Николай Зиновьев

Александр Раков
Лучший поэт современности
Александр Григорьевич Раков
НИКОЛАЙ ЗИНОВЬЕВ, 1960 г.р., Краснодар
Я - РУССКИЙ

В степи, покрытой пылью бренной,
Сидел и плакал человек.
А мимо шёл Творец Вселенной.
Остановившись, Он изрек:
"Я друг униженных и бедных,
Я всех убогих берегу,
Я знаю много слов заветных.
Я есмь Твой Бог. Я всё могу.
Меня печалит вид твой грустный,
Какой печалью ты тесним?
И человек сказал: "Я - русский",
И Бог заплакал вместе с ним.
            Х
Меня учили: "Люди -братья",
И ты им верь всегда, везде".
Я вскинул руки для объятья
И оказался на кресте.

Но я с тех пор об этом "чуде"
Стараюсь всё-таки забыть.
Ведь как ни злы, ни лживы люди,
Мне больше некого любить.
           Х
У карты бывшего Союза
С обвальным грохотом в груди,
Стою. Не плачу, не молюсь я,
А просто нету сил уйти.

Я глажу горы, глажу реки,
Касаюсь пальцами морей.
Как будто закрываю веки
Несчастной Родине моей...

В ДЕТСКОМ САДУ
Над клумбой бабочки порхают,
И небо льётся синевой.
В тени песочницы играют
Солдаты третьей мировой...
         Х
ОКНО В ЕВРОПУ
Я жить так больше не хочу.
О, дайте мне топор, холопу,
И гвозди, я заколочу
Окно постылое в Европу.

И ни к чему тут разговоры.
Ведь в окна лезут только воры.
           Х

Сердцу грустно, духу нище.
Жизнь права, и смерть права.
Лето.Сельское кладбище.
Ни крестов, ни звёзд. Трава.

Но среди травы могильной,
Бледен, тонок и высок.
Колосок - гербом фамильным.
Тонкий, хлебный колосок...
           Х
В СТЕПИ
Прикрылась дымкой даль простора,
В речушке плещется вода,
Белеет кашка от позора,
Краснеют маки от стыда,
Глядят испуганно ромашки,
И даже ветер тёплый зол
За иностранную рубашку,
В которой я сюда пришёл.
           Х
Я бьюсь над смыслом бытия,
Но ты войдёшь с улыбкой влажной,
Возьмёшь халат свой за края -
И ничего уже не важно...

Кем эта власть тебе дана?
В судьбу на радость и на муку
Тебя швырнул мне сатана
Или Господь привёл за руку?
             Х
Отныне всё отменено,
Что было Богом нам дано
Для жизни праведной и вечной.

Где духа истины зерно?
Верней спросить: "Зачем оно
Людской толпе безчеловечной?"

Итак, грешите, господа.
Никто за это не осудит.
Не будет Страшного Суда,
И Воскресения не будет...

НА ЧЕРДАКЕ
Я дверь, как печальную книгу открою.
Здесь время уже никуда не спешит.
И сумрак не тает, он будто иглою,
Лучом из оконца к стропилам пришит.

Вот старая прялка в седой паутине,
Как серая птица. Попавшая в сеть.
Вот птицы, которым не петь, на картине,
Которой уже никогда не висеть.

Вот тихо коробится жесть керогаза,
Стреляя чешуйками краски, а то
Блестит в полумраке булавкой от сглаза
Покойного деда пальто...
            Х
Не понимаю, что творится
Во имя благостных идей
Ложь торжествует, блуд ярится...
Махнуть рукой, как говорится?
Но как же мне потом креститься
Рукой, махнувших на людей?..
          Х
На смутный свет вдали
Идём, но видит Бог,
Шестая часть земли
Уходит из-под ног.

Ушла уж из-под ног,
Но мы ещё бредём.
И знает только Бог,
Куда мы упадём...
        Х
В который раз нам это слышать:
"Вновь у ворот стоит беда,
Сцепите зубы, надо выжить".
О, русский Бог, а жить когда?!.

ЛАСТОЧКИ
Живут без отчества, без имени,
Но по приказу не поют,
Не мечут бисер перед свиньями
И на чужбине гнёзд не вьют.

"Я не такой, как все" - твержу
Я то отчётливей, то глуше.
Я и пред Господом скажу:
"Я не такой, как все. Я - хуже".
              Х
ЕЩЁ РАЗ О СЕБЕ
Есть уголки в людской душе,
Куда заглядывать не надо.
Там среди мрака угли ада
Рассыпаны цветным драже;

Там меркнет Божия лампада,
Там чутко дремлет Вельзевул,
Туда заглядывать не надо.
И горе тем, кто заглянул.

Не сатана ли там уже
В стране безчинствует, неистов?
Но тем достойнее душе
В такой грязи остаться чистой.

Держись, родимая, держись.
И не спеши расстаться с телом.
Крепись, душа! В России жизнь
Всегда была нелёгким делом.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Воспетый и в стихах, и в пьесах,
Он, как отец к своим сынам,
Уже полвека на протезах -
Что ни весна - приходит к нам.

Он и страшнее, и прекрасней
Всех отмечаемых годин.
Один такой в России праздник.
И слава Богу, что один.
            Х
             "О, Русь моя! Жена моя!" А.Блок
Я не скажу тебе: "Жена".
Я говорю: "Мне лик твой жуток,
Страна Рублёва, Шукшина
И восьмилетних проституток.

Стакан прирос к твоей руке,
И лучшим чувствам нет работы".

И гаснет с эхом вдалеке
Вопрос:
       "Россия, кто ты? Где ты?.."

МОЛИТВА
Как ни темна, как ни трудна
Жизнь россиян, как ни убога,
К Творцу есть просьба лишь одна,
Лишь об одном прошу я Бога:

"Не дай такого, Боже мой,
Чтоб наша Русь, ругаясь матом,
Пошла по миру не с сумой,
А с самым лучшим автоматом..."
            Х

Минуты свободные редки...
А надо минут пятьдесят
Идти до кургана, где предки
Сухою травой шелестят,
Где сойка птенцов своих кормит,
Где крест, так похожий на "плюс",
Опять ненароком напомнит,
Куда я всю жизнь тороплюсь.