Вели слово молвить

Александр Кларенс
Продолжение
начало http://www.proza.ru/2009/12/14/1429


     – Ты закончил Мухинское училище?
     – Двадцать лет назад. После демобилизации поступал.
     – А почему не пошёл в Академию? После спецшколы сам Бог велел.
     – Не знаю. Уверенности не было… Да и привычно как-то.
     – Что?
     – Я проучился пару месяцев до армии. По накатанной и двинулся.
     – Знакомо… Работа нравится?
     – Работа как работа.
     – Не нравится?
     – Не знаю.
     – Два…
     – То есть?..
     – Я считаю. Уже два «не знаю»… Какая из твоих работ была тебе по душе?
     – Было что-то… Так давно, как будто в прошлой жизни.
     – Остатки оригеновской ереси.
     – …или моего мифологического словаря.
     – Занятное определение. Сам придумал?
     – Папа Карло… Кастанеда подсказал.
     – Далеко тебя носило, брат… Присаживайся ближе…
     – Отец Александр, завтра литургия!
     – Ты без причастия, а мне предстоит крещение да отпевание в Волосовском районе… Не стесняйся, брат Антоний.
     – Антон…
     – Я помню. Мне нравится так называть.
     – Как меня только не называли…
     – А ты был тем, кем называли?
     – Думаю, что был.
     – Кто ты?.. вот сейчас?.. Антон – это я понимаю.
     – Никто.
     – О, нет, брат Антоний, так не пойдёт. Так не бывает.
     – Раньше знал, а теперь нет… Был солдатом, командиром, студентом, скульптором, преподавал… Мужем был…
     – Вот сидит передо мной зрелый мужик, – спокойный взор, даже, можно сказать, умиротворённый. Кого обманываешь?.. меня?.. Нет, себя ты обманываешь… Как кол проглотил.
     – Впервые в жизни в такой обстановке…
     – Обстановка как обстановка… В солдатах тебя это напрягало?
     – Я думал, мы с Виталием…
     – А я думал увидеть взрослого мужика, а не мальчишку с седой головой… Ты кушай, кушай…


     – Виталий говорил, – пишешь.
     – Да… под настроение.
     – Под какое?
     – Пока не знаю… Не считайте, – это пока только.
     – Что пишешь?
     – Иногда стихи.
     – Значит, прозу.
     – Воспоминания… Об армии, о людях…
     – …о жёнах.
     – Как без них… До сорока двух без семьи не жил.
     – А после?
     – Один.
     – Тоже пока?
     – Как выяснилось – и одному жить можно.
     – Не дело… Мы вот… с матушкой… сорок семь лет вместе.
     – Вы женились семинаристом?
     – В институте познакомились… Я закончил театральный.
     – Вы?!..
     – Курс Товстоногова… режиссура… А Бог подвинул… сюда.
     – Вы довольны?
     – У меня выбор был небогатый.
     – Не понимаю.
     – А чего тут понимать… И понимать нечего… У тебя выбор есть?
     – В каком смысле?
     – Антоний, не морочь голову. Ты знаешь, зачем ко мне пришёл?
     – Я пришёл в храм.
     – Не-ет, ты пришёл ко мне… Отец Александр… будем знакомы… очень приятно… Видел, как батюшки службу отправляют?
     – Да.
     – А вопросы не возникали?
     – Какие вопросы… Они… вы батюшки – мы прихожане.
     – А если подумать?.. Ничего странным не казалось?
     – Скажите, – столько лет службы, а в руках молитвослов.
     – Требник. Молитвослов – мирское понятие.
     – Так почему?
     – Хм… хороший вопрос… Тебе не надо объяснять, что такое человеческий фактор, «защита от дурака»?
     – Всю жизнь среди людей.
     – Вот именно… Батюшки ведь тоже люди… Водочкой иногда балуются… как мы с тобой… У всех… почти у всех – жёны-матушки, дети… Вот о нас правило и позаботилось. Чтоб не было нужды вспоминать, или думать о том, как бы не забыть. Да и соблазнов много. Видел же, какой народ на службу приходит. Ладно бы только телом больны были! Иных и в лечебнице держали… А я стою один, и никто кроме Господа мне помочь не в силах. Своих-то мало, и с каждым годом всё меньше. Скоро семьдесят уже.
     – Вы хорошо выглядите.
     – Налей ещё по одной… Почитай стихи.
     – Чьи?.. Я никогда ими не увлекался.
     – Свои.
     – Неудобно как-то…
     – Меня что ль застеснялся?.. Я-то уж точно не критик.
     – Серьёзно?
     – Не критик я, не критик.
     – Я про стихи…
     – Вот красна девица на мою голову свалилась… Читай, говорю… Закуси сначала, – тебе ещё до метро меня провожать.
     – … Хм… хм… «Мне постучался дождь, проходивший мимо, я не успел ответить, – ни словом, ни жестом бессилья, но если б успел, то наверно просил бы вернуться-пролиться осенним ливнем.»
     – …Всё?
     – Я короткие пишу.
     – Хорошо… пусть будет… А ещё?
     – Вам понравилось?
     – Задумался… Читай.
     – …«Пустая трата времени и сил, и солнце зимнее палит… палит… палит… Раскрыв глаза, – глоток воды – и сердце не болит. Ох, люди, ведь просил вас милосердней Быть, я, кажется, просил».
     – Вот это по-нашему… Поучиться не хочешь?
     – Как в гробе лежать?
     – Ну, какие твои годы!
     – В будущем месяце пятьдесят три стукнет.
     – То же мне, возраст… Бывший министр перед пенсией в семинарию пошёл, а ты про возраст.
     – Я не министр.
     – Так и грешил, поди, поменьше министерского.
     – Не знаю…
     – Три… В армии?.. или после?..
     – Всё было…
     – Да-а, брат Антоний… Что поделать… Святых я в жизни не встречал, только на кладбище… Живи, живи сегодня, не оглядывайся ты постоянно в своё прошлое.
     – Живу как умею.
     – Ой ли?.. Вспомни, вот вспомни самое важное в своей жизни!.. Ну?.. что нахмурился, тяжело?.. неприятно?
     – Тяжко…
     – Тащишь всё на себе как ишак азиатский… Стряхивай, покайся, приди ко Господу!.. Во сколько лет крестился?
     – В тридцать шесть.
     – А почему в храм не ходишь?
     – Прихожу, когда тяжести нет.
     – Гордыня, ох гордыня играет. «Придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». Помнишь?.. Али ты решил, что под бременем твоим тебе и Господь помочь не в силах?
     – Да здесь таких как я…
     – Таких как ты! Ты лучше?.. или святость на себя примеряешь?.. Смотри, рога бы не примерить.
     – Какой я святой…
     – Вот именно… «Ходяй по Мне, не имать ходити во тме, но имать свет животный». Вот о чём говорил святой апостол Иоанн. Не за радостью или здоровьем со благосостоянием, но «имать свет животный», то есть свет жизни!.. дурья твоя голова… Налей… В воскресную школу пойдёшь?.. Чего смеёшься!
     – Представил себя рядом с детьми.
     – Какие дети!.. Хотя и дети есть… Половина взрослых. Некоторые постарше тебя будут.
     – И ходят каждое воскресенье?!..
     – Почему бы не пойти… Истину ищешь?.. свет нужен?.. Значит пойдёшь, никуда не денешься.
     – Я подумаю.
     – Подумай, подумай. На будущий год в семинарию определим… или даже в этот… Господи благослови…
     – Да я женат был сколько раз!
     – В батюшки не годишься – дьяконом станешь. Хоть польза от тебя какая людям будет… Ходишь по свету, беленькую пьёшь да близких огорчаешь. Один вред от тебя. Понял?
     – Давно понял.
     – Вот и хорошо… Ты, брат Антоний, на ус намотай да выброси из головы, что я под водочку наговорил-то. Но и не забывай… В пятницу сможешь на исповедь прийти?
     – Служба. Могу в субботу.
     – В субботу народа много… Хорошо, суббота так суббота. Управишься к десяти?.. Больше ждать не буду. А то матушка такую епитимью на меня наложит… Ну, с Богом!
     – Так всё и оставим?
     – Дениска уберёт. А нам ещё домой добираться… с Божьей помощью.


Часть II "Колесо обозрения" http://www.proza.ru/2009/04/27/844