Люда und Миша. Диалоги

Владимир Николаевич Новиков
       (о переписке Людмилы Улицкой с Михаилом Ходорковским летом 2009 года)

Письма Людмилы Улицкой, адресованные Михаилу Ходорковскому и его ответы известной писательнице из мест заключения или по-простому  из зоны, опубликованные в журнале «Знамя» в октябре этого года, сначала читать не хотел. Не моя тема. Но потом стало интересно, зачем писательница затеяла этот процесс. Пиариться ей таким вот образом, вроде, не с руки - итак достаточно известный человек, значит,  у неё были какие-то другие побудительные мотивы в этом проекте. Вот это то и заставило прочитать в вышеназванном журнале указанную переписку.

Перед написанием этой статьи  пробежался по интернет ресурсам на заданную тему, но глубоко в смысл интернет - статей не вникал, дабы не смазать своего личного впечатления от переписки.

Где-то прочитал, что некоторые умные головы пророчат Ходорковского в новые Президенты России. Мол, все данные у него к этой трудной и почётной роли имеются. Крепкий хозяйственник, сиделец, борец с режимом. Одним словом  нынешний режим в его лице готовит своего могильщика. Бедный Йорик. Я о режиме. Может Людмила уже с этой стороны ищет подходы к Ходорковскому. Кто знает, как всё сложится лет этак через десяток. Или Улицкая затосковала по временам диссидентским, по диссидентской романтике. Ведь она сама пишет Ходорковскому, что её родственники отсидели в тюрьмах более двадцати лет. Ну,  нет этого сейчас в России, и тоска замучила Людмилу, гложет прямо.

А Михаил молодец, прямо в лоб ей: я убеждённый государственник, идейный в недалеком прошлом комсомолец, патриот страны, яркий представитель оборонки. Я даже спервоначалу  зауважал его за эти высказывания. А потом подумал, может быть ему адвокаты советуют так отвечать Улицкой.

Людмила в ответ на эти высказывания Ходорковского заохала и заахала: как же так, Михаил, как же вы можете ратовать за государство, которое расстреляло, посадило, выгнало  тысячи и тысячи граждан. Не ожидала от вас, Михаил такого, я в шоке. Стало складываться такое впечатление, что строгая учительница истории бранит нерадивого ученика. Я даже злорадно усмехнулся: так тебе и надо, училка!

Видя, что разговор стал перетекать в другое русло, Улицкая попыталась сделать, что называется, хорошую мину при плохой игре, и  приплела к разговору какого-то своего мифического друга, известного западного физика, который по словам Людмилы к тому же и в политике хорошо разбирается. А я, мол, дура дурой в этом вопросе.  Вот встретимся втроем, когда вас выпустят, будем пить чай, вы будете спорить с физиком, а я слушать вас. Это моё любимое занятие. Прямо идилия какая-то по Улицкой: «Ленин в Горках пьет чай с крестьянами».

Обобщая результаты этого проекта Улицкой, прихожу к выводу, что прочитал переписку двух ограниченных людей. И если  предположить, что Ходорковский, находясь в заточении и будучи не глупым человеком, не стал раскрывать свои карты перед какой-то там писательницей, то Улицкая выставила себя в этих письмах, как сейчас любят выражаться некоторые, просто лохом.

Вникая в смысл переписки,  я заметил, что Улицкая сама стала жалеть о своей же затее с перепиской. Но тем не менее, она опубликовала эти письма. Видимо, есть у неё какие-то далеко идущие планы. Может она новый роман о М.Ходорковском задумала? Как знать….