Надо жить как птицы

Александр Раков
Архимандрит Амвросий (Юрасов) — духовник православного общества «Радонеж», постоянный участник передач Всероссийской радиостанции «Радонеж», основатель и духовник Свято-Введенского женского монастыря в г.Иваново, председатель Епархиальной комиссии по канонизации святых, начальник Епархиальной тюремной миссии, президент межрегионального общественного фонда содействия духовному и нравственному просвещению «Вознесение», главный редактор газеты «Слово утешения», православный писатель («Яко с нами Бог», «Исповедь (в помощь кающимся)», «Православие и протестантизм», «Слово утешения», «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа», «О вере и спасении», «Призвание», «Монастырь», «Господи, благослови»), проповедник, миссионер. Награждён орденами Св.блгв.кн.Даниила Московского, Прп.Сергия Радонежского, Прп.Серафима Саровского, другими духовными и светскими наградами. 20 декабря архимандриту Амвросию (Юрасову) исполняется 71 год. Поздравляем дорогого батюшку, желаем крепости телесной и духовной и Божией помощи во всех благих начинаниях во славу Божию и на благо Русской Православной Церкви. Публикуем ответы о.Амвросия на вопросы читателей.

— Как понять Евангельские слова: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк.16:9)?

— Как-то пришла женщина и говорит: «Я работаю на фабрике, у нас на складе много всякого материала. Может, я возьму и всем раздам его, так я приобрету себе друзей неправедным путём». — «Нет, — говорю, — тебя за это посадят, и доброго дела ты никакого не сделаешь. И те, кому ты дашь материал, тебя не выручат». Так как же понимать эти слова? Человек, живя на земле, имеет физические силы, какие-то способности — дары Божии, — и их надо употребить во славу Божию, а не для себя. Это и есть «неправедным путём приобрести друзей». Почему этот путь «неправедный»? Потому что всё, что бы мы ни делали ближнему, мы делаем не сами, дарим ему не своё, а Божие. Например, мы посадили в огороде, в саду виноград, яблони, морковку, огурцы. Мы только посадили, а взрастил Бог. Это всё не наше, т.е. неправедное приобретение. И мы, давая людям от урожая, приобретаем себе друзей, которые будут за нас молиться. У коммерсантов тоже неправедное богатство. Они могут его употребить и во благо — не копить в банках, а жертвовать на Церковь, подавать нуждающимся. Те за них будут молиться. Когда мы подаём за страждущего, человек исправляется, бес от него отходит и ему становится легче. Вот что означают слова «неправедным богатством».

— Говорят: «Помоги себе сам, и ты спасёшься». Если будешь спасать себя, как же ближние спасутся?

— Два человека попали в реку — свалились с лодки. Спастись они могут, только если умеют плавать или если хотя бы один из двоих держится на плаву. Он уже заранее «спас» себя — научился плавать, теперь может оказать помощь ближнему. Говорят: «Человек из мира ушёл в монастырь спасать себя». Это действительно так: ушёл для того, чтобы, спасая себя, спасти других. Монастыри на Руси всегда были местом, куда притекало много народа, там шла молитва за Россию. Их молитвой Россия жила. Уйти в монастырь — это добровольно вознести себя на крест, на страдания.

— Господь сказал, что не надо думать о завтрашнем дне, а надо жить как птицы (Мф.6:25—34). Но как в наше время не заботиться о завтрашнем дне?
— Заботиться надо, но нельзя, чтобы эти мысли были на первом месте, чтобы мы только и думали, как сделать побольше запасов, как жить. А может, сегодня твою душу Господь заберёт? И будут твои заботы излишни. Заботы не должны заслонять главного — молитв, размышлений о Боге, о спасении души.

— Почему Иисус Христос крестился в 30 лет?

— Потому что по закону никто не имел права быть учителем ранее 30 лет. Христос не нарушил закона; только в 30 лет Он вышел на проповедь и принял Крещение от руки Иоанна Крестителя.

— Как избавиться от жадности?

— Жадность — это страсть. Но избавиться просто: начинайте раздавать ненужные вещи. Потом и нужные не жалко будет отдать. Дойдёт до того, что будем отдавать то, что очень дорого,

— не жалко будет, поверьте! «Дающего рука не оскудеет!» (Притч.28:27). Я людям говорю: «Вот отелилась корова, и если её не доить, у неё молока не будет, а будет мастит. Корову надо раздаивать, тогда она будет давать много молока». Сейчас есть люди, у которых появились денежки. В Священном Писании сказано, что надо десятую часть отдавать Господу, а Он принимает через руки бедных, вдов, сирот. Или на украшение, на реставрацию храма можно жертвовать. Чем больше будем давать, тем больше у нас будет. Господь невидимо помогает, будет посылать ещё и ещё.

— Пока не ходил в храм, не задумывался ни над чем, жил более-менее спокойно. Начал ходить — началась в душе смута. Что это? Может быть, бесы меня муторят? Как противостоять им?

— У нас есть единственный друг (или подруга), мы с ним делимся постоянно всеми своими тревогами и радостями. Он всё знает про нас. И вдруг мы находим нового друга, а этого забыли. Конечно, у него будет ревность, он будет нам досаждать, всякие неприятности от него услышим и увидим. Так же и с бесом. Мы ему служили, он был нашим другом, имел с нами постоянное общение. А потом мы пошли за Христом, а его оставили — «изменили» ему, перешли ко Господу. Бес будет мстить, причинять всякие скорби и неприятности. Этого «предательства» он не забудет никогда, до самой нашей кончины. Христос говорит: «Диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет.5:8). Надо, идя за Господом, приготовиться к нападкам оставленного нами «друга».

— Как научиться не раздражаться?

— Две женщины за 50 лет ни разу не поругались. Одна говорит: «Слушай, мы с тобой ни разу не поругались. Давай хоть раз поругаемся!» — «А как?» — «Будем стирать, я воды налью и скажу: «Вынеси», а ты не выноси. И мы поругаемся». Началась стирка. Первая налила воды и говорит: «Ну-ка, быстро вынеси!» Вторая… схватила ведро и уже на улице. Так они и не смогли поругаться. А в одном журнале был рассказ про старика-долгожителя. Приехали к нему медики, спрашивают: «Как вы жили?» — «Всегда спокойно: не раздражался, ни с кем не ругался, не спорил…» Врачи хором: «Не может быть, что вы никогда не спорили!» — «Ну, может, было…» Они: «Верим. Вы даже с нами не стали спорить».
— Говорят, что крест — идолопоклонство, что сам Христос не крестился, не изображал на себе крестного знамения.

— Да, Христос не крестился. Но мы читаем в Евангелии от Луки, что Господь перед Вознесением Своим обратился к ученикам, подняв руки Свои, благословил(!) их. «И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк.24:51). Поднял руки — это одно, а как же благословил? На Тайной Вечери Господь «взяв хлеб, благословил, преломил и дал ученикам» (Мк.14:22). Как это понимать иначе, как «перекрестил»?
Самое великое оружие нам дал Господь — Крест, крестное знамение! Ещё в Ветхом Завете мы встречаем прообраз креста. Когда израильский народ переходил через Иордан, шёл по пустынному месту, на него напали змеи. Стали жалить. Моисей сказал, что надо сделать знамение — взять крест и на него повесить змею. И Сам Христос говорил: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» на крест (Ин.3:14). Тогда все, кто обращался к знамению, спасались, а кто не обращался, погибали. Крестная смерть была позорной, но Господь Своей смертью эту смерть сделал спасительной, поэтому Крест имеет великую силу. В Священном Писании сказано: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14). Спрашиваем у сектантов: «Как это понимать?» — «А это хвалиться страданиями», — отвечают. Да кто же дерзает хвалиться страданиями Христовыми? Написано ведь «крестом», а не «страданиями»! Мы носим крест не для красоты, а для спасения, для подтверждения своей верности Господу, своего желания сораспяться Его страданиям.

газета "Православный Санкт-Петербург", №12, 2009