Ф ДЗ. Нелёгкая суббота

Ирина Борзилова
   Фотосалун «Дикий Запад»

   НЕЛЁГКАЯ СУББОТА (глава 19)

   Жаркое субботнее утро. Марина и Кирилл открывают фотосалон 'Царица Тамара'.
   
  М а р и н а. Все нормальные люди сегодня уехали на природу и на дачи, так что, может, и у нас будет хоть какая-то передышка. Сейчас попьем чаю, перекурим...
   
   Входят в салон. Там все покрыто густым слоем пыли.
   
  М а р и н а. Почему здесь такая грязь?!
  К и р и л л. А! Это Филя вчера пылесосил.
  М а р и н а. Пылесосил?! Как Карлсон, что ли?
  К и р и л л. Примерно. Он выдувал пыль изнутри машин...
  М а р и н а. Вместо перекура придется пол мыть! (Хочет набрать в ведро воды, ставит его в раковину, но замечает, что отсутствует кран.) А где кран?!
  К и р и л л. Вчера поздно вечером Филя решил его отремонтировать, разобрал, но потом ушёл домой... Сейчас я попробую починить...
   * * *
   
   В это же время в салоне 'Калейдоскоп'.
Из лаборатории выходит Макс, видит, что в салоне никого нет, все двери нараспашку, на крыльце - тоже никого... Макс в недоумении остаётся в приемной. Через 20 минут заявляется запыхавшийся Семёныч. У него в руках сломанные часы, которые ранее висели в приемной.
   
  М а к с. Куда вы пропали?! Хорошо, что у меня было мало работы, и я вышел из лаборатории. Смотрю, в салоне - никого!
  С е м ё н ы ч. Я погнался за вором. Вроде как клиент, а сам стащил часы со стены чуть ли не у меня на глазах и убежал... Гнался за ним, пока он не бросил часы...
  М а к с. Так разве можно?
  С е м ё н ы ч. Ну, он моложе меня, поэтому я все равно бы его не поймал.
  М а к с. Я имею в виду - бросать салон открытым... Вы бы хоть мне сказали...
  С е м ё н ы ч. Некогда было! Ладно, пойду выпью пива, успокоюсь...
   
   
   Через полчаса. Макс сидит в приемной на диване, Семёныч стоит за стойкой.

  С е м ё н ы ч (печально-ворчливо). Что, тебе делать нечего? Ну-ну, отдыхай! А то все плачете, что у вас много работы! Вот, пожалуйста, нет работы. Не будет и денег...
  М а к с. Просто сегодня очень жарко, все отдыхают, загорают, фотографируются, а потом принесут нам всё это печатать...
  С е м ё н ы ч. Ну, дай Бог! А ты пока поучись у меня, как надо работать с клиентами, как надо терпеливо им всё объяснять, дипломатично себя вести!.. А то вы чуть что - сразу лезете в бутылку!..
   
   В салон входит не слишком привлекательная внешне 'бабуля' с внучкой. Семёныч делает ей ксерокопию документа. Несимпатичная бабуля придирчиво к ней присматривается.
   
  Б а б у л я. Что-то не очень красиво получилось...
  С е м ё н ы ч. Да ты на себя посмотри, старая! Ты-то очень красиво получилась? ('Бабуля' обалдело таращится на Семёныча). Сколько тебе лет вообще, бабушка?
  Б а б у л я (внучке). Пошли отсюда! А то этот всё тарахтит и тарахтит! (Выходят).
  С е м ё н ы ч. У! Ведьма!.. Некрасиво получилось!.. Вообще надо делать ксерокс не по пять, а по десять тенге.
   
   Входит еще одна женщина лет сорока с вредным выражением лица.
   
  В р е д н а я ж е н щ и н а. Мне надо сделать десять ксерокопий.
  С е м ё н ы ч. Ксерокс - десять тенге!
  В р е д н а я ж е н щ и н а. Почему?
  С е м ё н ы ч. Потому что - гладиолус! Я так хочу потому что!
  В р е д н а я ж е н щ и н а (надменно). Пойду в 'Вечность'! Там ксерокс по пять тенге! (Выходит).
  С е м ё н ы ч. Иди, иди! Пока дойдешь, там ксерокс по пятнадцать тенге будет! (Звонит в 'Вечность'). Лариса, знаешь что? Подними-ка цену на ксерокс... Уяснила, да?..
   
   Входит постоянный клиент, так называемый профессионал
  З а п а ш е н к о - худой, лысый 35-летний мужчина несколько пришибленного вида. Забирает готовый заказ, очень долго и медлительно, с кислым выражением лица,  разглядывает каждую фотографию.
   
  З а п а ш е н к о. Можно я посмотрю плёнку на экране? (По пять минут разглядывает каждый кадр на экране).
  С е м ё н ы ч. Ну что ты так долго смотришь?! Давай, заказывай уже!
  З а п а ш е н к о. Да я не буду заказывать, просто хочу посмотреть...
  С е м ё н ы ч. Нечего смотреть, если не собираешься заказывать! Портишь мне тут экран!
  З а п а ш е н к о. Да вот, фотографии как-то не так получились... Не пойму, по-моему, что-то не то с фокусом...
  С е м ё н ы ч. Иди-ка ты домой со своими фокусами, пока я не порвал твои фотографии! Не доводи меня лучше!
   
   Запашенко поспешно уходит. Приходит еще одна постоянная посетительница-профессионал, 50-тилетняя брюнетка Вампирских. Забирает заказ.
   
  В а м п и р с к и х (низким, прокуренным голосом). На паспортных надо было сделать головки поменьше... А не на паспортных - головки побольше... Может, перепечатаете?
  С е м ё н ы ч. За ту цену, что ты платишь, сойдут тебе и такие головки!
  В а м п и р с к и х. Ну а это что? Вот женщина в одном и том же платье, но на одной фотографии платье и лицо у нее зелёного оттенка, на другой - сиреневого, а на самом деле у нее и платье и лицо - серые!
  М а к с. Я не знаю, почему так получилось, может, было такое освещение.
  В а м п и р с к и х. Да, там были разноцветные прожекторы...
  С е м ё н ы ч. Чего же ты тогда хочешь, госпожа Вампирских?
  В а м п и р с к и х. Но она такая вредная, вы не представляете, всю кровь выпьет, будет придираться, почему платье разного цвета.
  М а к с. Не понимают некоторые люди своей выгоды! Пусть все думают, что у нее три платья! Зелёное, сиреневое и то, что на ней - серое.
  С е м ё н ы ч. Действительно!
  В а м п и р с к и х. Ну а уж такую фотографию я не возьму! (На фотографии отличного качества - очень некрасивая блондинка). Смотрите, какая она белая!
  С е м ё н ы ч. А разве она не блондинка?
  В а м п и р с к и х. Блондинка.
  С е м ё н ы ч. Значит, она и должна быть белой.
  В а м п и р с к и х. У нее и шторы были другого цвета...
  М а к с. Мы делаем анализ по лицам, а не по шторам.
  С е м ё н ы ч. Красивые шторы...
  В а м п и р с к и х. Нет! Не красивые! И она некрасивая! Макс, перепечатай! Сделай её потемнее! (Макс недовольно уходит... Выносит перепечатанную фотографию.) Ну вот, сейчас получше! Напечатай ещё три таких.
  М а к с. Сразу не могли сказать? Я выключил машину.
   
   Макс выносит три фотографии. Вампирских недовольно вертит их в руках.
   
  С е м ё н ы ч. Что, опять не нравятся?
  В а м п и р с к и х. А почему она как жаба?!
  С е м ё н ы ч. НУ, НЕ ЗНАЮ!!! Почему ты таких жаб фотографируешь!
  В а м п и р с к и х. Не буду платить за эти фотографии!..
  С е м ё н ы ч. Как это, не будешь?! А бесплатно возьмёшь?
  В а м п и р с к и х. Бесплатно - возьму.
  С е м ё н ы ч. А вот фиг тебе!!! (Хватает фотографии, резко рвет.) Вот тебе - твоя жаба!
  В а м п и р с к и х. Не приду к вам больше! (С гонором уходит).
  С е м ё н ы ч. Пойду выпью, совсем довели меня... (После посещения кухни). Вот, Макс, потеряли мы клиента.
  М а к с (тихо). Не велика потеря!
  С е м ё н ы ч. Больше она к нам не придёт. А все потому, что ты не смог сделать из жабы красавицу... Это не профессионально. Так вы мне весь салон разгоните. Придётся идти таксовать...
  М а к с. Да не расстраивайтесь, она ещё вернётся... (Семёныч смотрит на Макса тяжёлым взглядом...)
   * * *
   
   Обеденное время. Салон 'Царица Тамара'. В салоне - чистота, на столике - два шашлыка и литровая бутылка 'Пепси'.
   
  М а р и н а. Кирилл, давай пообедаем, пока никого нет.
  К и р и л л . А почему так мало шашлыка?
  М а р и н а. Больше денег не было. Ладно, нам хватит.
   
   Входит Валерий.
   
  В а л е р и й. О! Шашлык! (Садится за столик, пьет из горлышка 'Пепси', с аппетитом поедает шашлык). А у Жанны сегодня выходной?
  М а р и н а (обиженно глядя на исчезающий шашлык). Да.
  В а л е р и й. Ясно. Что-то я не наелся. Надо чаю попить. Вы еще будете 'Пепси'? (Держит в руках недопитую бутылку).
  М а р и н а и К и р и л л. Нет.
  В а л е р и й. Тогда я допью. Марина, сходи на базар, купи что-нибудь к чаю. Деньги возьми в кассе.
  М а р и н а. А что купить?
  В а л е р и й. Купи печенье. Знаешь, есть такое продолговатое... Только не бери квадратное, оно такое же на вкус, но мне не нравится. Сейчас, как выйдешь, поверни налево, пройди мимо семи рядов, а за восьмым рядом свернешь направо. Вот там будет такое печенье. Смотри только в другом месте не покупай. Я всегда там беру...
   
   
   Валерий пьет чай с купленным печеньем.

  В а л е р и й. Вкусное! Возьму немного домой. (Забирает почти все печенье, на столе остается несколько обломков). А вы что чай не пьете? Кирилл, давай!.. Я поехал, надо 'Калейдоскоп' посетить.
   * * *
   
   Валерий заезжает в 'Калейдоскоп'. В салоне идет потасовка. Семёныч и какой-то пожилой мужчина таскают друг друга за грудки, Макс пытается их разнять. Валерий подскакивает к ним, тоже начинает разнимать.
   
  В а л е р и й. Пап, ты что? Перестаньте! Успокойтесь! Что происходит?
  С е м ё н ы ч. А что он говорит, что ему плохо сделали фотографии?!
  К л и е н т (у которого перекошена физиономия). Да! Фотография какая-то кривая!
  С е м ё н ы ч. Да ты посмотри на себя в зеркало! Ты сам кривой! Я же тебя не рисую! Какой ты есть, так и получился!..
  К л и е н т с к р и в ы м л и ц о м. Могли бы посадить ровно!
  С е м ё н ы ч. Да как тебя посадишь, если у тебя морда кривая! (Хочет снова кинуться в драку).
  В а л е р и й (удерживая Семёныча). Папа, папа, перестань! Успокойся!
  К л и е н т с к р и в ы м л и ц о м. Перефотографируйте меня!
  С е м ё н ы ч. Не буду я тебя перефотографирывать! На вот, забери свои деньги и смотри, что я сделаю с твоими фотками! (Рвет фото и швыряет клочки в клиента).
  К л и е н т с к р и в ы м л и ц о м (выходя из салона). Я буду жаловаться на вас!..
  С е м ё н ы ч. Жалуйся, жалуйся! Хоть президенту Америки!
  В а л е р и й. Пап, ну так же нельзя, надо держать себя в руках.
  С е м ё н ы ч. Я ему говорю: - Я же тебя не рисую!!! Ты в зеркало на себя посмотри!!! А он…
  В а л е р и й. Па, ну все. Спокойно!
  С е м ё н ы ч. Ладно, я и так спокоен! Сейчас приду...
   
   Идёт на кухню (Валерий следует за ним), выпивает рюмку водки, закусывает корейским салатом.
   
  В а л е р и й. Пап, а вот это мне не нравится...
  С е м ё н ы ч (наигранно-наивно). Что, салат?
  В а л е р и й (строго). Нет, не салат.
  С е м ё н ы ч. Нормальный салат. Я всегда такой беру. Тебе не нравится, а мне нравится.
  В а л е р и й. Я говорю не о салате, а о том, что ты стал часто выпивать.
  С е м ё н ы ч. Знаешь, я так проголодался, весь день ничего не ел, работал с клиентами, вот и взял этот салат, он вкусный...
  В а л е р и й (махнув рукой). Ладно, поеду на базар, в 'Царицу Тамару'.
   * * *
   
   В 'Царице Тамаре' Марина и Кирилл на ходу едят невзрачные пирожки. На столе стоит пол-литровая бутылка 'Спрайта'. Входит Валерий.

  В а л е р и й. Ну что это за еда у вас? (Берет 'Спрайт', пьет из 'горла', вышагивает по салону с бутылкой в руке). Это же нездоровая пища - пирожки какие-то... Хоть бы салат сделали... Марина, иди, купи помидоры, огурцы и сделайте себе салат.
  М а р и н а (холодно-сдержанно). Нам некогда.
  В а л е р и й. Да это же недолго! Пять минут! Ну, хотите, я вам сделаю? Иди, покупай все, а я нарежу. Подумаешь! Пять минут!
  М а р и н а. Валерий, не надо. Я не пойду.
  В а л е р и й. Ну, как хотите. Я вам как лучше советую... Мне надо позвонить Жанне. (Набирает номер, но тут же кладет трубку). Муж взял трубку! Какого чёрта лезет к телефону? (Становится злым. Подходит к проявочной машине, заглядывает в резервуар с проявителем). Кирилл, ты доливал сегодня проявитель?
  К и р и л л. Нет, забыл.
  В а л е р и й. А чай с печеньем попить ты не забыл? Всё печенье съел, остались какие-то обломки. Не разрешаю вам ничего покупать к чаю до среды! Вы сегодня съели трехдневную норму. (Снова звонит Жанне). Жанна, как ты отдыхаешь? Чем занимаешься? (прикрыв рукой трубку). Кирилл, чего уши развесил? Если нет работы, иди, погуляй! (Отвернувшись от всех и отгораживаясь рукой, продолжает тихонько говорить по телефону. Поговорив, становится веселым.) А вы что такие кислые? Хотите, анекдот расскажу? Вот приходит клиент в фотосалон. Ну, например, в наш фотосалон... И спрашивает, сколько стоит паспортная фотография. Ему отвечают... Ну, например, я ему отвечаю - сто. Он уходит. Заходит в соседний салон, ну, как бы в салон наших конкурентов 'Если б я был султан...'. Спрашивает там, сколько стоит паспортная фотография... А этот самый 'Султан' ему отвечает, что - двести. Тогда клиент снова приходит к нам, фотографируется на паспорт и попутно рассказывает мне о своем визите в 'Если б я был Султан...'. А я тогда иду к этому самому 'Султану' и спрашиваю, почему у них такие дорогие фотографии... А он проводит рукой по горлу и отвечает: - 'Понимаешь, деньги позарез нужны!'.
   
   Марина и Кирилл мрачно смотрят на Валерия.
   
  В а л е р и й (безнадёжно махнув рукой). А! Вам только анекдоты рассказывать! Совсем не понимаете юмора!.. Лучше схожу в спортзал, потренируюсь...

продолжение http://www.proza.ru/2009/11/23/313
   * * *