Сергей Бехтеев Певец русской скорби

Александр Раков
Однажды в день убиения Царской семьи вспомнились строки, написанные рукою Великой княжны Ольги Николаевны за три дня до смерти: «Пошли нам, Господи, терпенье...» Казалось удивительным, что это дивное по красоте и стройности стихотворение «Молитва» - единственное, принадлежащее перу девушки. Это недоумение долго мучило меня, пока случайно в руки не попался сборник стихотворений Сергея Сергеевича Бехтеева. Открыв книгу, я прочитала давно любимые строки.

Так произошло знакомство с этим прекрасным русским поэтом. Сергей Бехтеев родился в г.Ельце Орловской губернии в старинном дворянском роде, известном с XVI века. В прошлом году минуло 120 лет со дня рождения поэта. Его отец был незаурядной и многогранной личностью, посвятившей всю жизнь служению России. В родном городе он устроил первый в России хлебный элеватор и отделение Государственного Банка, много времени посвятил устройству регулярного пароходства на Дону и многому другому.

Юный поэт учился в Императорском Александровском Лицее Царского Села. И символично, что творчество А.С.Пушкина оказалось очень близко ему. Его стихи по-пушкински светлы и мудры, но главное, что вслед за великим поэтом С.Бехтеев возродил представление о пророческой высоте служения поэта. Во времена «серебряного века» эта идея была чужда его современникам. Как поэт-пророк он возвещал Истину людям, никогда не знавшим ее, либо отвергнувшим и забывшим:

Не должен, не может
Народ мой великий
Бесовское рабство влачить,
Он все одолеет, он все превозможет,
Сумеет себя воскресить.
Он встанет из праха,
Воспрянет из тленья
С очищенной скорбью душой,
Пожавший обиды и ужас паденья
В пучине крамолы людской.
Ведомый ко благу Господней десницей
Сквозь дебри житейских невзгод,
Он встанет, как Лазарь
Из смрадной гробницы
И к Божьим стопам припадет.

Вместе с любовью к поэтическому слову С.Бехтеев проникся и другими высокими традициями Лицея, духом патриотизма и верности монархии. Когда перед войной 1914 года усилилась ложь и сплетни вокруг Царской семьи, в творчестве поэта еще сильнее зазвучали ноты верноподданничества.

С началом войны Бехтеев служит в действующей армии и после ранения в голову попадает в Дворцовый лазарет. Здесь он удостаивается посещения Государыни Александры Федоровны с Великими Княжнами. Это событие отразилось в творчестве поэта теплыми и светлыми строками: Пишу я той, что Крест суровый На плечи кротко приняла, Что вместе с нами в путь терновый С покорной благостью пошла. Пишу я той, что окрыляла На подвиг доблестный мужей, Что в смертный час благословляла Своих последних сыновей. Пишу я той, что в бездне свинства, В вертепах мерзости и зла Прекрасный образ материнства От общей грязи сберегла.

На третий день «безкровной» русской революции поэт пишет пророческое стихотворение «Николай II», где мы читаем строки:

Предатели, рожденные рабами,
Свобода лживая не даст покоя вам.
Зальете вы страну кровавыми ручьями,
И пламя пробежит по вашим городам.
Не будет мира вам в блудилище разврата,
Не будет клевете и зависти конца;
Восстанет буйный брат на страждущего брата,
И меч поднимет сын на старого отца.

В отличие от многих поэтов того времени, которые увлеклись революционными идеями, Бехтеев увидел истинный лик событий и был потрясен им.

В безумном ужасе мы явственно прочли,
Что доверялись мы обману и ошибке
И ложною тропой к туманным целям шли.
† † †
Глядите на нас и учитесь, народы:
Мы яркий пример воплощенной свободы.
Мы воли гримаса, изнанка любви,
Мы храм Вельзевула на русской крови.

В последние годы жизни на Родине поэт служил «гибнущей Отчизне» в Добровольческой армии. С 1920 по 1929 гг. Бехтеев живет в Сербии. Его земной путь завершился в Ницце в 1954 г.

Всю свою долгую жизнь Сергей Сергеевич оставался верен с юности избранной идее «За веру, Царя и Отечество». Не угасала в его строках и надежда на будущее возрождение любимой России.

Я твердо верю - Русь Святая,
Как феникс, встанет из огня,
И вновь воскреснет жизнь былая,
В лучах блистательного дня.
И - в заключение - напутственные нам строки:
Не унывай, не падай духом:
Господь рассеет царство тьмы,
И вновь прилежным, чутким слухом
Наш русский гимн услышим мы...

Виктория ЗАГОРОВСКАЯ, СПб