Ракеты стартуют с подводной лодки

Соловецкий Юнга
        Как-то после встречи бывших юнг Вадим Коробов с женой Тамарой Андреевной и Николай Кравчук с женой Ниной Константиновной зашли ко мне домой. Естественно, завязалась беседа  о давних  событиях в школе юнг.
И вот передо мной сидит адмирал с Золотой Звездой Героя СССР. Признаться,  многие из бывших юнг   стали командирами кораблей, воинских частей, начальниками производств, учёными, художниками... Но как складывалась служба от юнги до полного адмирала? К  заслугам Вадима Коробова у нас с Кравчуком возник повышенный интерес:
– Вадим Константинович, – обратился я к нему, но он меня прервал и сказал:
– Я для вас не Вадим Константинович, а просто Вадим, вот так, давайте без чинопочитания.
– Вадим, расскажи кратко, с каких кораблей начинал службу и на каком флоте?
– По окончании школы юнг я был направлен в Ленинградское военно-морское подготовительное училище, затем поступил в ВВМУ им. Фрунзе. Командовал подводными лодками различных проектов. Почти вся моя служба была связана непосредственно с ракетными подводными лодками, от самых первых до новейших. Окончил военно-морскую академию. Служил начальником штаба дивизии, командиром дивизии, командовал флотилией атомных подводных лодок. Руководил подлёдными походами атомоходов на Северный полюс. Был начальником штаба Северного флота. Службу закончил в должности адмирал-инспектора ВМФ Главной инспекции Министерства обороны СССР.
Кравчук его спросил:
– Вадим, ты говоришь, что вся твоя служба связана с ракетными подводными лодками. И нужно полагать, с подводных лодок запускались баллистические ракеты. Нам приходилось поставлять некоторые разработки нашего объединения в системы управления баллистическими ракетами. Интересно, насколько успешно проходили испытания систем, ведь мы конкурировали с США в области запуска ракет с подводных лодок?
– Мы первыми провели пуск баллистической ракеты с подводной лодки, но это в надводном положении. Пуск баллистических ракет из надводного положения резко снижал скрытость и боевую остойчивость подводных лодок. Старт из-под воды долго не получался.
Вот один из эпизодов освоения и отработки подводных пусков. Лодка погрузилась на стартовую глубину. Находящиеся на корабле «Аэронавт» представители флота и промышленности ждали пуска. Время пуска прошло, по УКВ с «Аэронавта» запрашивают лодку, почему не выполнен старт.
– Старт состоялся – ответили с лодки.
После такого ответа адмиралы развели руками. Следует команда «на всплытие». «Аэронавт» подходит к лодке, швартуется. Открывают шахту, а там стоит... ракета, которая должна была улететь около часа назад. Председатель комиссии капитан первого ранга Александр Наумович Кирток приказывает всем собраться на «Аэронавте», чтобы выработать решение. Перебрасывается сходня... и в это время запускается ракетный двигатель! Паника! А ракета срывает крепления по-походному и стартует.
«Аэронавт» дал ход. Оборвал швартовые. Люди, которые находились на мостике ПЛ «Б-67», бросились к рубочному люку... Командир группы штурманской боевой части Болотов упал на спину и в таком положении наблюдал полёт ракеты. Хорошо, что обошлось без жертв. Ракета же улетела и при падении на землю полностью разрушилась. Главком ВМФ С. Г. Горшков потом командира ПЛ «Б-67» капитана второго ранга Янкина перевёл командиром дивизиона ремонтируемых  кораблей, а меня назначили командиром «Б-67» .
Причину аварийного старта установить не удалось. Чтобы предотвратить подобный самопроизвольный запуск ракеты, конструкторы внутри шахты на уровне бака-окислителя поставили ножевое устройство, которое приводится в действие командиром после всплытия, если старт не осуществился. Нож вспарывает бак окислителя, кислота выливается, и ракетный двигатель не запустится.
В августе 1960 года выходим на повторную стрельбу. Для меня стрельба из-под воды, естественно, первая. Погружение. Я в боевой рубке, Кирток – в центральном посту: «Заполнить шахту!» Прошли доклады из 4 отсека, что заполнен нижний уровень, потом средний и верхний уровни. Стоп насос! И тут – удар. Лодку встряхнуло. Оказалось, ракету сбросило со «стола». Схема стрельбы обесточилась.
Когда ракета в шахте ставится на «стол», то открывается механический клапан подачи воздуха в шаровой баллон ракеты. Ракету сбросило со «стола», а баллон надут – это 200 атмосфер. Почти повтор  первой стрельбы. Подвсплываем под крышку рубки, пытаемся открыть, но ее заклинило.  С трудом удалось открыть вручную. Всплываем, выбегаю на мостик.
Ракета в шахте, работают гироприборы. Но «голова» ракеты раздавлена с 4-х сторон. Что делать? Приводить ножевое устройство в действие? Но если азотная кислота из вскрытого ножом бака окислителя выльется, то клапаны шахты выйдут из строя, придётся становиться в завод, а испытания отложить на несколько месяцев. Но можно через нижний лаз забраться в шахту под двигатель, открыть механический клапан и стравить воздух из шарового баллона. Тогда ракета будет в безопасности. Обратился за помощью к конструкторам, которые находились на борту. Те недоуменно посмотрели на меня:
– Под сопло? Вадим Константинович, мы же не дураки...
Пришлось построить личный состав ракетной боевой части. Тут желающие выполнить рискованную операцию нашлись. Полез старшина первой статьи, и ещё один моряк ему помогал. Будем честны: парни совершили подвиг. Более того, сохранив ракету, мы выяснили причину аварии.
Через месяц, когда устранили неисправность, 10 сентября 1960 года состоялся первый в СССР успешный подводный старт баллистической ракеты. С глубины 30 метров при скорости лодки 3,2 узла. Из начальства у меня на борту находился лишь председатель комиссии капитан первого ранга Кирток. Многие уже не верили в успех.
– Вадим, так Героя Советского Союза тебе присвоили за первый успешный подводный старт баллистической ракеты?
– Нет, за испытания крылатых ракет меня наградили орденом Красной Звезды. А за освоение баллистических ракет ни один моряк не отмечен. В конце 1975 – начале 1976  года я командовал тактической группой из 2-х кораблей –  ракетного подводного  крейсера стратегического назначения и торпедной ПЛА  –  во время их перехода с Северного флота на Камчатку вокруг Южной Америки через Атлантический и Тихий океаны. За этот поход и удостоен звания Героя Советского Союза.
В заключение Вадим сказал, что подводная лодка Б-67, которой он командовал, – замечательный корабль, и через этот корабль прошли замечательные люди: офицеры, старшины, матросы. Всем им спасибо.
12 апреля 1998 года Вадим Константинович скончался после тяжелой болезни.

«Школа юнг в своё время впитала самую активную молодёжь, из которой потом вышло много отличных командиров, она принесла большую пользу нашему Военно-Морскому флоту», – Адмирал флота СССР Н. Г. Кузнецов.