Кто произойдёт от человека?

Борис Канзберг
Биотехнологическая революция не решит всех кризисных проблем, порожденных цивилизацией. Выход из кризисов сопряжен с духовной революцией, с поиском новых ценностей развития цивилизации", - считает Вячеслав Семенович Степин, академик-секретарь Отделения общественных наук РАН и научный руководитель Института философии РАН.

Американский коллега В. Степина Джон Хорган в своей книге "Конец науки" полагает, что во второй половине ХХ века единственным стимулом развития науки была холодная война: "Наука породила такие чудеса, как ядерное оружие, ядерная энергия, реактивные самолеты, радар, компьютеры, ракеты". С окончанием холодной войны исчезли стимулы "строить космические станции и огромные машины просто для того, чтобы продемонстрировать свою мощь".

Эти и другие мнения ведущих ученых говорят о том, что кризис науки вызван не столько экономическими затруднениями, сколько падением важности самой идеи научного познания. Для современного человека техническое развитие не является более целью, способной придать его жизни стимул и смысл. Не последнюю роль в этом играет и то, что перспектива новых научных открытий сразу же порождает комплекс неразрешимых проблем морального порядка. Академик В. Степин упоминает о проблеме, связанной с возможным продлением жизни человека. "Поскольку продление жизни вначале будет стоить очень дорого и станет доступным только состоятельным людям, возможно создание касты долгожителей, аналога средневековой аристократии", - говорит В. Степин.

Очевидно, что единственным решением, способным задать новое направление прогрессу цивилизации, является духовное развитие, или по выражению В. Степина, "духовная революция". Это позволит выйти за рамки традиционной науки, ограниченной пятью органами чувств человека. Предметом новой науки станет расширение чувственной сферы, что сделает возможным наблюдать и исследовать иное пространство реальности.

"Биологическая основа человеческого разума несовершенна", - утверждает В. Степин. Несовершенство разума обусловлено тем, что его деятельность определяется сигналами, генерируемыми органами зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Для постижения новых слоев мироздания человеку понадобится чувства и разум, независимые от физиологических функций организма.

Современный человек вплотную приблизился к новому витку своего развития. В ближайшее время нам предстоит убедиться в справедливости утверждения академика В. Степина: "Человеческий разум не является последним и высшим продуктом космической эволюции, а служит переходной формой к более совершенной ступени разумной жизни".

16.10.2009 Борис Канзберг