Котлеты вторичного употребления

Татьяна Гурышкина
(История "перестроечных" времён)

Бывают в жизни эпизоды, которые запоминаются надолго. Пожалуй, на всю жизнь. Особенно, если эти маленькие мгновения связаны с детьми и животными…
    Сколько я себя помню, в нашей семье всегда были зубасто-хвостато-меховые «приживалы». Самые разные: хомячки, черепахи, кошки, собаки, крысы. Жалко, что жилплощадь маленькая, а то бы что-нибудь и покрупнее завели. Я вообще свою жизнь без животных и не представляю: они частенько помогают элементарно выжить, избавиться от отчаяния и хандры, становятся источниками различных приключений и казусов. Недавно вдруг вспомнился вот такой случай, который произошёл в голодном «перестроечном» 1989 году.

***

    Время было, прямо скажем, отвратительное. В стране уже начиналась смута, полки магазинов приводили в ужас своей пустотой, и дикие очереди за продуктами часто перерастали в массовые скандалы и драки.
    По какому-то невероятно счастливому случаю моему мужу удалось «достать» (тогда именно «доставали», а не покупали продукты) хороший кусок говядины. Такую аппетитную тёмно-розовую мякушку.
    В морозилке, в «заначке» у меня лежал небольшой кусочек сала. Поэтому решила я к приходу мужа с работы приготовить хороших домашних котлет: с лучком, чесночком, укропом. Ведь даже с точки зрения экономии - в голодное время котлеты выгоднее. Чуть хлебушка побольше добавил, молочка… и вот она – куча вкуснейшей еды.
    Достала я мясо и сало из морозилки, поставила на стол оттаивать, а сама занялась домашними делами. У меня тогда дочь Александра была совсем маленькая, только-только ходить начала. А с маленьким ребёнком хлопот всегда «выше крыши». Я как раз рассчитала: пока всё переделаю, с Сашкой погуляю, тут и мясо растает. Его можно будет прокрутить и приступить к приготовлению котлет. Как потом оказалось, не всё так просто в этой жизни…
    Тогда у нас в квартире занимал положенные метры ещё один жилец: кот Рамзес. Кличку свою он получил за необыкновенную экзотическую красоту и изящество. Он был абсолютно чёрным, гладким, блестящим, с красивыми снежно-белыми усами. Фигурой он напоминал кошек с древнеегипетских барельефов, потому и был назван в честь одного из фараонов.
Характер у него отличался повышенной вредностью (по всей видимости, типично фараонский). Котяра был самостоятелен, зловат и совершенно неуправляем. В доме хорошо относился только к маленькой Сашке, которой позволял делать с ним всё, что ей заблагорассудится.
    Но, несмотря на это, подлец был любим всеми, обласкан и, соответственно, разбалован. Запретных тем и мест для него в доме не существовало. И, естественно, всё, что его окружало, Рамзес считал своей собственностью. В том числе и продукты питания…

***

    Вернувшись с прогулки, отмыв чумазого после песочницы ребёнка, я направилась на кухню, предвкушая приятный кулинарно-котлетный процесс. Но, увы, там меня ждало не просто разочарование, а, прямо-таки, удар судьбы: в тарелке с мясом и салом сиротливо лежало только одно сало. Мясо исчезло. Совсем. Без всякого следа. А кусок-то был весьма приличный, около килограмма.
    Конечно же, подозрение немедленно пало на Рамзеса, потому что эта сволочная морда валялась с округлившимся животом на диване и удовлетворённо облизывалась. Единственное, что меня удивило: как кот смог сожрать за один раз килограмм мяса. Я решила на всякий случай посмотреть – может, где зарыл. Места Рамзесовых заначек мне были хорошо известны. Я облазила их все, но мяса не нашла.
    Отчаяние, охватившее меня, было неописуемым. Дело в том, что больше продуктов в доме не было. Не так, чтобы совсем, но полбуханки чёрного хлеба, белая «горбушка», одно яйцо, кусочек сала и полстакана молока на хороший ужин «на троих» явно не тянули. Стала думать, как вывернуться из ситуации. В магазин идти бесполезно: там всё равно ничего нет. Дело в торговле двигалось к талонной системе, и всё, даже безобразно синие макароны и непросеянная мука, были в дефиците. Я уж было решила поехать к свекрови и попросить у неё хотя бы крупы, как вдруг услышала шлёпанье маленьких дочкиных ножек и её радостный крик «Мама, ня-а-а!». Я обернулась на Санькин призыв и, о Боже (!), увидела у неё в руках погрызенный, слегка пыльноватый, но ещё вполне хороших размеров кусок мяса.
    Я стала расспрашивать дочку, где она его нашла. Александра взяла меня за руку и повела в комнату. Там она указала под диван. Так вот куда мерзкий котяра запрятал свою добычу! А я и не догадалась там поискать…

***

    Как вы думаете: что я сделала с остатками мяса? Учитывая реалии конца 80-х прошлого века, я отмыла кусок и… приготовила котлеты. Муж совсем даже тому не обиделся и не удивился. Сашке вообще было всё равно – из чего котлеты. Главное, что вкусные. Единственной пострадавшей стороной в этом происшествии был Рамзес, который остался без роскошного ужина и, возможно, без завтрака.