Вячеслав Сысоев и его зазеркальные картинки

Койфман Валерий
                «ЗАЗЕРКАЛЬНЫЕ КАРТИНКИ» В. СЫСОЕВА

«При жизни и сейчас я испытывал и испытываю к Славе Сысоеву безграничное уважение. Поскольку это единственный мне известный художник-карикатурист, отмеченный в Советском Союзе величайшей наградой – двумя годами лагерей.
Такой государственной оценке может позавидовать любой приличный человек».   
Александр Кабаков 

 
В конце 2007 года в Москве, в Музее и общественном Центре имени А. Сахарова проходила большая выставка ярчайшего представителя советской диссидентской культуры, художника-карикатуриста Вячеслава Сысоева под необычным, но многозначительным названием: «Ходите тихо, говорите тихо!».

Эта фраза была на одной из его карикатуры и входила в правила поведения для обитателей одной из московских психиатрических больниц. 

Кроме многочисленных произведений художника, были представлены его видео-интервью, литературные работы, а так же документация публичных выступлений.

Художник-карикатурист Вячеслав Сысоев был едва ли не единственным представителем неофициального советского искусства, который подвергся репрессиям непосредственно за свое творчество, а не за распространенные в то время обвинения в тунеядстве или, вообще, в антисоциальном поведении.

Сатирические карикатуры В. Сысоева, основанные на взаимодействии стереотипов массовой культуры с повседневностью, высмеивающие пороки и язвы общества, несут в себе огромный моральный и нравственный потенциал, возбуждая общественную совесть.

Мир картин Сысоева переполняют всевозможные монстры, будь то бровастый череп Брежнева, или сплошь испещренная наколками блатная красотка из лагерного цикла лубков, или всевозможные нарезающие и пожирающие себя гибриды человека с колбасой (художник посвятил много работ колбасе, этому символу советского дефицита). 

К сожалению, эта выставка была уже посмертной, поскольку мастер умер в марте 2006 году в Берлине, где проживал с 1989 года.
Вот отдельные сюжеты из огромного количества рисунков В.Сысоева, представленных на ней:
- В обычном купейном вагоне, плотно прижавшись, разместились четыре мужика с лицами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. На столе – пустые бутылки водки, остатки дорожной еды. На противоположной лавке – тоже четверо, соответственно Сталин, Ленин, Энгельс, Маркс. Зеркальное отражение опостылевшей советской идеологической мифологии.

- Чахлая лошаденка тащит по извечной российской грязи телегу, груженную с огромной ракетой. Лошаденку погоняет оборванный мятый солдатик.

- Мавзолей в виде «избушки на курьих ножках».

- Играют милые деточки, строят из набора «Сделай сам» игрушечную «зону» с вышками.

- Уже настоящий вертухай читает в зоне лекцию на тему «Права человека».

- Космонавт собирает на лунной поверхности пустые бутылки.
Судьба художника, остро и критически зафиксировавшего вехи отечественной истории, необычна и заслуживает того, чтобы о ней узнал широкий круг читателей. Многие факты жизни Вячеслава Сысоева взяты из его автобиографии.

Итак, родился Вячеслав Сысоев в Москве 30 октября 1937 года.
В общественном сознании этот год справедливо ассоциируется с пиком длительных политических репрессий, применявшихся сталинским режимом к советским людям, миллионы которых были арестованы и уничтожены без выяснения их личной вины.

Вячеслав рос в московской коммуналке, в хорошей советской семье.
Отец был журналистом, работал на радио. Мама была служащей в ВЦСПС.
Во время войны Сысоев-младший с мамой и бабушкой были эвакуированы в Свердловск, а отец стал военным корреспондентом.
После войны мальчик учился в обычной московской школе № 186 по Большому Каретному переулку. Ничем особым не выделялся, ни прилежанием, ни хорошей учебой, ни поведением, но зато очень любил рисовать на уроках.
 
В 1955 году, в самом начале «оттепели», он был исключен из 9-го класса школы «за нежелание учиться и плохое поведение».
Родители даже показали Славу экстрасенсу и гипнотизеру Вольфу Мессингу, который не нашел у Сысоева психических отклонений и мудро заметил, что юноша сам выберет свой путь.
Позже художник рассказывал, что ему уже тогда настолько опостылела социалистическая действительность, что он сознательно не хотел получать образование из «их рук», оставшись на всю жизнь гениальным самоучкой, который все, что ему нужно было для творчества, добивался в течение жизни сам.

«С советской властью у меня сложились напряженные отношения. Власть меня не замечала, а я, несмотря на то, что лично мне она ничего плохого не сделала, терпеть ее не мог. Я сам не могу понять, в чем дело. Родители были работящие тихие люди. Колебались, как и миллионы других, вместе с линией партии. Меня же почему-то даже в комсомол не приняли», - писал Сысоев.

Вячеслав стал работать в макетной мастерской Худфонда, вне работы много рисовал «для души». Окончил вечернюю школу рабочей молодежи. За 20 лет работы в Худфонде Сысоев стал бригадиром, участвовал в реставрации «Объекта СЛ-70» (саркофага В. И. Ленина), за что получил хранимую им на видном месте «Почетную грамоту» с силуэтом вождя, любимым персонажем многих его карикатур.

Первые остро сатирические рисунки Сысоева появились в 1961 году.
С тех пор их количество постоянно увеличивалось, а показывал он свои рисунки лишь близким знакомым, справедливо опасаясь обвинений в «антисоветчине».
Фактом является то, что никто на него не «настучал», ибо в противном случае мы вообще никогда бы не узнали о карикатуристе Сысоеве.
Ведь за рисунки, где, например, на мавзолее написано «МЯСО», и куда тянется, изгибаясь, длинная очередь, авторы заслуживали тогда даже не тюрьмы, а вечной спецпсихушки.

Вновь предоставим слово Сысоеву: «Вышел я на поверхность в самом начале 1975 года, после «бульдозерной» выставки, проходившей, по иронии судьбы, под самыми окнами нашего дома, в Беляево. Я быстро познакомился с разными художниками и участвовал во многих квартирных выставках.
В сентябре 1975-го на ВДНХ, в Доме Культуры, проходила огромная скандальная выставка. Я и там отличился. Среди снятых работ были и мои, в том числе два изображения председателя Мао. Товарищи в штатском отреагировали быстро: звонок в Художественный комбинат, где я по-прежнему работал, – и я на улице.
Тогда-то и стало понятно, что путь мой выбран правильно».

С 1976-го различные работы Сысоева активно публикуются на Западе.
Альбомы его рисунков и карикатур выходят во Франции и Польше (в издании профсоюза «Солидарность»).
Разумеется, без участия автора, проходят его персональные выставки в Италии, Франции, США, ФРГ.
На родине эти факты были оценены по-своему. В 1978 году домой к Сысоеву по какому-то придуманному делу пришли с обыском, правда, компрометирующих работ не нашли, зато унесли много другого «крамольного»: альбомы Поля Гогена, Рене Магритта, книги Цветаевой, Пастернака, магнитофонные пленки.
Художника стали вызывать на допросы, известив его, что он подозревается в распространении порнографии.
В феврале 1979 года Сысоев решил скрыться от «фемиды в штатском».
Он сбрил бороду и поселился на чужой подмосковной даче в глухой деревне Васюки.
Уж как искали Вячеслава неизвестно, но в «бегах» он провел почти 4 года, которые прожил с пользой для себя и искусства, создав множество графических работ.

В феврале 1983 года беглеца выловили и за его «враждебные» рисунки, давно уже ходившие по рукам по всей стране, посадили в Бутырку.
Власти решили судить художника как уголовника, чтобы не создавать прецедент политического дела.
Суд Брежневского района г. Москвы приговорил Сысоева к двум годам по статье 228 УК РСФСР («за изготовление и распространение порнографических изображений»).
Его отправили этапом в лагерь общего режима в Холмогоры Архангельской области, на родину Ломоносова.
Абсурдность процесса отобразилась в тексте приговора, согласно которому среди прочих были признаны порнографическими следующие рисунки:
             - двух обнаженных женщин, имеющих вместо ног гусиные лапы;
            - двух обнаженных женщин с волосами голубого и светлого цвета;
            - обнаженной женщины, под которой изображен мужчина с тележкой.
В защиту Сысоева выступили известные люди в СССР и на Западе: Василий Аксенов, Иосиф Бродский, Владимир Буковский, Петр Григоренко, Михаил Шемякин, Ив Монтан, Ингмар Бергман, и даже «коллега по цеху», карикатурист Херлуф Бидструп (член компартии Дании).

Всем было ясно, что на самом деле художника судили за откровенную критику той «политической порнографии», которая пронизывала всю жизнь советского общества.
Из заключения Вячеслав вышел в 1985 году к моменту «перестройки». Ему удалось устроиться рабочим в ближайший к дому детский сад. Еще год Сысоева вызывали в «любимое учреждение» на профилактические беседы, потом, после устроенного им скандала, вызовы прекратились.

В 1988 году появились первые публикации в «Московских Новостях», как отмечал сам Сысоев, «размером буквально с почтовую марку», а в Доме Медиков состоялась и первая на родине персональная выставка художника, закрытая через 3 дня по указанию свыше.

Друзья художника вспоминали, каким он появился в Москве, отведав тюремных харчей.
Как напряжен он был, как часто возвращался в разговорах к рассказам про «зону», про «гражданина начальника», про «отряд», про «шконку (тюремную кровать) и баланду».

Многие считали, что Сысоев, который к тому же испытал в это время и семейную драму, не «свихнулся» лишь потому, что встретил тогда на своем пути Ларису, ставшую ему женой.

Эта женщина буквально вырвала Вячеслава из состояния ступора и увезла из страны, где ему, талантливейшему художнику, суждено было оставаться «рабочим детского сада».
В 1989 году Сысоевым удалось выехать по частному вызову на персональную выставку Вячеслава в Голландию, а затем остаться в Западном Берлине.
Сразу после падения стены они узнали от знакомых, что в Восточном Берлине евреям дают вид на жительство.
Поскольку Лариса была еврейкой, семья решила переехать в Восточный Берлин в качестве еврейских беженцев. Через некоторое время они уже жили в общежитии, на Кётенерштрассе в Аренсфельде на окраине обветшавшей столицы ГДР.
Как писала потом Лариса в своей книге воспоминаний и размышлений «Берлинские эпохалки»:
«У всех было очень подавленное состояние - серые, убогие немецкие «хрущобы», коммунальные квартиры, несовместимость с соседями, чужой язык, хождение по мукам, то есть по немецким организациям, я уже не говорю про ностальгию».

Воспоминания Ларисы Сысоевой появились в 1999 году в журнале «Октябрь», затем были изданы отдельной книгой в Москве, а сейчас выпускается ее второе издание – одновременно с альбомом рисунков и карикатур Вячеслава Сысоева.

Несомненно, интерес к этой книге вызван в первую очередь легендарной фигурой самого художника-сатирика – главного героя «эпохалок».
Однако, к примеру, Игорь Губерман, высоко оценивая литературное творчество Ларисы Сысоевой, писал, что она вообще «ухитрилась создать литературу из самого воздуха человеческого общения».
Вот несколько интересных фраз из воспоминаний Ларисы:
- «Слава мне один раз сказал: «Я себя вел ТАМ, как шпион. Никогда не одевался модно и красиво. Зато в портфеле, польском или венгерском, всегда лежали вещи, недоступные разодетому быдлу - пластинки Джерри Ли Люиса, Элвиса Пресли или Ивана Реброва, а из книг «Архипелаг» и другие».
- «Мы со Славой пошли к врачу, тот спрашивает: «Скажите, пожалуйста, когда вы себя в первый раз почувствовали плохо?». Сысоев невозмутимо отвечает: «В октябре 37-го года, когда родился».
- «Когда Слава услышал про убийство Галины Старовойтовой, он позвонил в Москву Жене Попову и в сердцах воскликнул: «Что же это за страна, где убивают таких людей?».

В 1990-х годах Сысоев несколько раз пробовал сделать что-то для собственной реабилитации.
Все было безрезультатно. Не помогло даже вмешательство А. Яковлева и А. Приставкина. Председатель суда, куда обратился писатель Приставкин, прямо заявила: «Из-за таких, как Сысоев, и развалилась наша страна!».

Многие раздраженные искусством Сысоева коллеги и чувствительные зрители склонны рассуждать о подавляющей мрачности и о болезненности его художественного мира.
Ведь даже праздничную игровую стихию русского лубка Сысоев умудрялся нагрузить тяжкими современными проблемами, втягивая зрителя в сложные лабиринты рисунков, насыщенные текстами и различными знаками. 

Но нельзя забывать о том, что мрачная и бредовая атмосфера рисунков Сысоева это не игра в «страшилки», а отражение мира, в котором долгие годы жил художник.

Более того, мизантропия, меланхолия и кошмары сопутствовали творчеству многих великих деятелей культуры прошлого, прямое родство Сысоева с которыми неоспоримо: Свифту, Гойе, Гоголю, Хоггарту, Кафке.

Впрочем, сегодня жизнь удаляется от невыносимой тяжести «застойно-застольных» времен и неустойчивых 80-х годов.
Теперь можно было бы посмотреть на рисунки Сысоева отстраненно.
Да, было это ужасное и убогое, было и прошло, и мы теперь представляем собой то самое человечество, которое, «смеясь, расстается со своим прошлым».
Отчасти все это так и есть. Но, к сожалению, только отчасти. Так уже во второй половине
90-х годов, когда в берлинском «Русском доме», принадлежащем правительству демократической России, была устроена выставка Сысоева, некто «присматривающий», велел снять три его новые работы, сочтя, что они посягают на светлый облик тогдашнего Президента.
«Да, знаете ли, это карикатурист, художник. Он при коммунистах два года за свои рисунки просидел», – хлопотали устроители.
«Мало дали», – услышали они тихий ответ.

В Германии Вячеслав Сысоев стал главным редактором литературно-художественного альманаха «Остров», и последние годы своей жизни активно работал в области компьютерной графики.

Его работы последних лет, созданные в компьютерном пространстве, стали еще более виртуозными, а неповторимый сысоевский стиль, элементы эпатажа и едкая фантазия хорошо знающего жизнь мастера - еще более глубокими.

В последнее время Сысоев возвращается и на российскую почву: большая коллекция его работ в ЦДХ, выставки, публикация писем, серьезные рецензии в прессе.

В 2004 году в российском издательстве «Новое литературное обозрение» была издана книга Сысоева «Ходите тихо, говорите тихо: записки из подполья».
У Сысоева появилось много учеников и подражателей, работающих иногда, к сожалению, на грани плагиата.
2 марта 2006 года Вячеслав Сысоев умер в Берлине, не дожив 1,5 года до своего 70-летия.

 Может быть, не за горами то время, когда шедевры блистательного мастера Вячеслава Сысоева займут свое место и в Третьяковке, и в Музее Метрополитен, и в парижском Центре Помпиду рядом с другими выдающимися художниками, рассказывающими людям правду о своей эпохе, какой бы горькой и страшной она ни была.