Простая история

Татьяна Алейникова
Эту историю рассказала мне мама незадолго до своего ухода из жизни.  В тот последний месяц,  как  будто предчувствуя  что-то,  многое  вспоминала унылыми  ноябрьскими  вечерами. Рассказывала  подробности,  которые были мне неведомы из жизни знакомых, друзей, перебирала фотографии. В  родительском  доме, особенно при жизни отца, не принято было обсуждать чьи -то  жизненные коллизии. Наверное,  маме хотелось поделиться тем, что продолжало жить в памяти, многих ведь уже не было в живых. Эта история показалась мне необычной, особенно для тех, достаточно  жестких, времен  с разборами и обсуждением «оступившихся»  на  месткомах  и собраниях. 

Из героев рассказанной мамой  истории я знала только женщину – врача.  В поликлинику она пришла после окончания института, а я, школьница, ходила  туда играть в настольный теннис. В подвале только что  построенного здания оборудовали небольшой спортзал.  После работы  молодые медики  спускались туда, чтобы час-другой поиграть и снять напряжение.  После занятий  я иногда  забегала туда. Меня  пригласили подруги по сборной волейбольной  команде - молодые сестры и врачи. Мне доставляло удовольствие обыгрывать взрослых. Там я и познакомилась с ней, выиграв  несколько партий с разгромным счетом. У неё был заразительный смех. Она проиграла, расхохоталась и потрепала меня по щеке. Потом заторопилась, взглянув на часы,  обронив, что дома ждёт муж. Вот и все знакомство.

 К ней  быстро потянулись  коллеги  и пациенты.  Она была привлекательна, жизнерадостна, с мягким и легким характером. В ней чувствовалась не напускная любезность, а искренняя, открытая душа. О  происшедшем с ней я не знала. Тогда, в начале 90-х, только начинались сериалы, содержание которых все порывалась мне пересказывать  мама. Мне хотелось читать, я делала  вид, что слушаю, мельком просматривая газеты, и кивала ей. Но в этот раз было не до газет.

Мама, заметив, что я не слушаю, перевела разговор на другое. Спросила неожиданно, помню ли я доктора  Машу, которую обыгрывала в теннис. Она недавно её встретила, они обе  обрадовались встрече, разговорились. Мария Игнатьевна поведала свою историю. Доктор  была значительно моложе мамы, из обеспеченной, по меркам того времени, семьи. Её будущего мужа вырастила рано овдовевшая  мать. Сыну школьная уборщица  мало чем могла помочь, он подрабатывал ночами на разгрузке вагонов. Познакомилась доктор с будущим мужем  на вечере  в институте. Медицинский  и политехнический  частенько устраивали совместные мероприятия. Поженились на третьем курсе. Её родители сняли  молодым небольшую комнату в Харькове, помогали основательно продуктами и деньгами. Разгрузка вагонов  окончилась благополучно, когда тесть категорически запретил, как он говорил, «гробить здоровье».

Молодая  семья  зажила счастливо,  слыла  самой хлебосольной в их студенческой компании. Окончив  институт, вернулись в её родной город,  где ждала их просторная пристройка к дому. Родителям  зять очень нравился.  Трудолюбивый, знающий цену каждой копейке, да и на  работе приметили быстро молодого специалиста, стали продвигать. Инженеров с дипломами солидных вузов в городе было  немного. А зятя  пристроили на небольшой завод, где директором  был  друг отца и его выдвиженец. Парень оказался умным,  способным,  по-житейски хватким, быстро вырос до главного инженера.  Одно огорчало родителей, уж больно хотелось внуков. Годы шли, детей не было. 

Зять подолгу пропадал в командировках, а приятель отца –его директор, все реже стал бывать в гостях у старого друга. Дочь стала поговаривать,  что мужу  обещают  квартиру,  надоел ему  частный дом,  хотелось  бы пожить в квартире,со всеми с удобствами. В новую квартиру главный инженер переехал один. Пряча глаза, собрал вещи,  накануне признавшись жене, что  полюбил  другую. Вот тогда-то директор  и признался  старому товарищу, отчего перестал бывать в их доме.  Он пытался  своей властью  разрешить скандальную ситуацию, о  которой знал весь небольшой завод. У главного инженера  случился бурный роман с лаборанткой, женщиной замужней, матерью  двух подростков -близнецов. Но тот объявил, что скорее  уйдет с работы, чем откажется от своей любимой. Та тоже оставила семью, сняла  квартиру, и долгие командировки  главного инженера  проходили в другом районе города.

Маша давно догадывалась, что  произошло что-то  непоправимое. Слишком  изменился  любимый супруг,  но от родителей скрывала до последнего.  Больше беспокоилась за  отца, у того стало прихватывать сердце. Он всю жизнь мечтал о сыне, был привязан к зятю, как к родному. Совместная охота, рыбалка еще больше сблизили их. Но случилось то, что случилось. Маша погасла и постарела, казалось, в одну ночь. О случившемся  в поликлинике  узнали  сразу.  Давно не слышали на работе её мягкий, такой  заразительный смех. Слег отец. Их гостеприимный дом постепенно опустел. Люди боятся прикоснуться к чужому горю, словно опасаясь накликать беду на себя. Остались самые надежные и верные друзья, которых не испугали погасшие окна  некогда счастливого дома.

Маша перебралась к родителям. В их пристройке поселились квартиранты. Деньги хоть и небольшие, но на лекарства и скромную пенсионную жизнь, хватало. Работу отцу пришлось оставить из-за болезни. Друзья не забвали его, то угля или дров подкинут, то заявятся после рыбалки с уловом. Доктор взяла полставки в  «Скорой  помощи». Как –то выживали. Однажды по вызову, она попала в дом,  где с высокой температурой  слег мальчик. Она заподозрила пневмонию, и  забрала  подростка в стационар. Отец был расстроен, в машине признался, что  из-за работы и непривычных домашних  хлопот просмотрел начало болезни сына. Маша потом несколько раз звонила в больницу, справляясь о самочувствии подопечного, а когда того перевели в общую палату, набрав фруктов и сладостей, поехала проведать.

Чем-то запал ей в душу этот мальчик, с печальными не по-детски глазами.  У  самой в глазах  поселилась  плохо скрываемая тоска. Отец мальчика, имени которого она так и не успела спросить, был в палате. Поздоровавшись и улыбнувшись, он вышел, а мальчик её  сразу узнал, глаза его радостно заблестели. Немного поговорив с ним,  почувствовала, что он еще слаб,  устал,  стала прощаться. Уже в дверях услышала слабый, с хрипотцой  голос: «А  вы еще придете»?  Сердце заколотилось, только и произнесла: «Обязательно, завтра же»- и выскочила из палаты. Отец мальчика ждал её. Как ей сейчас хотелось  побыть одной.
А он вдруг сказал: «А мы ведь с вами почти родственники, не пора  ли познакомиться». Она подняла на него недоумевающие глаза, отметив, что у него красивая белозубая улыбка. Ах, эти женщины. И сквозь слезы  заметить и стать, и улыбку.  А он продолжил:
 -Я навёл справки  в «скорой». Хотел поблагодарить за спасение сына, но не знал ни имени, ни фамилии.
-Да, тогда было не знакомства. Я, кажется, накричала на вас.
-За дело, я ведь только к вечеру понял, насколько серьезно. Но  все, надеюсь, позади.
- А при чём тут родственники? У родителей здесь никого нет.
 - А я не о родителях, о нас с вами.  Моя жена  живет с вашим мужем. А дети остались со мной. Они не хотят её видеть, хотя я пытаюсь их как-то помирить. Подрастут, возможно, будут не столь категоричны.

Я  забыла об ужине и газетах. Сразу вспомнила  молодую женщину, которую так нахально обыгрывала в теннис.
-И что было дальше, мама?.
-Что дальше…  Их дочь  окончила   институт, тот же,  медицинский.
Близнецы помирились с матерью, но скорее, по настоянию Марии Игнатьевны. Холодок остался. Они уже зрелые люди, а детское потрясение забыть не смогли.
Я  давно  слышала, что она вышла второй раз замуж, а вот подробности узнала от неё самой теперь. Она всегда ко мне тепло относилась. Сказала, что счастлива, что второй муж оказался порядочным и добрым человеком, а главное, открытым и искренним. И мальчишки  такие-же. Ей повезло.   

История эта тогда меня потрясла. А вспомнилась  недавно, когда ушел из жизни мой давний знакомый и коллега. В его семье случилось нечто  подобное. Но развязка оказалась иной. Трагической и безысходной. Но там были другие люди. Жесткие, безоглядные, напористые, как на подбор. Кроме одной, но та и погибла первой...
Возможно, и в самом деле, каждому воздаётся по делам его. Не знаю.

http://fotki.yandex.ru/users/aoristos/view/192466?page=1