Введение в демиургию. Пелевин и его роман Т

Никита Марьянов
 
РЕЦЕНЗИЯ НА РОМАН В.О.ПЕЛЕВИНА "Т".

  Немногие из современных авторов, вправе похвастаться безумной популярностью своих произведений. Литература капризна, читатель  всегда выбирает,  то, что неординарно и соответственно интересно.  За эту неординарность и полюбился мне, в бытность моих юных лет, В.О.Пелевин. Помню, как читал «взахлеб» его романы и не мог оторваться ни на секунду, тогда для моего пылкого ума, это было откровение, те мысли, образы, формы, какими апеллировал Пелевин, меня просто поглощали, заставляли завидовать такому мастерскому видению окружающего мира, жизненных ситуаций и политических реформаций. Пелевин был как реактив, как лакмусовая бумажка, которая  показывала все процессы  брожения и изменения в обществе, политические и экономические.
  Потом на смену старым, пришли новые произведения, и в них стало чего-то не хватать, вроде тот же посыл, те же формы и видение, но чего-то не хватало, тот «пелевенский» дух стал периодически пропадать, романы стали чередоваться, по никому  не ведомому принципу, то, писатель выдает очередную «бомбу», которая разрывает в пух и прах читательский рынок, то, проходной роман без особого смысла и содержания.
  Вот и очередной роман В.О.Пелевина, под ёмким названием «Т» и довольно объемный по количеству страниц, стал новым артефактом бессмыслия на моей книжной полке. Пелевин в данном романе, пытается прикоснутся к великим  святыням -  это и религиозные переживания людей, духовные поиски, а самую главную тему,  неведомо для чего пытается запятнать- отношения читателя и писателя, как двух единиц одного делания.
  Сам роман построен, на известном «пелевенском» приеме, персонаж,  как бы участвует в некой компьютерной игре, подобно как в повести «Принц Госплана», за основу взят знаменитый квест «Принц Персии», роман «Т», тоже квест с элементами  RPG. Имя главного персонажа - граф  "Т", явный намек на графа Л.Н.Толстого. "Т" обладает уникальными способностями, неким видом секретного единоборства-  «незнас», вплетает в бороду железные прутья, владеет прекрасно метательным орудием, в общем, супермены отдыхают. Все  это  для того, чтобы найти некое тайное место  - «Оптина пустынь», которая в контексте данного романа, обретает черты не знаменитой обители Православия, а то ли некой Шамбалы, то ли, непонятного места духовного просветления, существующего в реальном мире. Потом «Оптина» превращается в "соловьёвскую" (отсыл к творчеству известного религиозного мыслителя) и тут уже все становится еще более непонятным и запутанным.
   Остальные персонажи - это некий демиург Ариэль, с группой из подобных ему творцов, Ф.М.Достоевский, несколько монахов и игуменов, Соловьев( опять же,стоит думать,предполагать,что это известный философ, намек на эклектику в его трудах), князья и княгини, цыгане, жандармы, некая девка простолюдинка Аксинья, следователи тайной полиции и что самое удивительное Чапаев.
  Ариэль, постоянно общается с графом и говорит, что на самом деле он сотворил всё,  что видит вокруг граф  и его само собой разуметься. Ариэль, и его друзья по перу демиурги , обычные PR-маркетологи и всё, что происходит с графом, это их труд, заказанный кем-то свыше.
  Частые переходы из современности к архаичности, встречающиеся в речи главных героев, в упоминание вещей и мест, начинают к середине романа надоедать.
  Игра в религиозность сознания у Пелевина, в какой то момент обретает черты адогматичности  и атеизма,  тут достается и его любимому буддизму и христианству (Православию),  в тишине и покое практически оставлен ислам, нападки на сей встречались в предыдущем сборнике рассказов «ППППП» и теперь видимо оставлены для новых произведений.  Бог, превращается в кошку, зачем-то даны ссылки на некие древнеегипетские трактаты, религию придумали для евреев египтяне, потом появляется греческий мифологический Стикс, а там и Цербер и сознание уже не воспринимает и не понимает к чему ведет Виктор Олегович, ком религиозных представлений катиться на читателя с такой силой, что в конце концов, нить размышлений теряется.
  Произведение приводит к понимаю того, что все пустота и тщетность. Автор творит читателя, читатель творит автора - шарада для ума.  Все построено на этой теме, в том числе и отношение Бога и человека, точь-в-точь повторяет эту формулу, и тогда  выражение «Primus in orbe deos fecit timor» вполне обосновано, в контексте истории о графе Т.
  Однако, как бы не мечталось нам  узреть в  Виктор Олеговиче  атеиста, такого не произойдет  и вновь буддийские и даосские мотивы выходят на первый план в романе. «Пока не выйдешь из колеса перерождения» , «все сон»-  подобные цитаты, так и вылезают из подсознания, во время прочтения романа и берут главенствующую роль до последней страницы произведения.
  Рамки, которые тщательно  стирались  в начале, к концу романа опять открыты.
  Правда, всё это как-то второсортно и было где-то, не будь  «Чапаев и пустота» издан намного раньше, действительно «Т» натворил бы много шороха в умах и сердцах читателей, а так, повтор Виктор Олегович.

     Подобие послесловия.
  Вообще, хотелось бы пожелать издателям, которые, наверно надеются сделать из В.О.Пелевина тупого  и бездушного графомана,  знайте, что подобным видом постоянного и безупречного извлечения из себя литературных романов, в российском и пост российском пространстве, могут похвастаться два человека - Б.Акунин и Д.Донцова, но это уже совсем другая тема.