палец, и он бессовестно вызвал доктора к себе на дом.
    
     Ну, как, читатель, ты устыдился?
    
     В понедельник у нашей дочери была нормальная температура. Врач послушал её и выписал пенициллин во флаконе, принимать его надо было четыре раза в сутки в течение то ли пяти, то ли шести дней.

     "Доктор, когда прийти к вам на приём?" - спросили мы.
     "Если она поправится, то не надо приходить, - ответил доктор, - а если после окончания курса лечения у неё будут жалобы на здоровье, тогда придёте".
     Почувствовав лёгкую жуть от такого ответа, мы спросили:
     "Доктор, когда ребёнку в школу?"
     "Сегодня не надо в школу, - ответил он, - а завтра можно".


     Возрадуётесь, дорогие школьники! При переходе к семейной медицине вы не будете пропускать школу, и сразу станете умнее. Успеваемость бодро пойдёт вверх, а заболеваемость, осложнения от болезней… Словом, впереди у вас светлое будущее, как в Европе! Евростандарт.

     Я была в шоке, а семейная медицина продолжала шокировать меня дальше.

     Однажды, моя дочь пришла из школы, и я заметила не её теле сыпь. Я позвонила на работу мужу, он позвонил в амбулаторию и объяснил, что у ребёнка сыпь. Было около трёх часов дня. Нам сказали прийти в амбулаторию в пять часов.

     Мы пришли, мы привели ребёнка с сыпью. Мы прошли через общий вход, прошли мимо регистратуры, прошли через весь первый этаж, где тоже ведётся  приём больных и поднялись на второй к нашему семейному доктору. Это могла быть корь, скарлатина, краснуха, чёрт побери! Через этот самый вход ходят беременные!

     В момент нашего появления, на первом этаже было один или два человека, которые дожидались очереди, на втором не было никого. Наш семейный доктор был один, у дочери оказалась ветрянка.

     Следующий шок со мной случился, когда я познакомилась и подружилась в Абердине с русской женщиной. Она вышла замуж за шотландца и привезла с собой ребёнка от первого брака. Моя подруга рассказала мне историю, как чуть было не умер её сын.

     Примерно через месяц после приезда в Абердин у мальчика развился острый аппендицит. Семейный доктор сказал ей, что ничего страшного, но она видела, что сыну становится всё хуже.

     На следующий день она вызвала врача на дом. Приехал другой врач и тоже сказал, что ничего страшного.

     На третий день она заставила своего мужа отвезти сына к врачу на машине. В кабинет врача она внесла мальчика на руках.

     "Почему вы его несёте, он что, не может идти?" - спросил семейный доктор.
     "Нет, не может", - ответила она.
    
     И тут доктор испугался. Их сразу отправили в госпиталь и мальчика срочно стали оперировать, к тому времени у него уже развился перитонит.

     Хирурги спасли ей сына.

     Семейный доктор часто звонил по телефону, справлялся о здоровье мальчика. Моя подруга не знала, что в тот момент могла отказаться от этого врача. В Великобритании можно отказаться от врача, но для этого нужна веская причина. Это будет резким ударом по престижу врача, и так никто не поступает, не принято.

     В этой истории меня потрясло не то, что прозевали острый аппендицит, а то, что прозевал его семейный доктор.

     Я-то с нашими привычками по наивности решила, что раз доктор семейный, то он совмещает в одном лице терапевта и педиатра, а он оказался ещё и хирургом.

     Но это было ещё не всё! Через некоторое время я узнала, что семейный доктор ещё и за гинеколога.

     Он лечит всё! Все болезни!

     Нашлась только одна область, которой семейный доктор не касается. Это - стоматология, но в отличии от остальной медицины стоматология в Великобритании платная, бесплатно зубы лечат только детям и беременным.

     Под Абердином есть совсем небольшой город – Мантроз. Однажды наш стоматолог сказал нам, что лечил русскую женщину из Мантроза. А что, в Мантрозе нет стоматолога? Этот вопрос остался для меня загадкой.

     Однажды мой муж пришёл с работы и сказал про одну аспирантку: «Цветёт и пахнет! Представляешь, у неё цистит, она напилась антибиотиков, пришла на работу!» Эта девушка не являлась исключением. Точно также поступают люди с тяжёлой двусторонней ангиной!

     В лаборатории где работал мой муж была сотрудница, страдавшая каким-то редким заболеванием. Она побывала на консультации у узкого специалиста, он расписал схему лечения и отправил её назад к семейному доктору.

     Сколько нареканий, сколько негодований порой, приходится слышать от нашей публики по поводу записи к врачам-специалистам и очередей! Хочу сказать, что наши граждане просто избалованы советской системой здравоохранения. Да, да, советской! Ибо всё, что мы имеем сейчас, было заложено в годы советской власти. Дорогой читатель, напряги фантазию и попробуй ответить на вопрос, сколько времени пациент может провести в очереди к узкому специалисту?

     Полгода.

     У одного сотрудника лаборатории начиналась депрессия. К кому он обратился за помощью? Если, читатель, ты подумал, что этот бедолага пошёл к психиатру в психдиспансер, то ты ошибся.

     Он пошёл за помощью к семейному врачу. После беседы его поставили на очередь к психиатру, предупредив, что очередь подойдёт через полгода. При этом ему не назначили никакого лечения. Хотите смейтесь, хотите плачьте, но это правда.

     Многопрофильность семейного врача в Великобритании не компенсируется хорошо развитой сетью узких специалистов. Работа узких специалистов ограничивается преимущественно консультативным приёмом, они не наблюдают пациента в динамике. В штате амбулатории узкие специалисты вообще не предусмотрены, о такой роскоши, как физиотерапия, ЛФК, массаж, не приходится даже мечтать. Не приходится мечтать и о каких-то более сложных диагностических процедурах.

     В амбулатории нет даже гинекологического кресла. Осмотр женщины
производят на кушетке, правда в специально отведенном для этого кабинете. При осмотре обязательно присутствие медсестры.

     Ну как, читательницы, у кого лучше лечить женские болезни при наличии выбора?
     1) семейный доктор.
     2) гинеколог.
     Читатель, у кого ты предпочтёшь лечить нервные болезни, если тебе предоставить выбор?
     1) семейный доктор.
     2) невропатолог.
     У кого лучше лечит сахарный диабет?
     1) семейный врач.
     2) эндокринолог.
     3) диабетолог.
Ставьте галочку по своему усмотрению.

     Современная медицина, современная медицинская наука шагнули далеко вперёд, знания их чрезвычайно обширны. Бывают очень редкие болезни, которые изучают в медицинских НИИ один, два специалиста на всю страну. За каждой болезнью стоит человек, личность, которая страдает. Но этому человеку можно помочь при условии, если он вовремя попадёт к соответствующему специалисту.

     Кругом нашего общения в Великобритании был тот самый средний класс, который считается благополучным. Мы общались и с лаборантами и с завлабами. Все они лечатся у семейных докторов, пьют антибиотики и идут на работу.

     Ну а если плохо так, что невозможно оторвать голову от подушки? Что они делают тогда? За всех британцев не могу сказать, знаю лишь про одного. Муж моей подруги звонит шефу, выдумывает любую причину неявки на работу, но не говорит, что болен.
Нам рассказывали, что в Великобритании есть платная медицина, однако в нашем окружении не оказалось людей, которые пользовались её услугами.

     Хочу сказать, что система здравоохранения в Великобритании бесплатная, она финансируется государством. Там не заставляют человека покупать медицинскую страховку. Там есть бесплатная система «скорой помощи», бесплатные госпиталя. Я лично не сталкивалась со стационарной системой и ничего не могу о ней сказать.

     Что касается самих британцев, то они очень гордятся своей системой здравоохранения. Там хорошо работает пропаганда, этим людям внушили, что у них всё самое лучшее. Они, выросшие в метрополии и привыкшие свысока взирать на свои колонии не выносят даже намёков на то, что где-то может быть лучше, чем у них. Мысль сия просто не укладывается в их головах, она настолько противна их естеству, что приводит людей в состояние беснования.

     Подводя итог, хочу сказать, что «семейная медицина» - это, прежде всего, изжившая себя система организации здравоохранения. «Семейный доктор», ещё он называется «врач общей практики» лечит все болезни, и лечит плохо. Один человек не может объять необъятное.

     Но самый большой шок я испытала здесь, в России, когда увидела, что у нас идёт активная пропаганда и насаждение этой отжившей себя системы. Угроза уничтожения детских поликлиник, женских консультаций, диспансеров и врачей-специалистов, увы, реальность.
Так что читатель, тебе остаётся борьба: борьба за право больного человека лечь в тёплую постель, вызвать на дом участкового терапевта и не думать ни о какой работе.
     Наталия Борзова.

PS:Эта статья про британскую медицину написана давно. Дважды удавалось опубликовать материал. Но редакторов интересовали лишь жареные факты, которые они выдёргивали. Главная мысль о том, что мы, здесь, в России можем потерять то, что имеем, и окажемся отброшенными в позапрошлый век, их не устраивала. Я писала что медицинская общественность в лице академика РАМН Александра Баранова и доктора Леонида Рошаля пытается противостоять вакханалии. Эти строки не публиковали, выкидывали.

Последний вариант написан к октябрьским выборам в МГД. Но его мне тоже не удалось опубликовать.

А положение слишком серьёзно и слишком страшно. Население в нашей стране сокращается ежегодно на миллион человек. Вот в какой реальности мы живём.