Где живет опасность?

Владимир Хохлев
Опубликовано в журнале «БЕГ» (№6, 2006)

Христианство – религия мира, добра и любви.
Мирный христианин, любящий «врагов своих» по определению не может быть опасным ни самому себе, ни окружающим его людям. 
Значит ли это, что опасности жизни рождаются и живут в нехристианском мире? 

Гость номера - настоятель Императорского Петропавловского собора и церкви св. Екатерины в Академии художеств, кандидат богословия, кандидат архитектуры, заведующий Иконописным отделением и Церковно-археологическим музеем Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, профессор Института им. И. Е. Репина РАХ, председатель Епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам, игумен о. Александр (Федоров).

- Отец Александр,  журнал «БЕГ»,  разрабатывая тему безопасности жизни, стремится не «проскользить по ее вершкам», а «дойти до самой сути», выяснить не следствия, а причины.
Перед грозными проявлениями природы, человек чаще всего бессилен, но огромное число опасностей  создаются самими людьми. Если христианство -  самая массовая мировая религия - не опасно, другие вероучения тоже стремятся к доброте и любви,  то где же рождаются опасности?

- Если коротко сказать о нашей стране, то опасность в безответственности, воспитанной в наших соотечественниках не в каком-то историческом прошлом, а в ХХ столетии.
Думается, что ответственному и грамотному человеку легче стать «безопасным» христианином, отвечая перед Богом и за свою душу, и за те служения, которые в этом мире удастся осуществить.

- Бог – создатель всего живого, добр и всемогущ. Почему  некоторые люди, искренне верующие в Бога, боятся Его? 
- В святоотеческой традиции принято отмечать три стадии духовного роста в отношениях личности к Богу: как раба, как наёмника и как сына. На первой стадии доминирует страх наказания, на второй – желание получения благ, на третьей – истинная любовь к Богу, которая искореняет страх.
Однако, и на последнем этапе присутствует страх, но уже другого рода – благоговейный страх оскорбить Господа своей нечистотой и отсюда дополнительное стремление к осознанию грехов, их исповедованию и искоренению, приложение усилий к духовному совершенствованию…

- А почему некоторые христиане, боятся других людей? Или, зададим вопрос по-другому. Представим такую ситуацию - интеллигентный православный молодой человек (или девушка) в темном дворе натыкаются на пьяную хулиганствующую толпу, приближающуюся к нему (ней) с явно агрессивными намерениями. Что делать в такой ситуации?
Молитвенно взывать о помощи к Богу, «позорно» убежать, или сжать кулаки и зубы, и приготовиться «дать бой», который еще неизвестно, чем закончится?
- Отвечу пересказом слов митрополита Сурожского Антония, возглавлявшего православную епархию Русской Православной Церкви в Англии. Владыка рассказывал, что однажды проводил занятия в одном колледже, и некий студент демонстративно хотел покинуть аудиторию. На вопрос о причине, тот ответил: Вы не христианин... Вы не пацифист. Владыка Антоний спросил этого «пацифиста»:
- А если на твою невесту нападут хулиганы?
- Буду молиться» - ответил студент.
- А если за это время насилие всё же осуществится?
- Буду молиться, чтобы из плохого Господь сделал что-то положительное.
- Это, конечно, последовательный подход, - заключил Владыка, - но я не хотел бы быть твоей невестой.

И тут же митрополит Антоний привёл мысль нашего известного богослова, жившего в ХХ веке во Франции, Владимира Николаевича Лосского о том, что бороться за свои права, может быть, низко, но не бороться за права другого - нуждающегося в этом - подло.

- В одном из номеров нашего журнала прошел материал под заголовком «Рядом с Богом безопаснее». Как бы вы прокомментировали эту мысль.
- Мы, конечно, живём в опасном мире. Религиозная жизнь требует пристального внимания к разного рода опасностям, в том числе – к возможности, оступиться, которая подстерегает свободного в своей воли человека на каждом шагу. Мы можем быть с Богом или, увы, отойти от Него.

Подлинная верность Богу предполагает память о том, что Он благ и не может быть источником зла. Зло и порождаемая им опасность источаются демонической волей, провоцирующей человека на грех. Господь может в некоторых случаях лишь попустить зло, чтобы не нарушать богоданную свободу человека.
Однако есть такое правило: если человек не допускает глупостей и остается верен Богу, то сколь бы трудные испытания в жизни он не имел, они не будут выше его сил. То есть, свободная личность всегда имеет возможность остаться верной Богу. Если же надвигается опасность, выше человеческих сил - Господь помогает Сам.

- А в других случаях?
- Он и в других случаях помогает, но мы не всегда видим это и порой считаем, что в чём-то хорошем есть наши собственные заслуги. Нужно всегда помнить, что «это хорошее» совершается не без Божьей помощи.

В благих делах сопротивление тёмных сил особо велико, так что без помощи Божией, без поддержки ангела-хранителя,  молитв святых, а также молитв живых близких людей и своих молитв – бывает не обойтись.

Мы просим Господа о том, чтобы «была Его воля» – и она в итоге совершается, но в конкретных сиюминутных ситуациях взаимодействуют разные вышеназванные воли. Мы же верим, что под водительством Божиим не должно быть случайностей. Если же трудно – надо претерпеть.
Даже что-то, по видимости не сложившееся в этом мире, не есть обязательно признак поражения, ибо итоги подводятся после, а окончательные – на Страшном суде. Что же касается «частностей» - тут несметное количество примеров чудесной помощи в самых острых ситуациях. Думаю, у каждого человека в его собственной жизни такие примеры есть. Может быть, не всегда осознанные как примеры сверхъестественной помощи.

- Есть преимущества верующего человека перед атеистом в вопросах жизнеустройства, творчества, деловой карьеры, отстаивания своих прав и интересов, защиты от опасных воздействий «безумного, безумного мира»?
- Преимущество верующего человека-христианина в том, что он знает смысл своего бытия.
Смысл бытия в обретении полной связи с Богом, возможность которой была утрачена человечеством в лице праотцев на заре нашей истории и обретена во Христе через Его Смерть и Воскресение.
Вера в жизнь с Богом в Его Царстве подразумевает не только взгляд вперёд, но и осуществление Царства Божия в настоящем. Такая перспектива в корне меняет отношение человека к жизни – ведь настоящее окрашивается присутствием вечности.

Обычно человек не умеет переживать настоящее, он в рабстве у завтрашнего дня.

Умение пережить данный момент, «здесь и сейчас» - это освобождение от излишней озабоченности и воспитание в себе гражданина Царства Божия, в котором нет мучительного разрыва на прошлое, настоящее и будущее. Следовательно, земные дела можно преобразить в служение Богу так, чтобы профессиональные труды, семейные, дружественные и общественные отношения стали гранями церковного служения по завету апостола Петра, называющего христиан народом Божиим и царственным священством. Всё это помогает определить степень активности в каждом конкретном деле.

Что касается творчества, то важно знать, что осознание в личности творческого начала - как весьма значимой части образа Божия, по которому человек создан, - это итог христианизации мира. В дохристианских культурах искусство воспринималось, как ремесло. Христианство помогло понять человека как личность, созданную по образу Творца и способную этот потенциал (образ) обратить в действие. И в обращённости к Богу осуществить реализацию данного потенциала (подобия).

- Как сделать чтобы неверующие - которых, после засилья советского атеизма, в России еще много - обрели веру?
Какими словами рассказать людям о том, как их обманывали? Какими поступками, доводами и примерами вести людей к храму?
В интервью одной петербургской газете Профессор Московской духовной академии дьякон Андрей Кураев сказал: «Пока народ не вернется к своему стержню, к своей вере, рядом с нами жить будет опасно». Как сделать, чтобы вернулся?

- Вы говорите о проповеди христианства. Если человек совсем ничего не знает о Боге, с ним нужно говорить о мире. О всеобщей смертности физического мира. Человек рождается и умирает, цветок распускается и вянет, даже город, построенный людьми, через века засыпается песком. Все видимое глазом - смертно.

Но если смерть – закон физического мира, то какой тогда в нем смысл? В чем смысл видимой жизни?

Задавая такие вопросы, мы подвигнем думающего и ответственного человека к началу поиска. И пусть он не сразу придет к истинной вере, пусть «потыкается» в разные учения и теории. Но если Бог увидит, что человек искренне хочет понять жизнь, Он откроет ему её смысл. И красоту невидимого глазами, не физического мира, который окружает человека всю его земную жизнь. Мира, который был до его рождения, и который встретит его после смерти.
Если это произойдет, то человек обретет веру, и назад к навязанному ему отрицанию Бога уже не вернется.  Главное – толкнуть человека к движению мысли и сердца.

Но надо помнить, что проповедь - и даже участие самого Господа - еще не гарантирует «возврата народа к своему стержню и к своей вере». В людях семьдесят лет воспитывалась жестокосердие и беспринципность, из народа семьдесят лет «выбивали» способность думать самостоятельно и объяснять явления окружающего мира не по школьным учебникам.
Поэтому сегодня нужно ждать, когда возникшее в гуще народа, как ручеек, но пока еще не всеобщее движение к этому «возврату», не разольется в широкую полноводную реку. Пока не сработает тот самый принцип «большинства», который позволил большевикам после 1917 года опрокинуть народную православную веру. Ждать и по мере сил работать на этот результат. 

- История христианства знает  много примеров помощи Бога человеку, в том числе и в, казалось бы, безысходных (катастрофических) ситуациях. Зачем Бог это делает? И что должен делать человек, получивший такую мощную поддержку?
- Господь помогает человеку либо просто потому, что это справедливо, либо сверх справедливости – по милости и любви. Ответом человека Богу должно было бы быть желание благодарить. К сожалению, очень часто, великие блага, полученные от Бога, в том числе, и саму свою жизнь, человек воспринимает как должное, и благодарить Бога не умеет.
Не случайно центральное таинство, совершаемое Церковью – таинство Тела и Крови Господних – именуется Евхаристией, в переводе с греческого: благодарением.

О факте поддержки Богом - в целях свидетельства о Боге - человек должен рассказать другим людям.

В мире много людей, стремящихся к Богу и сомневающихся. Подобные чудесные случаи помогают обрести веру.   

- Часто в выяснении отношений между людьми, группами людей, коммерческими структурами и даже государствами - применяется сила. В каких случаях, обеспечивая свою безопасность, мы должны не «подставлять другую щеку», а отвечать силой на силу?
- Оказавшись на переднем крае фронта борьбы с разрушительными силами важно различать зло и носителей зла. Бороться следует с первым. Там, где можно претерпеть - тем самым, угашая зло - нужно претерпеть. Но в разумных пределах.

Повторю мысль митрополита Антония: где речь идёт о безопасности других - данных нам Богом ближних (не только родных) - там следует быть более активным в их защите. Конечно, надо соизмерять силы, и если их мало, просить у Господа непосредственной поддержки.
И просить мудрости, чтобы выбирать не просто «из двух зол меньшее», но выбирать благо.

- Во все эпохи Церковь призывала своих чад любить земное отечество не щадить жизни для его защиты. Получается, что жизнь человека имеет  меньшую ценность, чем безопасность отечества.
Как разъяснить этот тезис тому же студенту-пацифисту, выступающему против насилия в любых формах?
- Церковь традиционно всегда присутствовала и в армии и на флоте. Однако истинной причиной этому является не одобрение войн и убийства, а желание не оставить своих чад в трудной и неблагоприятной обстановке,  в вынужденном и жестоком деле – в войне.

Не дело Церкви, а дело мира сего – война. В этой обстановке для военного духовенства было и есть место подвигу самопожертвования «за други своя».
Теряя земную жизнь за жизнь других людей и за свою родину, человек обретает жизнь в Вечности.

- Где грань между «допустимой самообороной» и ущемлением прав и свобод другого человека (народа)?
- Думается, что такое различение с трудом поддаётся обобщению. В каждом случае эта грань определяется индивидуально и адекватно ситуации.

- В современной России количество богатых и состоятельных людей неуклонно растет. Какое отношение к богатству, к деньгам безопасно для человека?
- Богатому спастись труднее, потому что наличие большего состояния предполагает и большую ответственность за его использование. А с ответственностью у среднестатистического советского и постсоветского человека дело обстоит слабо. Это, кстати, и есть одна из причин наших глобальных трудностей. Однако не сказано в Евангелии, что невозможно спастись богатому, сказано, что очень трудно.
«Рецепт» же сегодня такой: воспитание ответственности и всецелая преданность Богу, проявляемая в частности, в готовности постоянного проявления любви и милосердия.

- Как сегодня многими считается, любовь и милосердие – это качества несовместимые с серьезным, «конкретным и реальным» бизнесом. 
- Вместе с тем русская история знает много замечательных примеров купцов-благотворителей и купцов-меценатов.

- В свое время преподобный Иосиф Волоцкий выиграл исторический спор у преподобного Нила Сорского в вопросах приращения материального состояния монастырей. Успешные в этом смысле монастыри и приходы, по мысли подвижника, должны были обеспечивать дополнительную славу вере, церкви и ее основателю - Самому Богу. 
Может ли этот тезис быть применим к успешному, воцерковленному мирянину-бизнесмену?
-  Изначально это скорее ветхозаветная позиция, но она уже в древности опровергается книгой Иова. А в Новом завете постоянно говорится о различии мирской и духовной иерархии ценностей. Притча «о неверном управителе» из 16 главы Евангелия от Луки вообще указывает на то, что богатство не есть наше, оно Божие и даётся нам только в управление.
Это касается и материальных, и духовных даров. Церковь и мир, всё равно, разнородны.  Церкви «мир сей» сопротивляется все время. Самые внешне благоприятные периоды жизни Церкви в мире были чреваты своими немалыми проблемами.
В интересах здравого государства - дать возможность для Церкви и даже для её чад торжества позиции преподобного Иосифа Волоцкого.

Церковь будет существовать до конца Истории и введет чад своих в Царство Божие, не зависимо от того насколько она в целом или верные её члены будут богаты в этом мире. Богатство весьма хрупко, быть ему или не быть – как Бог даст.
Замечено на опыте, что если делается Божие дело – Господь совершенно неизреченным способом даёт на его осуществление столько средств, сколько необходимо.
Интересно, что оба преподобных оппонента были учениками в нескольких поколениях преподобного Сергия Радонежского, у которого обе позиции удивительным образом были соединены.

- Журнал «БЕГ» о безопасной жизни. Какой вам представляется «безопасная жизнь»?
- Безопасность, основанная только на мирских опорах, - относительна.
Наиболее надёжна для человека такая позиция: с одной стороны, он не боится в любой момент - если Господь призовёт его к Себе - предстать Богу. Он к этому готов, не имеет не исповеданных тяжких грехов, часто участвует в церковных таинствах и живет активной христианской жизнью, исполняя заповеди Божии.
С другой стороны, он готов продолжать - находясь в этом мире - жить с благодарностью Богу, с умением радоваться. И, конечно, нести ответственность не только за себя, но и за ближних - в широком смысле этого слова.
Чтобы человек мог жить так, как я сказал, государство должно обеспечить людям бытовую безопасность, при соблюдении всем известных гражданских свобод.

- Как государство может «выстроить» эту безопасную жизнь? Как человек – гражданин должен участвовать в этом деле?
- Один очень достойный политический деятель справедливо сказал, что главная цель государства в создании максимально благоприятных условий для возможности спасения души каждого, живущего в нем человека. При этом надо понимать, что оградительно-защитные функции государства необходимы для того, чтобы не допускать злу и его носителям воздействовать на людей.

При этом ограждение от зла не должно быть борьбой против носителей зла - преступников, нарушителей. Но борьбой за них, за их возможность изменения и обращения - даже если вероятность этого невелика. От проявлений злой воли оступившихся членов общества власть должна защищать остальных «нормальных» людей.

Вот частные примеры.
Долг государства обеспечить безопасность человека на транспорте, и на дороге. Это значит, что необходимо работать над транспортными схемами, причём под ответственностью именно градостроительных органов, жестко обеспечивать силами автоинспекции корректное поведение водителей, которое у нас в дефиците, обеспечить надёжность авиаперевозок и уж, конечно, исключить движение вертолётов и самолётов над городом.

Важны гарантии рядовому гражданину в жилищном вопросе, человек не должен жить под ежедневной возможностью переселения, потому что кому-то понравилось место, где расположен его дом.

К сожалению, государство может подчиниться разрушительной идеологии, как было в недавнее время, или стать проводником иных разрушительных сил: коррумпированности чиновников, срастания их с криминалитетом, использования бесправного положения рядовых граждан и даже нашего историко-культурного наследия исключительно для наживы отдельных лиц. Дальше можно не продолжать, ибо всё это хорошо известно.

Важно каждому гражданину не отчаиваться, но твёрдо следуя нашим традиционным нравственным принципам, вести себя достойно и последовательно на своём скромном месте. Принадлежность Церкви Христовой, а в ней – Небесному Отечеству, может дать здесь реальную опору.

- «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» утверждают, что «главным источником преступления является помраченное состояние человеческой души». Прокомментируйте, пожалуйста. 
- Преступник не только причинят ущерб окружающим, он разрушает самого себя. И в том, и в другом случае он в разладе со своим Создателем, он мешает Богу спасти себя для вечной жизни.

- В том же документе допускается ситуация когда, - «в случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны Церковной полноты» - Церковь может обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению. Насколько безопасно такое неповиновение?
- Речь ведь идёт о мирном неповиновении…В той ситуации, когда нарушается евангельский принцип: «Кесарево Кесарю, а Божие – Богу».

- Отделенность Церкви от государства досталась нам в наследство от воинственно-атеистического советского строя.  В некоторых странах - таких как Греция, Финляндия, Кипр -  Православная церковь имеет статус государственной религии. Есть ли подобные перспективы у России?
- Есть альтернатива в заключении договора между Главой Российского Государства и Главой Русской Православной Церкви по типу конкордатов, заключаемых Ватиканом с некоторыми вполне «светскими» странами. Этот договор мог бы решить большинство проблем, не решаемых в нашем нынешнем положении.

- Несколько вопросов о самочувствии РПЦ в  современной России.
Уже упомянутого мной дьякона Андрея Кураева недавно не пустили на завод «ФОРД» во Всеволожске. То есть, в светской одежде могли пустить, -  в рясе нет.
Андрей Кураев переодеваться не стал, и охарактеризовал данный факт, проявлением  нетерпимости к православной вере.
С Вами такое случалось? И если бы случилось, как поступили бы Вы?
- Так чтобы как священника меня куда-то не пустили - такого не помню (однажды хотели не пустить, но пустили).

-  Одно СМИ, недавно опубликовало статью о якобы имеющей место поголовной безграмотности современного российского духовенства. Будто бы лишь 3% рукоположенных священников имеют высшее образование. Так ли это?
- Это искаженная информация. Многие священники имеют прекрасное светское образование. На Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года было решено, что тем из них, у кого не окончена Семинария, следует получить и духовное образование.
Сейчас проходит реформа системы церковного образования. Семинарии становятся вузами, а Академии – аспирантурой. Есть богословские институты и факультеты в негосударственных вузах. У нас в городе активно поддерживаются межвузовские связи с участием Духовной Академии.

- Игумен Вениамин (Новик) в статье «Безбожие – цианистый калий для народа» (газета «Дело», от 22.10.07) напоминает о том, что аксиомы науки и догматы церкви не имеют доказательств. 
Почему, на Ваш взгляд, в общественном сознании научные гипотезы и другие стереотипы занимают больше места, чем религиозные догмы.
Может быть, современные богословы общаются с народом на непонятном языке?    
- «Жаждущему правды» этот язык понятен. А отвечать на не поставленные человеком для себя вопросы - действительно трудно.

До сих пор школьников и студентов заставляют принимать на веру такие никем не доказанные гипотезы, как дарвинизм, как геохронология - противоречащие ряду явных фактов

По поводу опасности стереотипов мышления.
Архиепископ Афинский Христодул, во время визита в нашу Духовную Академию в 2001 году, сказал, что для христиан в современном мире есть три главные опасности: религиозный экстремизм, проблемы биоэтики и глобализация. Мне уже довелось говорить на одной конференции о том, что как раз по этим трём темам в обществе наличествует дезинформация, усугубляемая типичными для нашего времени подменёнными понятиями.

А именно:
По первой теме - конкретный религиозный экстремизм дипломатично называют размытым термином «международный терроризм».
По второй - грех сожительства именуется «гражданским браком». А преступные по характеру своего действия абортивные средства продаются в аптеках как «контрацептивы».
По третьей - термин «мондиализм», указывавший в прошлом на процесс сознательного стремления некоторых сил к управлению миром, заменили на слово «глобализация», имитируя естественность процесса. На самом деле, естественной является интеграция, а не глобализация.

Думаю, что это не только проблема языка. Однако, в умении называть вещи своими именами - половина успеха.

Беседовал Владимир Хохлев