Книга Былинки 2004 Александр Раков

Александр Раков
      Б Ы Л И Н К И
      



       Моему пятилетнему внуку
       Кириллу — будущему воину
       Христову — посвящаю




       САНКТ—ПЕТЕРБУРГ
       2004

 







       С О Д Е Р Ж А Н И Е
      
      
1. В.Н.Крупин. Оздоровляющее чтение
2. От автора
3. Часть 1. «Не торопите время!» стр.6-89
4. Часть 2. «…Когда монах плачет» стр.90-175
5. Часть 3. «Просить — только у Господа» стр.175-231
6. Часть 4. «Я против вымысла!» стр.231-289
7. Послесловие автора

Александр Раков родился 9 октября 1947 года в семье воен-нослужащего. Русский. Служил в советской армии, закончил рус-ское отделение филологического факультета Ленинградского Госу-дарственного Университета. Профессиональный журналист. С 1993 года — главный редактор народной просветительской газеты «Пра-вославный Санкт-Петербург», а также ее дочерних изданий — «Со-борная весть», «Горница», «Правило веры», «Чадушки». С 1998 года ведет в газете рубрику «Записки редактора». По благосло-вению духовного отца митрофорного протоиерея Иоанна Миронова вышли книги «записок»: «В ладошке Божией» (2001), «Страницы души» (2002), «Заветные узелки», «Время странствования» (2003). Представляемая книга «Былинки» является продолжением «записок редактора». Лауреат премии Клуба православных журна-листов Русской Православной Церкви «За преданность профессии» в 2004 году. Член Союза писателей России.

        Оздоровляющее чтение
У меня очень тяжело заболела близкая родственница. Когда прошел напряженный ужас первых двух недель и появилась надежда на спасение, она стала просить принести ей что-нибудь почи-тать. Не газету — газетами их заваливали, а книгу. Я принес книгу Александра Ракова «В ладошке Божией», скромно изданную, в мягкой обложке. Никоим образом она не могла бы соперничать с сотнями и тысячами издаваемых нынче книг, в твердых лакирован-ных переплетах, с тиснением, на блестящей плотной бумаге, с цветными иллюстрациями. Но для русской литературы на все вре-мена остается главным не форма, а содержание. А содержание бы-ло настолько человеческим, настолько нужным, что в самой книге была исцеляющая сила. Сама жизнь говорила своим голосом в кни-ге Ракова. И, казалось бы, судьбы людей, описанные автором, были трудными, но такая на всех страницах царила любовь друг к другу, такое понимание чужой беды, такая вера во всесилие Бо-жие, что становилось легче жить.

Книга обошла всех больных в палате, потом перекочевала в соседние. И ведь, казалось бы, говорила книга о горестях и пе-реживаниях, не старалась ни рассмешить, ни заинтриговать. Но в ней была та жизнь, которой мы живем, было сострадание и мило-сердие, которых сейчас так не хватает.

Новая книга писателя и редактора продолжает его предыду-щие книги. Вновь судьбы людей, находящих спасение в Боге, вновь авторская повесть собственного пути к храму. Это не та «исповедальная» проза теперь уже далеких шестидесятых, когда автор выворачивался наизнанку и хвалился: глядите, какой я плохой, какой я смелый, как я горжусь своей отвратительностью. Нет, здесь исповедь иного рода, здесь сердце болящее, голова думающая, душа, чающая очищения. Здесь опыт созидания челове-ком самого себя, воспоминание о том, что мы созданы по образу и подобию Божиему. Это единственное, что спасет нас. В этом нам помогает книга Александра Ракова.
       Владимир Крупин, Москва

       ОТ АВТОРА
Былинки — крохотные были; то, что было; былинки — еще это те мысли, которые возникают и исчезают в никуда, если их не запишешь. Это и мысли других людей, которыми хочется поделить-ся. Это стихи, которыми я хотел бы продолжить и расширить собственную мысль. Но поэт не знал, о чем буду писать я, — и писал о своем. Иногда мне удавалось найти стихотворение, ино-гда — нет, но это несовпадение отнюдь не может выветрить аро-мат самой поэзии… Одним словом, былинки — это былинки…

Пожалей, дорогой, пожалей
Все кругом, до последней былинки.
Мудрость Божия здесь, на земле,
Познается не только в великом.
Иеромонах Роман(Матюшин)

«Было, да быльем поросло», — приводит пословицу В.И.Даль. Вот и записываю, чтобы не заросло: глядишь, кому-нибудь и при-годится…
       ЧАСТЬ 1. «НЕ ТОРОПИТЕ ВРЕМЯ»
       «Хоть убей, следа не видно;
       Сбились мы. Что делать нам!..»
        Александр Пушкин †1837

«Наше время ни в чем так не нуждается, как в духовной очевидности. Ибо «сбились мы», и «следа» не видно. Но след, ведущий к духовному обновлению и возрождению, найти необходимо и возможно. И мы найдем его. Каким способом? Единственным, ко-торый вообще дан человеку: углублением в себя. Не в свою лич-ную, чисто субъективную жизнь, не в свои колеблющиеся, без-предметные «настроения», не в праздную, гложущую и разлагающую рефлексию. Но в свое сверхличное, предметно-насыщенное духов-ное состояние. Пусть оно будет невелико, пусть оно будет по-добно искре. Но в искре есть или уже была искренность, ибо ис-кра есть пылинка вечного, божественного пламени…» И.А.Ильин.

Кот Малыш отъел у ящерички хвост; хорошо, успел отобрать у него извивающееся тельце и забросить в траву. Я больно по-трепал кота за ухо: «Не тронь маленьких!» Чего недостает этому баловню судьбы? Кошачьей еды вдосталь, всегда на тарелке, но он все одно хищник, и охотиться его не отучить.

Есть люди, которых нет.
Хотя они и живут,
И смотрят на белый свет,
И бегают, и жуют.

Их много, они везде,
Им тесно, они спешат.
На суше и на воде.
И даже в небе летят.

Торопят часы и дни.
И всё от жизни берут.
И не рождались они,
И никогда не умрут.
Геннадий Ступин, (№2, стр.176)


Так и с иными людьми бывает: делают-делают им добро, учат уму-разуму, прощают и пестуют, а они все равно преступают за-коны Божии и человеческие, и нет способа наставить их жить по-другому. Даже Господь отступается от мертвых душ, забирает хранителя-Ангела. Много их по лицу земли ходит, потерянных для Бога, опасных для людей существ в человечьем обличье… Это про них сказано в Откровении: «Знаю твои дела; ты носишь имя, буд-то жив, но ты мертв(Откр.3,1).

За то, что вы всегда от колыбели лгали,
А может быть, и не могли не лгать;
За то, что, торопясь, от бедной жизни брали
Скорей и более, чем жизнь могла вам дать;

За то, что с детских лет в вас жажда идеала
Не в меру чувственной и грубою была,
За то, что вас печаль порой не освежала,
Путем раздумия и часу не вела;

Что вы не плакали, что вы не сомневались,
Что святостью труда и бодростью его
На новые труды идти не подвизались, —
Обманутая жизнь не даст вам ничего!
Константин Случевский †1904

Дети — не только наше будущее, но, в определенном смысле, наше прошлое. Они наследуют нашу внешность, привычки, болезни, призвание; дети несут нам надежду осуществить не осуществлен-ное нами, родителями. Однако здесь мы сталкиваемся с парадок-сом: зная по опыту, каких ошибок в их жизни надобно избежать, мы зачастую не в состоянии уберечь родные чада от повторения пройденного — плохой учебы, курения, лени, дурных знакомств и пр. Лучше обстоит дело с продолжением фамильного дела — играет свою роль и семейная атмосфера, и воспитание, и профессиональ-ные связи, наконец.

Но иногда у благопристойного академика один сын становит-ся продолжателем дела своего отца, а другой — бандитом, хотя оба выросли в одинаковых условиях. Почему так, педагогика от-ветить не в силах. Но христиане знают ветхозаветную историю убийства Каином брата Авеля — зависть и жадность послужили то-му причиной. Не принял Господь жертвы Каина — без любви и страха Божия была принесена она, но жертву Авеля принял. Тогда убил Каин брата своего Авеля.

Так родились на земле жадность и зависть: «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился: и отче-го поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе. Но ты господствуй над ним»(Быт.4,6-7).

Никто за Авеля в ответе
Не взвыл, как пес, в библейской мгле.
И снова каиновы дети
С ухмылкой ходят по земле.
Стригут чужих овец без спроса.
И там и тут творят содом.
И чечевицу или просо
Не сеют, а привозят в дом.
Заводят драки повсеместно
И снова рать идет на рать…
И до Потопа, всем известно,
Уже совсем рукой подать.
Николай Рачков, СПб

«У тебя свой ад, а меня — свой», — сказал один герой аме-риканского фильма другому. И это правда: ад есть не столько место физических мучений, сколько духовных. Представим себе блудника, отошедшего в мир иной с мыслями о грехе. Но тело, которым ты согрешал, уже поедают черви, а блудная страсть про-должает терзать душу. Страшнее пытки, наверное, и придумать трудно. Вспомним притчу о богаче и Лазаре: некий богач прово-дил жизнь в роскоши и пиршествах. И лежал у врат дома его ни-щий по имени Лазарь, желая напитаться крошками со стола бога-ча.

Умер нищий, и богач вскоре умер, но нищий попал на лоно Авраамово, а богач в ад. И в аде, будучи в муках, он увидел вдали Авраама, и Лазаря на фоне его. И возопив, сказал: «отче Аврааме, умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем»(Лк.16,23, 24). Но Авраам отказал богачу: все доброе он получил уже на земле, «а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь»(Лк.16,25).
Как говорил старец Парфений Киевский: «Подобно небесному, и на земле есть рай, есть и ад, только невидимо, а там все видимо — и Бог, и рай, и ад». Поэтому, конечно, у каждого свой ад — но и рай свой…

Я видел ад (Бог милостив, во сне),
Дрожит гора, каменья отпадают,
Дыра зияет, низ ее в огне,
Огонь бушует, но не освещает.

Огонь до неба. Вместо неба — мрак.
Не отойти, не оторваться взгляду.
И все кругом непрочно, абы как —
И сами горы — оболочка ада.

Я знаю, там, за входом — пустота,
Оступишься — умрешь еще в полете.
А за спиною — гиблые места,
Да пропасти, на каждом повороте.

И жути, и тоски не побороть.
Взметнулось пламя, чуть не опалило.
Грозит дыра. Когда бы не Господь —
Она б собою Землю поглотила.

Но что такое? Кто над бездной стал?
Мальчишки… ничего не понимаю…
Бросают камни. Вдруг один упал, —
И гухнул ад, добычу принимая.
Иеромонах Роман(Матюшин)

Из письма читателя об Интернете: «На мой взгляд, должно быть больше православных сайтов, пусть неумелых и кустарных, но именно они в массе своей призваны мало-помалу становиться той каплей, которая будет способна подточить гигантский камень сатанизма и бездуховности, который, увы, господствует в наших средствах массовой информации, в том числе и в Интернете.

К слову, два обширных порносайта в Интернете так и называются — devil.ru и greh.ru. Как видите, их создатели не скрывают сво-ей духовно-нравственной ориентации, вернее, отсутствие оной».

Признаюсь, что я сажусь за компьютер с тяжелым чувством. Да, священноначалие благословило, да, есть от «всемирной пау-тины» польза для православной газеты, но все равно что-то в душе точит, точит, затягивает… Возможно, уже скоро мы узнаем истинную сущность столь удобного для человечества изобретения. Узнаем, когда совсем запутаемся в тенетах и выбраться из них не будет никакой возможности… Тогда-то и появится зловещий па-ук…


«Русь! Русь! Бедно, разбросано и неприютно в тебе; откры-то-пустынно и ровно все в тебе… ничто не обольстит и не чарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая… песня?» Гоголь
Таможня дала добро — и автобусные шины мягко переносят тебя в пределы родного Отечества. Прощай, Эстония, со стриже-ными газонами и домиками, похожими на ярко раскрашенные игруш-ки.

Ивангород — Россия, и сразу меняется сельский вид из ок-на. Убожество предстает твоему взору. Домики-хибары, или са-раи, или хижины, разбросанные кое-как, сколоченные на глазок, с покосившимися стенами и латаными крышами. Все наспех, на авось, на скорую и нетрезвую руку. Так нищенски, что никто уже и не скрывает своей нищеты и безысходности. И на всем этом ле-жит незримый налет серой пыли, который ни стереть, ни сдуть невозможно — воздуха нет! За 150 километров пути от границы до города лишь несколько церквей с запахнутыми воротами. Тяжелым сном спит моя Родина. Буди — не добудишься…
      
       РУССКАЯ ДУША
Не пытайтесь! Нельзя объяснить!
Что к чему здесь. Напрасно стараться
Ухватить эту красную нить,
Что связала страну, не пространство.
Здесь от скуки кричи-не кричи,
Даже птицы не станут пугаться.
Лишь мужик на секретной печи
Вдруг проснувшись, поедет кататься.
Даже в пору нелегких годин
К нам ни с плетью нельзя, ни с елеем.
Здесь Лжедмитрий уже не один
И развенчан, и прахом развеян.
Пусть заботы у нас и умы
В обрусевшей картошке и в жите.
Запрягать не торопимся мы.
Ну, а если поедем — держитесь!
В этой жутко-прекрасной судьбе
Дни — столетья, не то чтобы годы,
Как магнит притянули к себе
И вобрав, растворили народы.
Не прельстить, не распять на щите,
В нищете и гордыне истаем…
Ну, а Вера: ударь по щеке,
Мы другую в смиренье подставим.
Почему так? Да Богом дано!
Пусть концы в неувязке с концами…

Как все глубже байкальское дно,
Так и звезды все выше над нами.
Валентин Голубев, СПб


© Copyright: Александр Григорьевич Раков, 2008