О друзьях мнимых и настоящих

Валентин Косов
                О друзьях мнимых и настоящих

      Последнее время на склоне своей жизни я часто думаю о том, почему у меня так мало друзей, а, фактически, их почти и не было. В чем тут дело? Просто я тогда много не понимал. Приведу ряд примеров из своей жизни.
      Детство проходило под Подольском. В 1941 году уехали, и я там оставил своих школьных друзей. Мне было 12 лет. Мы поселились в Вешняках, и там я прожил безвыездно 13 лет. Я дружил с ребятами из поселка, а потом, когда уже заканчивалась война, я познакомился  с парнем, который был на год моложе меня, и увлек он меня тем, что мечтал о море. Звали его Виктором.  Он где-то раздобыл тельняшку, у него был отличный голос, он пел, мы строили планы о том, как поступим в мореходное училище после 10 класса. Как закончим его, будем бороздить моря и океаны и увидим весь мир. Эти мечты скрепляли нашу дружбу. У Виктора не всё ладно было с семьей. Отец у него был геологом, всё время в разъездах. Отец и мать не ладили друг с другом. Видимо, это частично отражалось на нем. Но я им восхищался и считал, что это мой настоящий друг. Закончилась война, мы учились, и первое испытание нашей дружбы началось, когда я уже был в 10 классе, а Виктор в 9-ом. Я заболел, месяц лежал дома один, пока не лёг в больницу, и в течение этого месяца Виктор ко мне ни разу не зашел. Честно говоря, я был в таком состоянии. Что мне было уже всё равно, потому что заболел я серьёзно, плеврит с угрозой туберкулёза. Я лег в больницу, пролежал там свыше двух месяцев. Он пришел ко мне  в больницу не сразу.  Я вышел во двор, мы погуляли. – «Где ж ты был?» - спросил я его, - «Да вот влюбился в одну женщину», - «Какую женщину?» - «Да вот, такая женщина, влюбился, ты меня прости, такое на меня нашло, какое-то опьянение. Больше такое не повторится», - «Да ладно», - сказал я.
     После больницы я уехал в санаторий, год был потерян. Из санатория я вернулся, потом уехал в другой.  В начале июля я был дома. Мои сверстники по бывшему 10 классу готовились к поступлению в ВУЗы, а я сидел у дома на лавочке, тосковал и часто ходил к Виктору. Мне было ясно, что мне на море уже не попасть, а у Виктора что-то было со зрением, он тоже понимал, что комиссию он по зрению не пройдет. Так что мечта, которая нас скрепляла, разлетелась в прах. Но дружба продолжалась. А тут приехал его отец, начался учебный год, я пошел во второй раз в 10 класс, и Виктор пошел в 10 класс. Отец сорвал его и увез с собой в Сибирь в какой-то глухой поселок. Там не оказалось школы. Виктор писал мне грустные письма, расспрашивал, как жизнь идет, кто что делает. Я ему подробно всё описывал,  аккуратно, он  благодарил меня. И вроде, дружба наша крепла, хотя и по переписке. Я закончил 10 класс. Только что закончил в начале июля. Виктор писал мне, что он скоро приедет. По дороге в школу я зашел к одному однокласснику, и вдруг там вижу Виктора. Я оторопел. – «Ты откуда?» - «Да вот только приехал», - сказал он. И мне это очень не понравилось. Как же так? Год переписывались, клялись в дружбе, приехал, вместо того, чтобы зайти ко мне, он ушел к другому парню из своего класса. «Ничего себе дружба», - подумал я. Так возникла первая трещина.
     Окончательно я так и не выздоровел, и медкомиссия меня не пропускала для учебы. С ужасом я думал, что еще один год придется пропустить. Как быть, что делать? Я сжал зубы и решил перетерпеть. Ходил, гулял, перечитывал школьные учебники, чтобы поступить в ВУЗ. Уже теперь забыл, что делал Виктор в это время. А, он продолжал учебу в 10 классе. Нашёл девчонку, бывшую одноклассницу, часто с ней гуляли, он вроде как в меня влюбилась, а мне нужно было просто с кем-то ходить. Сейчас я себя осуждаю за этот поступок, я поступал, как эгоист. Но Трещина между мной и Виктором всё увеличивалась. Он в основном встречался с ребятами из своего класса. Я для него стал как-то неинтересен. Но поскольку мы жили недалеко друг от друга, знали друг друга, иногда встречались. Я решил поступать в иняз. Друзья посоветовали мне самому на медкомиссию не ходить. Я попросил Виктора пройти вместо меня. Он это сделал, и я поступил. Я уговаривал его пойти со мной, но он не пошел. Я стал к нему приглядываться, что он за человек. Мне уже было ясно, что я для него неинтересен, почему, не знаю. Ну и вот, он мне стал тоже не интересен. Я вдруг заметил, что он очень ленив. Это бросалось в глаза. Он любил поспать, старался ничего не делать. В это время умерла его мать. Отец ему помогал материально.
     Виктор поступил на инженерно-экономический факультет Автомеханического института на Электрозаводской. Зачем он туда поступил? Мне кажется, он сам не знал.  На факультете учились одни девчонки, ему это не понравилось. Через год он оттуда ушел. А я учился в ИН-ЯЗе. Потом у Виктора умерла мать. Он привел к себе какую-то девчонку, и она осталась у него жить. У него родилась дочь. Я смотрел на Виктора и не узнавал его. Выяснилось, что он очень любит выпить, что он выпивал часто. Всё, дружба наша практически закончилась.  Между нами иногда вспыхивали мелкие ссоры, я его чем-то раздражал, он меня тоже раздражал. Я ему ничего не говорил, но, видимо, он это чувствовал. А может, жена его что-то против меня ему говорила. 
     Учились мы в разных ВУЗах, он был женатый, я холостой. После окончания ВУЗа я женился, уехал в Калугу, а когда приезжал домой, то узнавал от матери, что мой Виктор сильно пьёт, об этом знает весь поселок. С грехом пополам он закончил ВУЗ, его посылали по командировкам, но он, в основном, пьянствовал. Однажды мы с ним встретились, он попросил у меня взаймы 50 рублей. Мне не хотелось ему давать, лишних денег у меня не было. Но я дал ему: «Когда отдашь?» - «Скоро, через две недели». – Деньги он мне не вернул. А потом я вдруг узнал, что он попал под поезд.  На переезде на станции Вешняки его сбил товарный поезд насмерть. Вот и вся жизнь. Был ему 31 год, и жизнь закончилась. Вроде он должен был быть настоящий друг, но я его просто не знал.
     В институте было полно девчонок, в группе были девочки и мальчики, но когда варишься в одной группе небольшой, весь погружен в учебу, тут как-то не до дружбы, каждый за себя. Когда смотришь, как девчонки льстят преподавателям, занимаются разными ухищрениями, ругаются… А ребята каждый тянул в свою сторону. Нас было 4 человека, все мы были разные. В параллельной группе был один неплохой парень, но группа была другая, в общем, не было у меня там друзей. В Калуге я оказался среди преподавателей, которые прошли фронт, с ними мне было интересно. Один из них, его звали тоже Виктор, мне был очень интересен. Он работал переводчиком на фронте. Рассказывал эпизоды. Когда он немножко выпивал, он душевно рассказывал обо всем и говорил: «Ребята, давайте поддерживать друг друга. Вот мы на фронте были, мы всегда были друг за друга, это нас выручало и спасало».   Так мы и жили. И вроде бы дружили, но я был женат, он был женат, были семьи, не было друга, друга не было. Были коллеги по работе.
     Вернулся в Москву, поступил в аспирантуру, писал диссертацию. Были аспиранты знакомые, выпивали, встречались, потом на факультете остался работать, на факультете, практически, одни женщины. Мужчин мало. Их было мало, я всех их видел насквозь. Один любил погулять и выпить. Другой думал о карьере, как бы повыше взлететь, третий тоже делал карьеру по комсомольской, партийной линии. Всё это было видно, они это не скрывали, я молчал, ничего не говорил. И тут я себя спросил, где же мой друг? Потом, когда я занял пост начальника, около меня стали увиваться люди.  Вначале я наивно считал их друзьями. Это были мнимые друзья, друзья, которым что-то было от меня нужно, какие-то поблажки, рекомендации, помощь. Но что поделаешь?  Жить и работать приходилось с ними. Они звонили, поздравляли меня с праздниками, ходили  друг к другу в гости, но всё это не друзья, а знакомые-коллеги, и я стал понимать, что найти друга – это, пожалуй, труднее, чем найти себе жену, спутников жизни.
     Я видел друзей – фронтовиков и понимал, что их скрепила суровая фронтовая жизнь, когда они смотрели смерти в лицо, когда они выручали друг друга. Да, это дружба. А остальное – всё не то. В общем, не попалось мне в жизни настоящего друга. Может быть, и попадались, но я их не заметил, прошел мимо. Всё может быть. Но что ж, зато теперь я разбираюсь в этом. По крайней мере, надо различать, где тебе друг настоящий, который встречается редко, а где друзья мнимые, которым что-то от тебя нужно, у которых ты на счету, в их записной книжке твой телефон, а они тебя поздравляют с днем рождения, с праздниками и поддерживают с тобой контакты, а вдруг я еще могу пригодиться. А когда ты лишаешься уже своей должности, когда идешь на пенсию, ты уже многим становишься не нужен. Ну и Бог с ними. Значит, такая наша жизнь. А специально друга не найдешь. Его может подарить нам только жизнь, судьба. И не каждому везет в этой жизни.