Размышления о Снежной Королеве

Владимир Борисович Егоров
Все считают Г.Х. Андерсена детским писателем-сказочником. Но это – всеобщее заблуждение, ибо Андерсен никогда сказок не писал. Все его произведения, на которых выросло не одно поколение европейцев (к которым можно отнести и русских до 1917 года), а также советских людей – это не что иное, как христианские притчи новозаветной тематики. Подобно тому, как во времена Ветхого Завета, да и при земной жизни Иисуса Христа, сознание людей формировалось на осмыслении мудрости, данной в притчах, сказаниях, подобно этому Андерсен продолжил старую традицию в рамках своего североевропейского лютеранского сознания. И лучшей из таких его притч может по праву считаться притча-сказка о Снежной Королеве.

В ее содержании тонко сочетаются ветхозаветные и ранние христианские, даже порой апокрифические, основания и понятия с современной Андерсену действительностью. Подобно тому, как иногда в средневековом и позднем русском иконографическом искусстве современность находила свое выражение во внешних атрибутах иконы – например, одежда персонажей иконографических композиций или ландшафт, дополненный строениями. Так писали: Босх - в конце 15-го века, Рембрандт – в 17-ом веке, так же писал Васнецов в начале 20-го века. У Андерсена такое сочетание передает глубину понимания «современности» или неизменности во времени таких категорий, как грех, со всеми его основаниями и последствиями. Гордыня, холодное сердце, радикальный рационализм, возвеличивание собственного «я» (эгоизм) как одна из форм гордыни и пр. Причем, присутствуют они у людей, независимо от возраста, социального слоя или рода занятий.

И наряду с этим обозначена исцеляющая роль любви. Любовь побеждает. Андерсен четко определил любовь, отделив ее от схожего с ней понятия «добро», которое доминирует в поздней русской мифологической литературе. Добро, по Андерсену, есть следствие любви в человеке. Без этого определения порой добро кажется недостаточным или иногда даже мы готовы провести его подмену.

Добро, как правило, безлико, любовь всегда личностна. Добро в своем действии аморфно, любовь действует целенаправленно, ее силой разрушаются любые преграды. Ей не страшны расстояния или погодные условия. Но, если добро безлико, то мы не можем найти его истинного источника. Любовь может быть настоящей любовью только тогда, когда она происходит от Бога. На любви к Богу основана человеческая любовь. Если без Бога, то, в конечном счете, такая любовь вырождается или в хорошие отношения или в простое сексуальное влечение. И тогда добро может обернуться злом. Любящий Бога, любит человека, борясь с его грехом, помогая ему преодолеть несовершенство, проходя вместе с ним путь этого преодоления. Просто любящий человека, в конечном итоге может сдать свои позиции в борьбе против греха любимого и отвернуться от него, как потерявший к нему человеческое влечение, отвернуться как от разрушенного, низложенного идеала.

На любви девочки Герды к Богу основана эта притча. Герда любит Кая, своего названного брата, но она идет на его спасение не просто как любящая девочка, но именно на основании Божественной любви, с молитвой на устах. Эта молитва является действенным фактором против сил зла, которые противостоят ей под разными видами.

Источником молитвы, происходящей от любви к Богу, а, равно как и источником самой любви к Богу, согласно христианскому мировоззрению, является сердце. Когда воскресший Христос явился двум ученикам, апостолам Луке и Клеопе, во время их путешествия в Эммаус, то после этого они, сокрушаясь о том, что не узнали своего Господа и любимого Учителя, восклицали: «Не горело ли сердце наше?..» Из такого горящего сердца исходит всепобеждающая любовь. Напротив, холодное сердце не способно любить. Человек с холодным сердцем не способен молиться. Кай, получив в сердце осколок дьявольского зеркала, от чего его сердце замерзло, стал неспособным к молитве. Когда он, привязав свои санки к саням Снежной Королевы, понял, опасность своей поездки, то захотел прочитать «Отче наш» и не смог – слова у него застряли в горле. Это не просто образное выражение. Именно это является признаком холодного сердца. Молитва всегда только заканчивается звуками, облеченными в слова, исходный же ее пункт, ее источник – сердце. Если сердце пусто – слов нет и звуки попросту «застревают» в горле. Когда же Герда пришла в чертоги Снежной Королевы, то ее любовь растопила сердце Кая, осколок выпал, и сердце вновь стало горячим, восприимчивым к любви и способным к молитве.

Вообще, холоду уделено у Андерсена довольно много места в притче. Также и в церковном Предании есть четкие определения холода. В апокрифической Книге Еноха повествуется об «устройстве» Преисподней. В отличие от общепринятых представлении, там – не жар, а холод. Ледяной холод. Интересно, в «Божественной комедии» Данте такое же представление о глубинах ада. Не о верхних его слоях, а о глубинах. Девятый круг ада у Данте состоит из ледяного озера, в которое вморожены душа Иуды и Брута – предателей. В Снежной Королеве тоже присутствует ледяное озеро – там ее трон, ее седалище. Там – ее главное место – в центре холода.

Во втором веке греческий ученый и христианский богослов Ориген указал на связь понятий «душа» и «холод». По-гречески, ;;;;; – холод, а ;;;; – душа. Схожее звучание, близкое происхождение, родственный корень. Согласно теории Оригена, по мере отпадения творения от своего Творца происходит остывание и уплотнение сотворенной материи (творения). Это приводит к последующему отдалению от Бога, влекущее за собой еще большее остывание. Так в итоге получились духи, души и, впоследствии, тела. Духи ангельские, души и тела человеческие, животные и, наконец, - безобразные бесовские. Ад - самое удаленное от Бога место, место, наиболее удаленное от «Огня поядающего», а значит, и наиболее холодное. Сердце человеческое является критерием его причастности, его тяготения к тому или иному – к божественному жару или к адскому холоду. Вот почему холоду Снежной Королевы Кай посвоей наивности вначале противопоставил горячую печку.

Согласно Книге Еноха ад находится на севере. У Андерсена – тоже. В цивилизованном мире, который, несомненно, лежит в пределах Европы, самой северной страной является Лапландия. Там, за Полярным кругом начинаются непосредственные владения Снежной Королевы, олицетворяющей собою силы зла. Вообще у Андерсена этому понятию уделено достаточно много места. Причем, раскрывает он это понятие – зло – именно с точки зрения православных христианских представлений.

В современном мире очень часто слышится мнение о двух «началах» мира, – позитивном и негативном, - которые в своей взаимной борьбе производят некий третий, результирующий, фактор, который и является фактором развития существующего мира. Инь и янь. Добро и зло. Свет и тьма. Но именно в этом – величайшее заблуждение века сего. Начало может бытьтолько одним. Об этом писал еще Фома Аквинский в своей «Сумме против язычников». Но ранее него это же определил блаж. Августин. А изначально само понятие Бог, как основа мира, связано с началом, единым началом и происходит от древнееврейского глагола «быть». Бог, Начало – это Тот, Кто ЕСТЬ (судя по значению его главного имени, которое в европейских языках звучит как Яхве). А «есть» - бывает всегда. То есть, именно Ему одному принадлежит Вечность. Он есть в настоящем, он есть в прошедшем, он есть в будущем. Он ЕСТЬ.

Одновременно с блаженным Августином на Западе, отцы Восточной Церкви, принадлежавшие к каппадокийской богословской школе, святые Василий Великий, Григорий Назианзин и Григорий Нисский в 5-ом веке определили, что добро может быть только в активной форме. Согласно мнения св. Василия Великого, тот, кто активно не совершает добра, тот пассивно участвует в совершении зла. Это же – согласно Евангелию. «Кто не со Мною, тот против Меня, ибо кто не собирает, тот расточает», - говорит Господь Иисус Христос. Поэтому зло не имеет собственной сущности. Оно определяется лишь отсутствием добра. Подобно тому, как тьма определяется отсутствием света. Холод определяется отсутствием тепла. Отсутствие тепла в окружающей природе. Отсутствие тепла в сердце. И тогда наступает настоящий холод. Стужа лютая. Интересно, но Снежная Королева, когда Кай ее увидел вблизи, оказалось, что состоит из множества снежинок. У нее не было тела, не было собственной сущности. У нее не было души. У нее было лишь их отсутствие, которое было внешним образом оформлено при помощи снега – замерзшей при отсутствии тепла воды.

Примечательно, что вода в замерзшем состоянии имеет очень четкую и геометрически выверенную структуру. Гипер-рациональную. Холод всегда рационален и всегда четко структурирован. В нем нет места мягкости, он всегда жесткий и рационально-красивый.
Во время прогулки, когда падал снег Кай показал Герде снежинку, упавшую на его рукав со словами: «Видишь, какая красивая. Ни одной неправильной линии». Снежинка действительно имеет рациональную и четко выверенную геометрическую форму. В этом – ее красота. Но в этом же – ее бездушность. Правильные геометрические формы, оказывается, не приводят к гармонии. Они являют собой холодную, бездушную красоту. Ассиметричные розы, ранее казавшиеся Каю прекрасными, в его холодном сердце вызывают раздражение. Холод чувствует тепло живой природы, угрожающей его господству.

Однако и гармония живой природы бывает обманчива. Цветочное царство у старушки, хитростью заманившей Герду. Это тоже были цветы, но цветы магии. Старушка занималась магией. Она старалась воздействовать на природу с тем, чтобы привести ее в состояние гармонии. Не рационально, а в соответствии с законами живой природы. Но без Бога, то есть без Любви. Любовь была, но только к самой себе. И в этом, эгоистичном восприятии мира проявилось зло, которое всего лишь было выражено в отсутствии деятельного добра. Стремление к гармонии было, любви – не было. На ее месте был эгоизм. И было совершено зло. Пассивное зло ни чем не лучше зла активного, ибо как первое, так и второе имеют своим исходным пунктом одно единственное состояние – несовершение добра.

Чтобы Герде розы не напоминали о Кае, старушка их спрятала под землю. Оказывается, не только в холоде сердечном можно позабыть обо всем том, что ранее любил, к чему стремился. Внешнее окружающее тепло и уют также способствуют потере памяти духовной. Тепло и уют без пылания сердца, направленного в своей любви, прежде всего к Богу, как источнику тепла и света, подобны холоду адскому. Эффект – тот же.

По-видимому, Андерсен был хорошо знаком с христианским Преданием, исходящим из ранней христианской Церкви, и развивающимся на святоотеческом мнении. Ведь именно у восточных отцов Церкви часто можно прочесть о вредном свойстве, отвлекающем от истинной цели, – Бога, - всех внешних проявлений душевного комфорта и успокоения. Душевное спокойствие точно также отвлекает человека от следованию тому пути, по которому стремится его сердце к Богу, исполняясь любовью к ближнему.

Розы напомнили Герде о Кае. Розы – царские цветы, цветы Богоматери. Не случайно с самого начала Андерсен, описывая жизнь детей, говорит о розах, растущих на окнах их домов (в огромных горшках и ящиках). И это описание сопровождает и подчеркивает символику роз, рождественская колядка, слова которой тоже связывают розы с грядущим Рождеством Сына Божия. Христос присутствует постоянно в этой притче. И только тот, кто хочет, чтобы Христос был исключен из жизни человека, стремится спрятать, убрать образ Богоматери, родившей миру Спасителя, принесшего людям Любовь.

С событиями Рождества в западной культуре ассоциируется победа добра над злом - ведь в мир приходит Спаситель. Однако настоящая победа добра, настоящее торжество Любви совершается на Пасху. Это событие бывает весной. И вся природа показывает это своим естеством. В древнерусской литературе есть один прекрасный пример – проповедь святителя Кирилла, епископа Туровского (12-й век), произнесенная им на Антипасху (в народе есть еще одно название этого праздника – Красная Горка), в следующее воскресенье после Пасхи. В своей проповеди святитель рассматривает образы настоящих вещей, которые даны нам в природных явлениях. Зима – образ смерти, подходящей почти к своему торжеству, ибо вся природа к концу зимы действительно умирает. А затем наступает Воскресение, сопровождаемое возрождением природы к новой жизни. У Андерсена также это показано, ибо начало трагедии Кая лежит в раннюю зиму, в первые декабрьские морозы, перед Рождеством, ее апофеоз приходится, по-видимому, на февральскую стужу. Но возрождение Кая знаменует собой наступление весны. Снежная Королева потеряла свою силу, они уже более не властна над сердцем Кая – в нем пробуждается тепло, воскресает любовь.

Весенняя природа отличается пышностью форм, продиктованной стремлением к скорейшему возрождению жизни. Тут нет места рациональному. Неподвластна природа математическим законам, ибо она стремится к вечности. Математике вечности не достичь, ибо это, с позиций математики – вещь абсурдная. Конечные формы можно просчитать, описать при помощи формул, вечность – никогда.

Тщетно Кай из льдинок, отличающихся великолепием геометрически правильных форм, пытался сложить слово Вечность, выполняя задание Снежной Королевы. Смерть, согласно Божественному замыслу, не может быть вечной. Она – явление временное, обусловленное грехопадением человека. Человек, возвращающийся к Богу, силой божественной Любви побеждает смерть. Перед ним она теряет свою силу. Ведь смерть – это отсутствие жизни. В холоде действительно жизни быть не может, ибо там нет питающего жизнь тепла. В холодном сердце нет любви, питающей своей силой всю живую природу. И наоборот – тепло сердца пробуждает жизнь во всем естестве человека, а затем, посредством его деятельного участия, и всей природы.

Интересно как Андерсен сравнивает два состояния человека: одно – когда он имеет горячее сердце и исходящую из него любовь. Другое – когда он имеет холодное, остывшее сердце, сопровождаемое трезвым, холодным, рациональным разумом. Все поступки Герды исходили от ее любви. И ей всегда сопутствовала мудрость, как в совершаемых действиях, так и в принимаемых решениях. Более того, ее любовь и мудрость расположили к ней как Ворона, являющегося олицетворением жизненной мудрости, так и молодую королевскую чету, очень гордившуюся своей мудростью ученой. Горячее же сердце Герды растопило сердце маленькой разбойницы.

Напротив, Кай, получив осколок в сердце, вместе с ним получил трезвый рассудок и рациональный ум. Он стал способным в учебе – поражал людей знанием из различных областей науки. Но он не мог чувствовать гармонию и красоту живого мира. Его раздражали живые цветы, но он восхищался стройностью структуры и форм мертвых снежинок. Он даже попытался удивить своим знанием Снежную Королеву, совершенно не предполагая того, что источник его знания лежит в основе той, кого он хотел удивить.

Не случайно она в ответ немного снисходительно рассмеялась, но затем поцеловала его в лоб. После этого он забыл все то, что побуждало его к чувствам – остались одни рациональные размышления. Но интересно, что, живя в чертогах Снежной Королевы, он не мог выполнить ее задания – сложить Вечность из льдинок. Снежная Королева знала о том, что задание невыполнимо. Ибо, как мы уже говорили, вечность невозможно описать математическим, то есть, до конца рациональным способом, постичь при помощи рационального ума. Лишь только тогда, когда Герда принесла Каю свою любовь и растопила его сердце, только тогда, только тогда, когда иррациональное, происходящее от Бога, вошло в свою силу и начало действовать – тогда льдинки сами сложились в нужное слово. Невозможное человеку – возможно Богу. Рождественская колядка, спетая Гердой, привела в действие все иррациональные силы, необъяснимо управляющие миром. И невозможное совершилось.

Говоря о рациональном сознании нельзя обойти вниманием того, что можно назвать рациональном зрении. И начало осмысления этого понятия Андерсеном положено в Прологе, там, где говорится о дьявольском зеркале. Это зеркало обладало чудовищным свойством. Оно искажало вид всего того, что в него попадало, не искажая его основных черт. Оно просто усиливало негативные стороны бытия и ослабляло или скрывало его позитивные черты. Красота растущей зелени ландшафта казалась вареным шпинатом. Гармония линий цветов виделась как искривление, происходящее от несовершенства форм. У людей искажались лица и фигуры. Зачастую бывает человек, не имеющий внешних красивых черт, но обладающий душевной красотой настолько, что она преображает его внешность, скрываю физические недостатки и несовершенства или определенную некрасивость лица. В этом зеркале такой человек выглядел совершенным уродом. Оно не отражало внутреннюю сущность вещей, а лишь показывало внешнюю, порой обманчивую сторону бытия.

Как известно, самым красивым творением, то есть, тем, кто имеет самые совершенные внешние черты, является Люцифер. Сотворенный изначально как первый и самый совершенный помощник Бога, он имеет совершенную внешность. Но, отпав от Бога и превратившись в Его противника, он потерял свое внутреннее содержание. И красота стала холодной, пустой и несущей страх. Как у Снежной Королевы. Про такую красоту говорят люди – дьявольская красота.

Собственно говоря, Снежная Королева и есть образ дьявола в этой притче. Образ, который складывается на нескольких главных чертах оного. И вечная задача его – увести как можно больше творений от своего Творца. Прельстить красотой, знанием, властью. Каю было обещано, что, когда он сложит слово Вечность, то станет господином самому себе, получит в награду весь мир и пару новеньких коньков в придачу. Это - то же искушение, с которым дьявол пришел ко Христу в пустыню. И с этим искушением он посещает каждого человека. Оно бывает под разными видами, но всегда имеет одну сущность – человеку обещано дать совершенную силу духа (тогда он становится господином самому себе, живущим сам по себе, без Бога – зачем ему тогда Бог?), обещано дать власть над миром («все царства мира дам тебе, если поклонишься мне») и чисто бытовой достаток. В случае со Христом – сиюминутное утоление мучавшего голода, в случае в Каем – удовлетворение желания ребенка иметь новую хорошую игрушку.

Кроме того, что дьявольское зеркало имело особенность показывать вещи с сугубо рациональной стороны их восприятия, оно отражало рациональную сущность бытия в целом. Дьявол захотел не просто взглянуть на сотворенный Богом мир рациональным взглядом; он возжелал рассмотреть с рациональной позиции Самого Творца. Андерсен пишет о том, что дьявол захотел посмеяться над Самим Творцом. Но, ведь, это – одно и то же. Ибо любая вещь, рассматриваемая с позиций голого рационализма, может вызвать не более чем циничную усмешку. Особенно, если эта вещь – благая. Любая благая вещь, любое благое деяние несет на себе отпечаток благого состояния Творца. «Никто не благ, только один Бог», - сказано в Евангелии. Это означает, что все благие дела, если они действительно соответствуют этому состоянию, совершаются только во имя Бога. Но насмешка над ними и есть насмешка над Самим Богом. А, если помнить о том, что, как правило, рассмотренные с позиций рационализма, благие дела могут вызвать лишь циничную усмешку, то это и будет означать исполнение дьявольского замысла, отраженного в его зеркале.

Зеркало разбилось, когда черти поднимались с ним все выше и выше – посмотреть на Бога и посмеяться над Ним. Не означает ли это того, что Бог прекратил их циничные действия? Если бы это было так, то не стало бы никаких осколков, приносящих столько зла людям. Просто дьявол от своей гордости забыл о том, что ему не все подвластно, а отступивший от Бога, лишается самого главного – Его помощи и поддержки в своих делах.
Благость Бога означает и то, что все, буквально все действия, совершаемые Им или по Его воле, несут в себе не только благой замысел, но и благо в исполнении действия. Промыслительное действие Бога заключается в том, что Он силой своей любви при посредстве тех, кто имеет горячую любовь к Нему, даже злое может обратить в добро. Именно так и произошло в истории с Каем и Гердой. Детская вера девочки и любовь к Богу и «незваному брату» укрепили ее дух и взрастили в ней личность. Личность, которая научилась побеждать с именем Бога. Возвратившийся из фактического небытия Кай вернул Творцу все то, что получил от Него – свое сердце и свой ум, до поры ловко используемый его противником. В душе Кая зародилась весна. Весна Воскресения. Замерзшая, окоченевшая от дьявольского холода душа возродилась, сопровождаемая весной природы. Кай стал господином самому себе. Но не по своему горделивому труду, а по воле и благодати Бога.

Осуществление этой воли стало возможно лишь после горячей молитвы и духовного возрождения. То, что невозможно бело совершить человеку при помощи рационального сознания, совершилось как бы само тогда, когда это сознание прекратило свое действие. «Блаженны нищие духом...». гордость рационального сознания заменена на понимание и следование воле Божией. И наступила весна, несущая жизнь, как дар вечности.
Неизменность жизни как дара вечности показана Андерсеном в том, что оканчивается история Кая и Герды словами той же самой рождественской колядки, с которой она начиналась. Христос рожден для Вечности. И в ней совершается вечное Его рождение. И вечно происходит возрождение и возврат человека, ведущего за собой весь мир к своему Творцу. Творцу, Который Сам олицетворяет Собой Вечность.

То, что невозможно понять рациональным сознанием, доступно любви. Простому чувству. Но именно в простоте любви – Бог. И именно простотой и силой любви созидается мир. Эта притча – о Любви. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...». Этот Гимн Любви написал святой апостол Павел. Вслед за апостолом Г.Х. Андерсен написал свой Гимн Любви – эту притчу, которую мы называем сказкой.