Шок многомерного общества

Александер Бобров
Александер Бобров. Шок многомерного общества

Аннотация: Автор, специалист в области перспективных теорий социологии и культурологии, рассматривает предпосылки появления и сущность нового типа глобального социального стресса - «шока многомерного общества», порождающего «стресс невозможности самоидентификации» и все более частую постановку в массах ныне риторического вопроса «о смысле жизни». Рассматривается вопрос об изменении понимания человеком своей социальной роли в обществе как замены «социальной позиции» человека прошлых эпох на «социальную суперпозицию» в современном многомерном социуме. Рассматриваются вопросы образования многомерных «кросс-сообществ» общества будущего, имеющих собственные «согласительные социальные цели и простые смыслы существования».

* * *

В настоящее время у современного человека есть две большие, если не главные проблемы, породившие совершенно новый тип глобального всеобщего социального стресса:

1.Собственная информационная избыточность.
2.Проблема самоидентификации в условиях господства «многомерного общества».

Рассмотрим, как современный человек управляется с подобными проблемами, как научается с ними жить и как преимущественно действует в подобных случаях.

* * *

Во-первых, рассмотрим проблему современной информационной избыточности.

За последние несколько тысяч лет количество возможных социальных ролей человека, индивидуума, возросло на много порядков. Так, с отменой «строго-классового общества», которое делило «всех» на относительно небольшое количество замкнутых и совершенно четко формализованных структур («воин», «торговец», «священник», «крестьянин», «раб»), мы получили совершенно не структурированное общество «человека потенциально любой социальной позиции». «Дискретное общество» прошлого - общество с относительно небольшим и строго определенным количеством «социальных позиций» - заменилось на современное «общество без структуры»: «ты рождаешься свободным и можешь стать тем, кем захочешь» - говорим мы сегодня, постулируя, что нет ни «заранее заданной при рождении социальной позиции», ни - «вообще, конечного числа суперпозиций в современной социальной структуре».

Сегодня «дискретные социальные позиции», такие, какие существовали в названном «дискретном прошлом», не существуют. Причина тому — замена «социальной позиции» новым состоянием человека - «социальной суперпозицией».

Если  «позиция» - это состояние нахождения в «одномерном обществе», где «купец» не может быть «священником» по определению, то - «суперпозиция» - это процесс позиционирования в «многомерном обществе» - когда «купец» может быть и «священником» и, скажем, «воином» одновременно, и так до бесконечности. В таком многомерном обществе «социальных суперпозиций» нет четкой и замкнутой одномерной классификации состояний индивидуумов — состояние человека в таком обществе «многомерно» и не описывается лишь «одним дискретным состоянием», одной социальной ролью.

Человек современного общества вдруг заметил, что одновременно обладает потрясающим множеством социальных признаков, находясь одновременно в целой массе «суперсостояний» и для того, чтобы «познать свое место в обществе», он должен почувствовать «всю многомерность общественной организации», а человеческий ум, натасканный органами чувств на трехмерности пространства и такой же размерности мышления, жаль, обычно не может оценить более, чем «трехмерную социальную суперпозицию». В момент, когда наши «суперпозиции» приобрели более, чем «трехмерность», «третичную степень свободы», мы провалились в пропасть самоидентификации.

Информационная избыточность, обусловившая появление такого «многомерного общества», возникла в результате «разложения в горниле всемирной истории» первоначальных «одномерных состояний» - тех самых исходных «классов». Классы разрушались и перемешивались друг с другом, «разбойник» мог стать «священнослужителем», чем порождал двумерность социальной позиции, затем — становился «банкиром» и приобретал «трехмерный социальный статус», оставляя после себя все более и более -мерное общество своим наследникам.

С ростом специализаций и типов образов жизни увеличивалось и «количество», набор социальных суперпозиций — будто росли сами «возможные определения состояний человека»: меценат, писатель, семьянин и т.д.  Из этих ранее «описательных состояний», чисто «семантических конструкций», почти «поэтических определений», что удивительно и даже странно — рождались «реальные общественные суперпозиции» и вот мы сегодня, раньше только говоря о человеке — любом — «он занимается благотворительностью» некоторых людей определяем в качестве «социального типа» - «профессиональный благотворитель». Простые «описания»-признаки пригодные для всех вдруг стали «призваниями», личными «путями» для некоторых, порождая «социальные роли».

Потому, мы предполагаем, что в будущем многомерность общества и количество суперпозиций будет только расти, в результате чего появятся социальные суперпозиции «добрый человек»- когда «добро» отделится от всех и каждого и станет «профессиональной социальной ролью» (собственно, процесс рождения «профессионально добрых персонажей» в комиксах типа Бэтмена уже подвел необходимый социальный базис под реализацию подобного исхода).

* * *

Итак, количество социальных позиций в результате «сгорания первоисточников в горниле модерна-постмодерна» выросло до «неклассифицируемого» простым человеком количества, кроме того, общество стало «многомерным», что породило невозможность для «простого среднестатистического человека» определить свою «социальную роль», ибо он:

а) не обладает знанием исчерпывающего перечня всех существующих в мире «суперпозиций» человеческого существа в общем социальном пространстве, посему современное общество стало для него «недискретно»;
б) не умеет оперировать более, чем трехмерными классификациями - «кластерами», ибо мышление обычного человека не более, чем трехмерно.

* * *

Во-вторых, человеческий разум совершенно не приспособлен (как мы говорили о том в статье «Как непостижима истина») к оперированию «недискретными структурами», то есть массивными наборами данных, которые не сгрупированы, не классифицированы по определенным признакам. А современное «недискретное» общество именно таково — все люди в нем представляют единицы, пригодные для статистического их описания, но — которые не сгруппированы никак, кроме как по возрасту и по гражданству, что не является в настоящее время достаточно хорошим механизмом «социальной классификации». Ведь общество настоящего «многомерно» и не определяется лишь одним уровнем классифицирования, как мы уже поняли из вышесказанного.

Для «разумного описания какого-либо объекта» он, объект, должен быть «дискретно классифицирован», то есть — у него, объекта, должны быть отброшены «несущественные признаки» (что значительно понижает размерность многомерной классификации и упрощает получение «группы» для такой единицы), а также выделены признаки «существенные», что вообще позволяет хоть как-то определить его «класс», «кластер». Но — современно общество «недискретно» и — опять, мы приходим в состояние невозможности оценить свою социальную роль, ибо мы «потенциально свободы в ее, роли, выборе и, к тому же, не очень понимаем, кто мы есть, ибо нет перечня всех социальных классификаций и мы не умеем оперировать многомерными социальными данными в своих головах».

* * *

Но проблема самоидентификации определяется далеко не только как «сложность в определении своей социальной суперпозиции». Главная проблема состоит в том, что каждой «социальной суперпозиции» должны соответствовать свой «смысл жизни», «главная цель существования суперпозиции», «цель класса человеческих состояний».

Такова человеческая сущность — принимая на себя какую-то социальную роль полностью, она опирается на нее, как на достаточно полное обоснование собственных действий, и через нее, эту социальную роль, приобретает личную веру в правильность своих действий в этой роли: «Я — бизнесмен и потому я не могу себе позволить заниматься вопросами религии и личного спасения — такова уж моя судьба, знаете ли, быть бизнесменом. А Вы, которые осуждаете меня, были бизнесменами, чтобы так легко судить обо мне?» или «Я — священник, а потому, я должен чураться вопросов бизнеса.».

В социальной суперпозиции должно содержаться достаточно «самообоснования» всех поступков, которые «обычно совершаются теми, кто имеет эту суперпозицию» в обществе. Следовательно, в социальной суперпозиции, и именно в ней, для большинства людей содержится «смысл существования». Мало кто из людей классовых обществ задумывался о том, мы уверены, каков «на самом деле» их «смысл жизни». Их смысл был в том, чтобы «делать то, что положено делать в их классе, смысл жизни был неотрывно связан с социальной ролью» — и не более того.

Кризис самоидентификации, вытекающий из «информационной избыточности» порождает и множество «потенциальных» смыслов жизни — мириады смыслов, причем также — всё совсем не так как раньше. Если раньше ты мог выбрать «путь Дао» - по сути, одномерную цель, принадлежащую «одномерному обществу» — социальную позицию «монаха», то теперь ты не можешь довольствоваться «путем Дао», ибо мир стал социально многомерен и «исповедуя путь Дао» ты можно и даже должен, чтобы быть полноценным, скажем, исповедовать еще и путь «специалиста по компьютерным играм» или, а лучше, «и» путь «популярного телеведущего».

Все «пути» смешались. Даже, пожалуй, не «смешались», а «разветвились». Уже нельзя идти «только по одной дороге», наши «многомерные дороги» «как бы» идут сразу по миллионам путей и у нас не хватает ни ног, ни умов, чтобы оценить, куда мы идем на самом деле.

* * *

Современный мир, потому, живет погруженным в постоянный и неизбываемый новый тип глобального стресса - «стресс многомерности общества», точнее — «шок многомерного общества». Нас всех будто «окунули» в это холодное и неприятное море нового и незаметного стресса многомерности, и мы, захлебываясь в нем, не понимаем, почему мы не можем более свободно дышать, вроде бы «делая все как всегда».

Этот стресс постоянно с нами — мы все ищем свое место в обществе, свою «идеальную социальную роль», но — как только «достигаем ее», все снова ускользает из наших рук — мы понимаем, что у «достигнутой желаемой роли» есть еще много и «иных размерностей», которые мы ранее не видели и нам следует двигаться дальше и дальше, ибо — мы «не достаточно хорошо обоснованы этой социальной ролью», мы не можем принять на себя ее «узкий смысл» и мы потому - снова и снова — идем в новые измерения общества, ища «новую грань», новый лик нашей уже найденной «идеальной социальной роли», по сути, ищем новую суперпозицию с новым образом и, главное, новым смыслом жизни.

И — всегда потому, мы не находим «свой смысл жизни». Ведь проблема смысла жизни, мы уверены, появилась только тогда, когда общества стали «отчетливо многомерны». А человек, не знающий, зачем и почему живет — экзистенциален и пуст, он всегда — печаль и замаскированные ирония или отчаяние. Именно потому наша культура все более и более иронична, ибо ничто кроме отчаяния и иронии не умеет оперировать «пустым» и «незначащим». Все остальные ощущения реальности требуют веры, которой в состоянии «шок многомерного общества» ни у кого более нет.

* * *

Есть и еще одна проблема, много большая, чем сложность определения своей социальной суперпозиции в состоянии «шока многомерного общества». Это начавшееся недавно «формирование социальных суперпозиций» без «смысла жизни», без «образа жизни». Люди, будто осознав выше сказанное, начали именовать друг друга совершенно новыми для них классификациями - «интеллектуалами» или «быдлом», которые «по факту» не имеют «смысла жизни», отчетливой социальной роли, ибо, по сути, не должны, как и «добрый человек» быть «социальной суперпозицией», являясь всего лишь «описанием суперпозиции». Однако, людя классифицируют себя через эти определения в плане «социальных суперпозиций».

Этот процесс «подмены признаков» класса «самим классом» порождает новые суперпозиции, которые изначально не имеют «смысла жизни», «образа и генеральной цели жизни».

Если мы примем на себя одну из подобных суперпозиций, мы сразу же погрузим себя в пространство «обесцеленности», «опустошения», в пространство экзистенциальной свободы, а значит — либо отчаяния — либо иронии — то есть в состояние «шока многомерного общества».

Потому к выбору своей социальной роли в многомерном обществе следует относиться крайне ответственно, ибо каждая новая «самоидентификация» будет порождать либо «чувство облегчения», которое показывает, что выбранная социальная суперпозиция «достаточно обоснована историей и имеет смысл», либо — чувство свободы и неопределенности, что означает погружение в «стресс шока многомерного общества» и дальнейшую социальную деградацию.

* * *

Впрочем, мы старательно порождает множество способов преодоления недискретности многомерного общества:

а) «значки» молодежи на сумках и одежде, легко указывающие на «признаки дискретности» - классы их самоидентификации в «многомерной толпе»;
б) татуировки, классифицирующие тела людей в «многомерном пространстве чистых от рисунков тел».
в) интернет-сообщества по интересам;
г) «интересы» в блогах типа livejournal;
д) музыкальные стили через утверждения типа «музыка, которую ты слушаешь — это твой статус» (слоган «радио-джаз»).
е) стили одежды, «привязанные» к определенной социальной суперпозиции

и многое многое другое.

Но, тем самым ситуация не улучшается — мир становится все «многомернее и многомернее», а мы все также имеем «социологию» и «культурологию» в статусе гуманитарных, а значит, не способных справиться с многомерными обществами — наук. Потому, видится, что мы катимся в глубочайшую пропасть размывания «смыслов жизни» и «главных целей существования» и бесконечную риторичность вопросов о цели своего существования.

Потому, видится, мир будущего — это мир далеко не личного выбора и «самоидентификации», а вновь - мир «изначальной принадлежности человека» к «кросс-сообществам» - многомерным социальным структурам - кластерам, которые формируются массами сообществ и субкультур, обладающим собственной «генеральной целью» и собственным, пусть, очень общим, простым и понятным «смыслом жизни» - таким же поверхностным, ироничным и пустым, как и общество «отчаяния, нервозности и иронии», погруженное в холод поля «шока многомерного общества».

8/12/09