Пражская осень

Виктор Коростышевский
Описывать красоту Праги – дело неблагодарное. Открой Интернет, щелкни мышкой и на тебя обрушится Ниагарский водопад прекрасных фотографий, красочных описаний, восхищений, признаний в любви, рассказов о пивных барах и ресторанах, огромных (по российским меркам) мясных блюдах, среди которых королем является «колено вепря».
Прага многолика: это шедевры сохраненной архитектуры средневековья, прекрасное барокко позднего Ренессанса, современный модерн, вроде «танцующего дома», скандальные памятники Давида Черного (например, святой Вацлав верхом на лошади, которая висит вверх копытами).

Сейчас я пишу цикл заметок под общим названием «Пражская осень». Предлагаю вниманию первые из них.

1) МЕТРОНОМ НА ПОСТАМЕНТЕ
В 1955 году на берегу Влтавы напротив Чехова моста на холме был возведен памятник Сталину (групповая композиция). В 1962 году памятник взорвали. Позднее там поставили метроном. Всем туристам показывают этот метроном, но обязательно добавляют, что раньше здесь стоял Сталин. Мол, короли, вожди разные приходят и уходят, а время вечно, и метроном именно это символизирует. Мне такая трактовка не понравилась, метроном к отсчету времени не имеет никакого отношения. Так появился первый отклик на увиденную достопримечательность.

МЕТРОНОМ НА ПОСТАМЕНТЕ

Метроном над временем не властен,
Ритм чужих страстей – его удел.      
Он безлик – и значит, не опасен, 
не гневлив, не дерзок и не смел.   

Он качает свой хребет из стали,
как оглобля, вперившись в зенит,
счастлив тем, что здесь на пьедестале
был его предтеча знаменит.

Каменная сталинская глыба   
вознеслась над Влтавою-рекой, 
но уже дышала смертью дыба,
проскрипев псалмы за упокой.

Разнесли, что можно, динамитом,
даже память дышит недобром.
Опершись на сталинские плиты,
мается под небом метроном.


2) ЧЕРТОВКА
Есть в Праге в Мала Стране (городской округ) узкая улочка (самая узкая в городе), по которой можно пройти только одному человеку. Поэтому она оборудована светофором. Светофор – это, конечно, туристский прикол.
Вообще-то дома в старинных кварталах строились вплотную друг к другу. А здесь вдруг между домами оставили проход шириной примерно 60 см., который логически ничем не оправдан. Я нигде и ни от кого не мог узнать историю такой строительной нелепости. Тогда сочинил легенду сам:
В начале 19-го века Прага бурно строилась, ветхие деревянные дома заменялись каменными строениями. Немецкий купец Крафтман из городского района Мала Страны решил построить дом на улице Cihelna. Он пришел к бургомистру Карлу Крюгеру за разрешением.
У бургомистра, всесильного и мужественного красавца, была тайная возлюбленная по имени Элли, которая жила в доме на берегу канала, (или рукава реки Влтавы) недалеко от Карлова моста, рядом с тем местом, где купец собирался строить дом.
Бургомистр посмотрел на план и увидел, что этот дом перекроет дорогу к его возлюбленной и тайно проникнуть в её дом будет невозможно, так как придется делать большой крюк мимо жилых домов и торговых лавок вдоль реки. И бургомистр потребовал от купца строить дом на расстоянии 0,6-0,7м от стены соседнего дома. Зачем и кому нужен этот проход, бургомистр объяснять не стал. Жители ближайших домов были крайне удивлены требованием оставить проход, ведь каждый дом имел два выхода: один на городскую улицу, а другой на набережную. Всегда раньше дома строили вплотную друг к другу – так было дешевле и прочнее. Но приказ есть приказ. Когда строительство закончилось, жители соседних домов, которые разделял странный узкий проход, решили выяснить, кому же понадобилась эта улочка. К великому своему удовольствию они выяснили, что этим человеком является сам бургомистр Карл Крюгер, разумеется, узнали они и про его тайную возлюбленную Элли.
Жители домов не обиделись на бургомистра, но молодую красотку, дочь рыбака, прозвали Чертовкой. Вскоре молва о любовниках и узкой улочке для тайных свиданий разошлась по всему городу. С тех пор прошло много лет, забыли имя и бургомистра, и его любовницы, но за этим местечком Праги навсегда осталось название Чертовка.

Когда легенда была придумана, то мне осталось её переложить в стихотворную форму:

          ЧЕРТОВКА

     Притча о самой узкой улочке Праги.

Двадцать ступенек вниз и у темной реки 
по мановению нетерпеливой руки 
дверь растворялась и тень бургомистра
скользила в проем незаметно и быстро…
Тайное станет явным, но ты не злословь – 
в каждом котле приправой должна быть любовь.
Ты скажешь: бывает зависть, злоба, корысть,
да… но эти кости бросим собакам грызть…

Пришел к бургомистру купец – принёс чертежи:
– Дом здесь хочу поставить, не откажи…   
Глянул глава, и сердце ему защемило:      
дом закрывал тропу к тайне порочной и милой.
Горло прочистив, он молвил краткую речь: 
– Вот здесь оставишь проход по ширине плеч. 
Удивленный купец перечить главе не стал   
и в бархате лег на стол благородный металл. 

Но всё же, кому он нужен этот проход?      
Тайну узнал не в меру любопытный народ,
и восхищался рыбачкой: ох и ловко    
бургомистра взяла на крючок, чертовка! 
Много воды утекло под мостами Влтавы 
Много было дурной и хорошей славы.   
Может в деталях найдется и нестыковка,
но осталась улочка, где всё – Чертовка.

После того, как этот материал попадет на страницы Интернета, не удивлюсь, если эту легенду лет через 10 пражские гиды будут рассказывать туристам, среди которых возможно окажусь я сам или мои внуки-правнуки.