Немецкая Россика. Это о чём?

Койфман Валерий
Иоганн Баптист Лампи "Портрет Натальи Суворовой - дочери А. Суворова", 1795

Образ России в Западной Европе стал очень популярным еще в XVI- XVII веках.
Среди тех, кто писал о ней в это время, были англичане, итальянцы, немцы, поляки, голландцы, французы и др.
Они дивились увиденному в России и подробно описывали свои впечатления. На Западе даже появился некий литературный жанр – «россика»,- заметки о Московии – России.

В России термин «россика» также привился, правда, в искусствоведении. Здесь он традиционно обозначает творчество иностранных художников, живших и работавших в России.
Именно в этом смысле «россика» и будет предметом данной статьи. Речь пойдет о её немецкой составляющей.
Неизвестно, как долго бы самостоятельно формировалось светское искусство в России, если бы в 1702 году Петр I не издал Указ о привлечении в Россию иностранных специалистов.
В страну из Европы хлынул поток ремесленников "своею волею и для прокормления своим художеством". Они оценили размах и мощь юной Российской империи, и верили, что здесь смогут реализовать свои художественные способности, осуществить самые грандиозные замыслы. 

Особое место занимали выходцы из различных немецких земель, княжеств и вольных городов.
Они и стали создателями немецкой «россики». Многочисленные  живописцы и граверы, скульпторы и резчики, медальеры и миниатюристы, декораторы и зодчие приезжали в Россию в основном в качестве исполнителей заказов.
Это были ещё не очень известные мастера (те не хотели рисковать и ехать в неизвестность), но именно они  принесли в Россию разные жанры светской живописи: портреты, пейзажи, анимации, сцены сражений и другие.
Они познакомили русских художников с техникой работы масляными красками. Каждый обязан был выполнять заказы на картины, а также иметь русских помощников и учеников и преподавать им все, что знали.
Государство гарантировало иностранцам свободу вероисповедания, сохранение их подданства, право на свободный выезд; они освобождались от большинства податей и повинностей.
Им представлялось высокое жалованье, казенные квартиры, одежда, топливо, свечи.

Самым крупным живописцем петровского времени был Иоганн Таннауэр, приехавший из Нижней Саксонии. Активно проработав в России шестнадцать лет, он оставил заметный след в русском портретном искусстве. Он сопровождал Петра I в Прутском (1711г.) походе, писал его портреты и портреты членов его семьи. Ныне эти произведения хранятся в Русском музее, в Эрмитаже.

Подлинным «раем немецких муз» в 1730-40 годы стала Петербургская Академия Наук.
А их покровителем стал немец  из Швабии Яков Штелин, который с 1735 года работал в академии и  занял пост директора ее художественного департамента. Он составил подробные перечни императорских и частных коллекций, имеющих до сих пор большую историческую ценность.
Его «Записки о живописцах, скульпторах и граверах» стали по своей сути первым художественно-биографическим словарем. Не без содействия Я. Штелина в Москве и Петербурге стали активно работать такие мастера, как Франкарт из Гамбурга, два брата голштинца Кахау, уроженец Аугсбурга Штенлин, швабский мастер Лукас Конрад Пфандцельт, братья Гроот из Вюртемберга.

Каждый из представителей  немецкой «россики» приносил в Россию свои художественные и эстетические взгляды.
Так И. Таннаур, учившийся в Венеции и живший в Голландии, представлял стиль западноевропейского барокко.
Братья Гроот, воспитанные придворной культурой Вюртембергского герцогства, подражавшего французскому двору, «принесли» с собою в Россию изысканное рококо.
Старший, Георг Гроот, прозванный “маленьким” за свой рост, стал придворным живописцем императрицы Анны Леопольдовны, затем Елизаветы Петровны, и быстро вошел в моду.
Среди его учеников был крепостной графов Шереметевых И.П. Аргунов, будущий знаменитый русский художник.
Младший, Иоганн Гроот, виртуозно писал птичьи перья, мех животных, что прославило его еще на родине.
В России, где не было опыта создания анималистической живописи, он стал во главе специального класса  петербургской Академии художеств, получил звание профессора и воспитал не одно поколение русских "зверописцев".
Л.К. Пфандцельт сформировался в атмосфере имперского города Ульм, поэтому он поддерживал более традиционные черты немецкого искусства, идущего из средних веков.
Главной же его заслугой было то, что, прекрасно выучившись у отца ремеслу реставратора, он познакомил русских мастеров с неизвестной им до сих пор методикой «ремонта» произведений искусства. Он стал фактически первым реставратором собрания Эрмитажа.
Немецкие мастера внесли вклад и в развитие гравюры в России. Берлинский мастер Георг Фридрих Шмидт, приехавший в Петербург в 1757 году, стал первым преподавателем гравировального класса при Академии художеств.

Великолепный двор Екатерины II привлекал много известных художников. Бывшая принцесса Ангальт-Цербстская, невольно оказывала симпатии немцам.
В период ее правления (1762-1796) в России работали такие мастера, как Гергардт, Каспар, Кнап, Крейцингер, братья Майр, Миллер, Набгольц, Паульсон, Баризьен, Тишбейн, Шварц, Хойзер и многие другие.
Всего 6 лет работал в России Иоганн Баптист Лампи. Он был приглашен Екатериной II в Петербург, где работал до 1797 годы. В 1794 году был избран членом Академии художеств.
Авторитет Лампи в России был так велик, что директор Академии граф В.П. Мусин-Пушкин, следуя его советам, ввел целый ряд важных перемен в систему образования.
Уезжая из Петербурга, Лампи оставил свою мастерскую любимому ученику художнику В.Л. Боровиковскому.
В конце XVIII века в России работали Х.Г. Гейслер и К.Г. Шенберг, которые по натурным рисункам выпустили в 1801-1805 годах в Лейпциге "Русские картинки".
В большинстве случаев их привлекала внешняя сторона, экзотичность и диковинность сюжета, однако они правдиво, с подлинным сочувствием фиксировали всё привлекавшее их внимание в незнакомой стране.
Пристальным вниманием к деталям пленяют московские виды живописца Фридриха Гильфердинга. В них он запечатлел Красную площадь, собор Василия Блаженного, где проявил искренний интерес к древнерусскому зодчеству.
В XIX веке самой привилегированной категорией немецкой "россики" оставались исполнители царских заказов, особенно при императоре Николае I.
Наиболее желанными для русского царя были мастера батальных сцен и парадов Ф. Крюгер, П. Хесс,  Г. Эккерт, К. Шульц, а также замечательный мастер этой эпохи  А. Зауервейд, воспитавший  не одно поколение русских баталистов. 
В числе других  иностранных живописцев они приняли участие в создании в Зимнем дворце Военной галереи и Галереи сражений, прославляющих силу и мощь русского оружия.

Вторая половина XIX века не изобилует какими-либо важными именами приехавших в Россию немецких мастеров. Но появились новые поколения мастеров, уже родившихся в России, прошедших обучение в отечественных учебных заведениях, тех, чье искусство неразрывно связано с российской культурой. Их иногда ошибочно причисляли к представителям «россики».
Это касалось и творчества братьев Брюлловых, сыновей выходца из Германии художника-декоратора Брюлло.
Лишь начало  XX столетия вновь пробудило интерес к "экзотике азиатских народов".
Так, например,  в становлении творческой личности выдающегося немецкого скульптора, графика и драматурга Эрнста Барлаха  огромную роль сыграла его поездка в донецкую степь осенью 1906 года. Результатом ее стали пейзажные зарисовки и  эссе "Поездка по степи".
Таким образом, в начале XX века в немецкой "россике" происходит кардинальный поворот.
Теперь уже не царские указы, не материальные блага привлекают художников в Россию.
Обретение себя как мастера, мучительные поиски выразительной формы, чистоты восприятия - вот что побуждает немецких художников и писателей в начале XX века отправляться в страну под названием "Россия".
К тому же в начале XX века пошло обратное влияние искусства художников из России на западноевропейское, в том числе и немецкое искусство.
Вспомним имена В. Кандинского, М. Шагала, К. Малевича, Эль Лисицкого, А. Явленского, М. Веревкиной, Н. Гончаровой, М. Ларионова, А. Родченко и других, ставших кумирами западных мастеров искусства XX века.
Таков, в весьма кратком  и общем  изложении, мощный более чем 300-летний пласт истории культурных немецко-российских связей, именуемый «россикой».