Последний причал летающей лодки

Сергей Николаевич Емельянов
До войны в Таганроге крупными сериями строились самолеты МБР-2, которые отлично показали себя в боях с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Экипажи этих боевых машин героически сражались с врагом, и на Севере. Не всем им довелось дожить до Победы. До сих пор труднодоступное Заполярье хранит тайну многих наших самолетов, не вернувшихся на свои  аэродромы.
Именно туда, на Кольский полуостров, летом прошлого года и направилась поисковая экспедиция, созданная на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе имени Г. М. Бериева. Энтузиасты решили найти летающую лодку МБР-2. Десять человек прилетели в Заполярье после долгой и нелегкой подготовки, после тщательного отбора.
Идея восстановить по чертежам и старым фотографиям гидросамолет конструкции Георгия Михайловича Бериева МБР-2 (морской ближний разведчик), созданный в Таганроге в далекие тридцатые годы, зрела на предприятии давно.
Таких летающих  лодок  до войны на заводе  было построено более тысячи четырехсот... Многие годы они были  основной боевой машиной морской авиации на всех флотах страны. Именно с этих небольших деревянных гидросамолетов начиналась славная боевая история авиации Краснознаменного Северного флота более полувека назад.
На «амбарчиках», так ласково  называли наши летчики  эти самолеты, наши летчики и отличились во время советско-финского конфликта  в 1939—1940 годах.  И несколько морских асов стали Героями Советского Союза.
По рассказам ветеранов морской агитации, именно пилоты MБP-2 утром 22 июня 1941 года первыми  увидели врага на Черном море и сообщили командованию. В небе Заполярья на этих машинах наши пилоты вели ледовую  и погодную разведку в интересах флота и морских  конвоев, шедших к нам Северным морским путем из Англии. А еще участвовали в боевых операциях против фашистов, рвавшихся к Мурманску, смело вступали в неравный воздушный бой с немецкими истребителями. На МБР-2 наши морские летчики и завершили вторую мировую войну на Тихом океане, громя японских милитаристов.
Задача у экспедиции была нелегкая. Надо было найти место падения МБР-2 на Кольском полуострове в районе селения Поной и установить изготовленный на заводе руками рабочих памятный знак в честь погибших там б марта 1943 года героев-летчиков.. Место гибели двух экипажей МЕР-2 и имена погибших авиаторов помог установить ветеран авиации Северного флота полковник в отставке В.Бондаренко, прожигающий ныне в Ростове-на-Дону. Конечно, ребята не предполагали, что спустя сорок шесть лет   можно   найти   сохранившиеся обломки самолетов, которые в основном были деревянными. И потому задача сводилась к тому, чтобы найти хоть что-то, вплоть до винтиков  и шурупов с погибшего МБР-2.
И вот группа уже неделю с лишним «загорала» из-за погоды в далеком заполярном гарнизоне в ожидании переброски в район Поной, а это сотни километров от Мурманска, почти к самому Белому морю. Места пустынные, болотистые. Словом, суровая тундра.
И тогда ребятам подсказали   местные  гарнизонные  ветераны, что можно поискать такую же сбитую летающую лодку в другом районе. Было решено искать.
Рано утром выехали из поселка. Потом пересели им поезд, идущий на город  Никель. Сошли на небольшой станции Моккет примерно в ста километрах западнее Мурманска. Дальше путь предстояло преодолеть пешком, ориентируясь только по карте-пятикилометровке да по приметам - воспоминаниям ветеранов.
Руководитель группы — ведущий инженер Александр Борисович Бугров, человек, влюбленный в авиацию и к тому же заядлый горный турист,  прошедший. по сложным маршрутам Кавказа, Алтая. Памира. Он и стал инициатором создания этой экспедиции.
Уже первый поиск дал результаты. Километрах в десяти от лагеря ребята нашли тяжелый аме-риканский истребитель «Китихаук». Обозначили место и вернулись в лагерь.
Утром все, кроме дежурных, двинулись к месту гибели истребителя. В смятой, искореженной кабине боевой машины нашли останки летчика. Кто он? Как звали советского летчика, погибшего в суровую военную пору здесь, на краю земли? Эти вопросы пока остались открытыми.
Участники экспедиции бережно собрали останки, захоронили их на небольшом бугорке, сверху положили бронеспинку и длинноствольные пушки самолета. Застыли в минуте молчания. Полдня ушло на изучение и осмотр первой находки периода войны.
Продолжая поиск, обнаружили деревянный, зеленого цвета Як-3... II снова останки пилота. Опять почти символические похороны, так как выкопать могилу в болотистой   местности   негде. А. Б. Бугров ножовкой выпилил кусок борта истребителя, на котором четко виден был заводской номер. Возможно, по этому номеру еще удастся установить фамилию погибшего пилота. А пока загадки — когда он погиб, откуда родом, из ка¬кого полка?
Па второй или третий день одна из групп нашла почти рядом два истребителя МпГ-3.
На третий день нашли в густом березняке останки пикирующего бомбардировщика Пе-2. Хотя с той страшной минуты,  когда эта боевая машина упала здесь, прошло без малого полвека, следы падения видны до сих пор. Видимо, летчик пытался посадить его, может быть, спасти товарищей. Но, увы, не повезло. Не дотянул до озера, врезался и «пропахал» по этим кривоствольным березам.
МБР-2 нашла к вечеру четвертого дня напряженного поиск группа Сорокина. Что произошло в районе ссора Олеж-Явр, что примерно в тридцати километрах от базового лагеря. Очень боялись потерять место гибели самолета и постарались кок следует запомнить ориентиры и местность. Провозились довольно долго, а глянули на часы — времени в обрез, только добежать до своих.
А. Бугров очень удивился, когда со своим напарником В. Криничным вернулся в лагерь. Там все быстро построились, и Алексей Сорокин скомандовал: «Смирно!». По-военному подойдя к Бугрову, он срывающимся от волнения и радости голосом доложил:
 — Товарищ командир! Задание коллектива завода выполнено. Самолет МБР-2 найден!
Бугров  вначале не поверил, думал, разыгрывают. Тогда кто-то из ребят надел на шею командиру кольцо от иллюминатора гидросамолета, а другой подал ему десятка два дюралевых шурупов. Теперь сомнений не было. Эта была удача, Первый этап экспедиции был завершен.
А на месте в поселке начались новые хлопоты. Связались с военными. Огромную помощь оказали летчики Северного флота. Офицер Ракипов переговорил по радио с командиром авиаподразделения и вскоре поисковиков доставили в ближайший к месту находки гарнизон. Несмотря на поздний   час,   группу     встретили очень радушно, поместили в гостиницу, организовали горячее питание.
Командир Николай Иванович Болгови и замполит Сергей Михайлович Семенов на следующий день опросили всех офицеров части, кто из них бывал на озере Одеж-Явр. Такой нашелся, был как-то там на рыбалке. Ему было поручено сопровождать группу «Поиск». Командование  выделило для этой цели специальный гусеничный вездеход.
Наиболее трудоемким был процесс снятия мотора и установки его на верхней площадке вездехода. В ход пошли ножовки и туристские топорики. Мотор весит около 600 килограммов. Нарубили березок и закатили по ним снятый мотор на вездеход.
Туда же погрузили мотораму, тяжелый маслорадиатор, винты, крыло, кусок киля. Вырезали вручную фраменты силовых балок, выпилили кусок лонжерона и часть  редана вместе с обшивкой. А еще сняли приборную доску, педали управления, фонарь летчика, закрылок...
С удивлением обнаружили прекрасно сохранившиеся бирки с надписью: «Машина типа КЛ зав. им. Димитрова». Удивительно, но сохранились летные очки, одна крага пилота. Нашли даже газету, на которой можно было отчетливо разобрать, что это лето 1941 года.
Вызвало удивление, что вместо кабины стрелка-радиста сзади какое-то странно переделанное устройство. Несколько приборов были сняты еще на заводе и закрыты аккуратными заглушками, зато был установлен новый прибор прямо в центре приборной доски.
Есть основания предполагать, что этот самолет не МБР-2, а пассажирский самолет МП-1. По остаткам обшивки его можно различить не камуфляж, не зеленый цвет, а бело-голубой. Именно таким цветом красили тогда построенные на Таганрогском авиационном заводе имени Димитрова несколько машин МП-1 для гражданской авиации.
Уже потом, вернувшись в Таганрог и показав свои находки ветеранам,  получили новые  подтверждения своим догадкам.  Один  из  старых кадровых   рабочих  завода Григорий   Михайлович  Попов, рассматривая кусок самолета,   уверенно  сказал:   «Моя клепка! Эту машину я клепал  в  1937 году». Обратились к тем,  кто готовил когда-то к полетам самолет МП-1.
И. Г. Козельский сразу пояснил: — К рекордным полетам мы переоборудовали серийную машину МБР-2. Сняли часть приборов, поставили дополнительный навигационный прибор, переоборудовали кабину стрелка.
А. Кочетков, бывший много лет в ОКБ во главе винтомоторной группы,   уверенно сказал: — Если там есть дополнительный  топливный  бак,   то, то точно она — рекордистка.
В 1938 году наши прославленные летчики установили на этой машине международные женские рекорды дальности полета, совершив  беспосадочный переест по маршруту Севастополь —  Киев — Новгород — Архангельск, пролетев в общей  сложности без посадки 2416  километров за 10 часов. Это были Марина Раскова, Полина Осипенко и Вера Ломако. Их уже нет с нами. Но жив их тренер и наставник, известный морской летчик-испытатель Иван Моисеевич Сухомлин. Думаю,  что разгадка тайны найденного  самолета   еще впереди.
 
На Севере ребята-поисковики услышали - версию, что на этом самолете в начале  войны для  разведки  или диверсионной работы на аэродроме Луасари, на котором базировались основные силы фашистской авиации в районе Мурманска, была переброшен небольшая группа разведчиков-моряков. И, судя по всему, это задание было выполнено.  А вот при возвращении на базу самолет либо потерпел аварию, либо был сбит вражеским мессером. Надеюсь, что те кто знает подлинную историю этой машины, откликнутся.
Завершилась экспедиция. Привезены на родной завод остатки некогда созданной здесь летающей лодки. Сейчас решается вопрос: построить по чертежам новый МБР-2 и водрузить его на постаменте как памятник авиаторам и тем, кто создавал эти самолеты в Таганроге. А все привезенные находки выставить в музее истории предприятия.
И последнее. Экспедиция не закончена. Впереди — район Поной. Остался в далеком северном Сафонове  памятный знак с плитой, на которой выгравирована надпись: «Здесь 6 марта 1943 года при выполнении боевого задания погибли два экипажа на самолетах МБР-2».  Указаны фамилии погибших авиаторов в районе Поной. Их имена установлены в ходе длительного поиска  многих  людей.
Запомните их: капитан Бараненков Вячеслав Иванович — штурман эскадрильи. Мл. лейтенант Зорин Николай Федорович — штурман звена, мл. лейтенант Казенков Алексей Иванович — начальник связи эскадрильи, сержант Мышинский Анатолий Васильевич — стрелок-радист.

21 августа 1990г.

Примечание: А потом случился 1991 год и  тот август,  и рухнула страна, и все это стало никому не нужно. Впрочем, может быть, еще придем в себя и вспомним - кто мы и откуда.