Непролетарская рожа

Сергей Шайх
               

                Исаеву Н.

           С передового рубежа на строительстве   тоннеля меня перевели в тыл- на горную базовую площадку. Зарплата в 2 раза меньше, зато и  «головных болей» поубавилось: солярку на самогон менять не надо, «подстукивающих» начальству поменьше \ лупоглазенькому Васе простительно- это он не по злобе…\. А главное – горы, речка-это мои друзья, с ними я каждое утро здороваюсь, вечером прощаюсь…И они мне отвечают: речка журкнет как-то по особому, гора чуть заметно кивнёт вершинами своих деревьев. Зовёт. Подожди, Гора, придёт время, организую восхождение к твоей заоблачной высшей точке.

  Вот и сейчас иду на реку запускать насосы. Пока агрегат работает, сделаю  легкую тренировочку на «удар-уклон». У нас появился новый подкартавливающий начальник. Сильно ему Вася нравится. Так что, форму держать надо - напрашиваются эти юноши, чтобы глазки им подровняли. Их гнусные астральные тельца трогать пока не буду-поберегу свою личную силу, весьма ослабленную местной чачей, дешёвыми сигаретами, семейными неурядицами…Давно заметил - когда попадаю в жизненный нокдаун вокруг сразу образуется злобная свора, готовая с наслаждением меня утопить, унизить, поиздеваться.
Чувствует свора ослабленное биополе и у неё мгновенно просыпается инстинкт вампира - отсосать последние капли жизненной энергии и растоптать в грязи. Что же, ситуация для меня не новая. Знаю, нужно скомандовать самому себе: «К бою!». И, как только прозвучит эта команда в моём мозгу - свора дрогнет. Нет, хватку не ослабит на горле, но в замешательстве не заметит, что моя рука и сознание уже дотянулись до рукоятки ножа, рубильника, верного слова или верного молчания. Как говорит мой друг Юра Мащенко, правильный вывод из всех жизненных ситуаций, просмотренных фильмов, прочитанных книг один: «Занимайтесь техникой боя». Хорошо когда в аналогичных случаях рядом друг…

-Добрый день! – мои размышления прервал худосочный человек, лет пятидесяти, не высокого роста в старенькой одежонке. Бич, наверно, но почему-то ещё трезвый.

-Добрый. Есть проблемы?- сейчас закурить попросит или на 100 грамм.

-Да, нет, всё замечательно. Вот только труба на вашей насосной водичку травит. Это не опасно?

- Близко не подходи, а то взорвётся,- пытаюсь застращать бича. Но бич весело смеётся-значит точно БИЧ, т.е. Бывший Интеллигентный Человек, может, в физике когда-то разбирался и технический тонкий юмор понимает. А я сам-то кто? То же ведь, бич, к тому же «политический». Высшее образование. Работаю слесарем. Весь в мазуте, в воде. Вот она - перестройка.

- В другие дни здесь пацаны работают. Под напряжение попасть могут. Водичка хорошо этому грустному делу способствует. Хочу сказать вашим руководителям, что бы привели в порядок свою систему водоснабжения.

- Руководителям некогда. Особнячки свои достраивают. Да и слушать тебя никто не будет. На, вот, лучше закури,- протягиваю бичу «Приму».

- Нет, нет. У меня свои,- достаёт из кармана изрядно мятую пачку. В ней несколько окурков.-  Слушать будут. Труба проходит по моему участку. А вон, мой дом,- показывает на недостроенную хибарку.- Вы бы зашли ко мне, как будет время, имею целую коробку всяких электроматериалов. Нам не нужно, а выкинуть рука не поднимается…Моё имя- Николай.
 
- Сергей…Хорошо, на обратном пути.
Часа через два подхожу к шаткому заборчику Николая. Хозяин строгает дощечку и декламирует стихи. Автора узнал сразу - Высоцкий.
Николай заметил меня, замолчал. Вынес к калитке коробку.

- Чего замолчал, Николай?

- Не всем этот поэт нравится. Знаете его?

- Владимир Семёнович – певец всея Руси.

- Кто интересно присвоил ему такой титул?

- По телевидению выступал его коллега по цеху, говорил, что Высоцкий его друг, но «певцом всея Руси» Владимира назвать нельзя - не тянет, и еще какую-то пургу нёс. А фактически перед всем Союзом  присвоил барду высший титул. В истории уже случались аналогичные обороты. Один начальник  спрашивал арестанта: «Это ты, что ли царь мира …». Зек ответил…

-«…Не знаю. Ты сам сказал»…Да, мощно…- опередил Николай.- А, вообще, поэзией интересуешься?

- Больше местными поэтессами.

- Кого-то знаешь из этой братии?

- Аллу Егоровну, Борисова, Андрея- это мои давнишние знакомые, соседи.

- И я их знаю…Мощные у Аллочки стихи…  Давай- ка, по этому поводу, винца моего изготовления выпьем.

- Давай!

Николай принёс две огромные кружки красного вина и два сухарика.
- Закуски, к сожалению, у меня нет, правда, нет…

- Знаю, Николай, всё нормально… Будем здоровы.

Ещё не пригубив, ощутил тонкий, ни с чем не сравнимый, завораживающий аромат искрящегося напитка цвета чистого рубина. А вкус!- чуть терпкое, чуть сладкое, чуть тягучее… Никогда раньше и по сей день я не пробовал вина подобного этому. А ведь живу сорок лет в виноградном раю.

- По профессии я инженер-строитель, занимаюсь литературой.Вот одна из моих работ, опубликованных в советские времена.Почитай, если есть настроение.

  Раскрываю газетные листы...Читается легко.Ощущение такое,как будто сам побывал в том месте и времени.

 -Спасибо,Николай. Всё понятно,лаконично и не нудно.

 -Сейчас в услових финансового кризиса пытаюсь достроить дом, пишу книгу о творчестве Высоцкого, который один из немногих поэтов создавал свои вещи в двух уровнях смысла.

- Как один? В твоём  рассказе я обнаружил два уровня, когда в мужике по его единственному женоподобному действию заподозрил пидора…

- Верно. Но у меня один рассказик, а у гения десятки вещей политического направления, которые большинством людей воспринимаются как лирические. Вот, например:

«Ой, Вань, смотри, какие карлики,
 В  джерси одеты – не в шевьот!»
 В джерси была одета большая часть советских людей. Дешёвый материал. В шевиот же, одевались члены ЦК и их приближённые…


          Я всегда воспринимал Высоцкого как выдающегося мастера и бунтаря. Сегодня понял - Владимир Семёнович- Выдающийся Мастер и Бунтарь.

                …

          Николай! А ведь ты тоже мастер и бунтарь! Пытаешься жить по совести в наше время, когда не ворует только мёртвый.  Резко разговариваешь с власть предержащими. Зачем главу администрации послал…,когда тот не лестно отозвался о русских? Он же политик, возможно, проверял присутствующих на толерантность…Ничего страшного, что в коридорах власти, культуры здороваются не на русском…И не нужен тебе калаш- они сами друг дружку перестреляют, потому, что их мысли однонаправлены и работают на самоуничтожение: побольше урвать, кого- то поиметь, перед кем- то встать в коленолоктевую позу, с шиком пожрать. Ты говорил: «…Опаснейший зверь в тайге - кабан».  Что будет если этого монстра начать кормить от брюха дорогой ресторанной пищей?  Правильно, свинья неповоротливая.

         Среди твоих учеников уже есть маститые  писатели.  Ты же пытаешься достроить дом в одиночку, выпустить книгу в одиночку, не поклонившись ни литературной элите, ни богатым родственникам. Пытаешься смертельную скорбь о сыне заглушить изучением иностранного языка.… Устал, хочешь к сыну, говоришь? А как же  умница жена, а как же  книга…Ты же боец! Не сломили тебя ни толпа приблатнённых, ни кгбэшный начальничек. Боец не имеет права умереть. Боец может только погибнуть. Боец не имеет права грустить, тосковать. Боец должен радоваться тому, что есть сейчас. Смотри, у тебя то: Верочка, книга на выходе, участок в самом прекрасном месте, песни сына еще не изданы.…Всё  будет хорошо! Обязательно включится твоя программа на успех под названием «Всё замечательно», потому что, именно так всегда ты отвечал на вопрос - «Как дела?». «Всё замечательно»- даже когда холодильник ваш неделю выключен, нет ни рубля в кармане, ни работы, когда очередной издатель пошел в отказ, когда болезнь душит тебя…Что, Николай, устал бунтовать, устал бороться? Отдохни – поживи как все, потом снова бороться! ... Не можешь как все?... Знаю, что не можешь. Если бы мог, наверное, не заговорили бы мы тогда, в горах о поэзии, политике, астральных мирах и не сделал бы ты мне деликатное наставление: «Хватит,  Константинович, ходить творческим кастратом, пора самому начинать издаваться. Тебе есть, что сказать мыслящим людям, да и рожа у тебя непролетарская…»

         Николай! Ты говорил: "Пишущие дарят бессмертие людям своими посвящениями. Посвящения нужно делать живым..." Прости, Исай, делаю посвящение тебе. Знаю, ты меня слышишь!
         


         
                2002 г.