8. Одежда и рукоделие

Книга Кентавриды
Да. Продолжаю.
В древности кентавры не пользовались и одеждой.
Никакого стыда они от своей наружности не испытывали (впрочем, как и боги, не видевшие в прекрасной наготе ничего зазорного), и потому не считали нужным скрывать от глаз какие-либо части тела, создавая при этом нездоровое стремление во что бы то ни стало подглядеть сокровенное (что так свойственно людям). Конечно, испражняться у всех на глазах было и у кентавров не принято, но тут в них говорила скорее чистоплотность, нежели ханжество. Но, между прочим, из-за преобладания в рационе кентавров растительной пищи вид и запах их экскрементов не был столь омерзительным, как у людей, и в подсушенном виде этот «материал» мог использоваться как топливо наподобие кизяка.

Считать ли обнаженность кентавров признаком дикости – это зависит от точки зрения на дикость и на обнажённость. Существовали же, к примеру, среди тех же людей нагие мудрецы – гимнософисты, которых никто в дикости не укорял. В Греции нагими выступали атлеты, и спартанские аристократы не стеснялись публично представать в благородной наготе. Обнажёнными изображали и некоторых богов, и героев, и монархов. Антонио Канова изваял обнажённым самого Наполеона, приравняв его тем самым к божеству! А в наши дни диким скорее сочтут человека, который откажется раздеться до самого минимума в бассейне или на пляже.

Кроме того, шерсть на конской части тела сама по себе выглядела как дарованный свыше покров – слишком красивый, чтобы прятать его под спряденными нитями или шкурами убитых животных. За шерстью, хвостом и волосами кентавры тщательно ухаживали, нередко помогая друг другу вытащить, например, колючки из хвоста, или соскрести грязь со спины. Если поблизости находилась река или море, они мылись каждый день; если же больших водоёмов рядом не было, находили иные способы блюсти себя в чистоте: окуривались благовонным дымом и растирались пучками трав, купались в утренней росе, зарывались в раскалённый песок и потом счищали его кремневыми скребницами…

http://www.kieselbach.hu/m-3062
Альберт Райбмайер. Голубая кентаврида

Пахло ли от кентавров лошадьми? Ну конечно, пахло, только сами они этот запах не особенно замечали – или он их не раздражал, будучи родным и привычным. И, на мой взгляд, это ещё большой вопрос, приятней ли разгорячённого кентавра пахнет сильно вспотевший и давно не мывшийся человек…   

…О, этот запах цветущей степи, смешанный с горьковатым ароматом костра далёкого становища, и с солёным ветром, летящим с моря, и с терпким запахом собственного запотевшего от быстрого бега крупа…
Где они, как их вернуть?..
Никак не вернёшь – и всё-таки они живут в моей кентаврической памяти…


Хватит. Лучше поговорим об одежде.
Носил ли платье Хирон, как это иногда изображали эллинские художники, надевая на него многоскладчатую одежду (представляю себе, как нелепо она смотрелась сзади) – а то и сапоги?!…

    http://www.flickr.com/photos/sebastiagiralt/2893107747/
(Хирон. Аттический кратер 460-440 до н.э.)

Скорее всего, это человечьи фантазии. И я никогда не поверю, что Хирон выглядел именно так. Если греческие художники намеревались ему польстить, придав ему максимальное человекообразие, то это их право, однако он ни в чём подобном не нуждался и нисколько не стеснялся ни своей внешности, ни тем более своего происхождения.
Возможно, Хирон порой снисходил до прихотей двуногих. Но, думаю, не всегда, а лишь когда посещал человеческие собрания или принимал у себя двуногих гостей, причём не из числа самых близких друзей – люди-то приходили одетыми. А иные дарили ему красивые одежды, и казалось невежливым обидеть дарителей, ни разу не представ перед ним в новом хитоне или хламиде. Однако такая одежда прикрывала лишь переднюю часть фигуры, оставляя круп и зад в его первозданном виде, и не думаю, что существам со взыскательным вкусом такое зрелище могло бы прийтись по душе.


  http://www.theoi.com/Gallery/K15.1.html
(Хирон идёт на свадьбу Пелея и Фетиды. Амфора, 580 до н.э.).

Одетым иногда изображали и другого мудрого кентавра, Фола, соседа и близкого друга Хирона (я полагаю, что и родственника).

(Фол и Геракл. Аттическая амфора).

Но, мне кажется, здесь тоже подразумевалось либо особое к нему отношение, и одежда была призвана подчеркнуть неживотный облик Фола, -- либо же исключительность ситуации (пир с Гераклом). В каждодневной жизни ни Фол, ни Хирон в одежде не нуждались. И, вероятно, правы были художники более позднего времени, изображавшие благородных кентавров безо всяких одежды – либо только в плаще, который служил знаком их высокого положения. Однако вряд ли, замечу, Хирон действительно надевал широкий плащ, отправляясь на охоту. Смотрится это издалека красиво, но скорее мешает при движении, чем даёт какие-то выгоды.

(Пьер Пуже.Воспитание Ахилла Хироном. Ок. 1690)

Спасение от холода также не было для кентавров существенной причиной для ношения на себе тканых, вязаных или сшитых одежд. Да и к холоду они были куда менее чувствительны, чем люди. Хотя верхняя часть тела кентавра подобна людской, кожа на самом деле несколько плотнее и толще, чем у людей, и густо покрыта мельчайшими ворсинками, из-за чего издали кажется чуть бархатистой, словно кожица персика или абрикоса. У некоторых кентавров зримо шерстистой является вся поверхность тела, исключая только глаза, лоб и нос – и ладони рук. И я бы не сказала, что это так уж некрасиво, просто нужно привыкнуть. Зато такая кожа лучше переносит холод и редко нуждается в дополнительной защите.
Кентавры, родившиеся спустя множество поколений уже на севере, безусловно имели более густой мех и даже обладали «опушкой» вокруг копыт, чтобы ноги не ранились о лёд и не обмораживались в стужу.

(Олег Корх. Русский кентавр)

В холодное время года кентавры издревле пользовались шкурами зверей или стадных животных (чаще всего овец и коз), изготавливая из них либо попоны, либо нечто вроде безрукавок-душегреек. Однако наплечные накидки или безрукавки носили в основном маленькие дети, кормящие матери или ослабленные болезнями старики. Для здорового взрослого кентавра ходить одетым означало признать себя никуда не годным слабаком. Попона – иное дело, после долгой скачки ею ненадолго прикрывались, чтобы не простудиться.
Правда, когда вытесняемые размножившимся человечеством кентавры начали перемещаться всё дальше на север, а некоторые из них волей или неволей вступали в более тесные отношения с людьми, то одежда вошла и в обиход кентавров-воинов или кентавров-охотников, что видно по многим средневековым изображениям – прежде всего, скандинавским и русским. Это и понятно: ведь небольшой морозец можно перетерпеть, но находиться долгое время на воздухе при очень низкой температуре не по силам даже кентавру. Однако защиты требовала прежде всего человекоподобная часть тела – как более чувствительная и уязвимая.

(Татьяна Евфросинская. Баран-кентавр)

http://thenonist.com/images/uploads/crsl.cntaur1.jpg
(Кентавр-почтальон)

Мебелью кентавры не обзаводились, поскольку она им были не нужна. Ведь и не все земные народы, даже весьма цивилизованные, вроде японцев, использовали в традиционном быту стулья, столы или кровати. Если кентавры жили в пещерах, то шкафами служили ниши в стенах (тогда там могли сооружать и полки). В шалашах или шатрах предметы обихода могли подвешиваться на стены или храниться в глиняных сосудах и корзинах.
Равным образом обычными в обиходе кентавров были плетёные циновки либо шкуры, которыми устилали пол в пещере или в шатре. Некоторые просто бросали туда охапки сена или сухого тростника, однако это выглядело не всегда опрятно и красиво.

А красоту, как ни странно, кентавры любили.
И потому украшали себя очень охотно.
Носили они всё то же, что носят люди и боги: мужчины – ожерелья из раковин или звериных зубов, иногда браслеты со вставками из самоцветов, – а женщины и девушки – венки, головные обручи и ленты, бусы, ленты, священные знаки и обереги…
Не чужды моды мы и ныне.

http://www.lettl.de/g087.html
(Вольфганг Леттль. Кентаврида с новой шляпкой. 1977)

http://fotki.yandex.ru/users/annushkamark/view/69080?page=0
(Аннушка Марк. Девушка-кентавр)

Пояса носили и те, и другие, особенно после того, как стали теснее посприкасаться с двуногими – но пояс был не совсем  украшением: на нём обычно висел нож, праща или что-нибудь другое, столь же нужное.
Кое-что из простых украшений они делали сами, но кое-что выменивали у людей – обычно за мелкий скот.
Кентавры не то что не владели ремёслами или были неспособны к художествам, а скорее не слишком желали владеть ими в совершенстве, довольствуясь той мерой, которой хватало для обеспечения всем, нужным для простой и свободной жизни.

Охотнее всего они работали с глиной, с деревом, с травами, с костью и камнем. Из них изготавливали разную утварь (глиняную и деревянную посуду и музыкальные инструменты; костяные ножи, иголки, наконечники для стрел и другие острые предметы; каменные топоры, лезвия, пестики и зернотёрки; травяные циновки, сумки и корзины из тонких веток). Большинство этих изделий неотличимо от древних человеческих, и потому никому не приходит в голову приписать некоторые архаические артефакты кентаврам, хотя иногда это просто напрашивается, судя по сюжетам росписей и некоторой грубоватости форм (впрочем, я не настаиваю на своей гипотезе – я же не археолог, а тут нужно учитывать, где именно происходили раскопки, и какие предания о кентаврах существуют в данном конкретном месте).

(Килик 8 века до н.э. Фото Lady of Shalot)


Хуже обстояло дело с металлом.
Добывать металл сами кентавры не умели, либо им это было несподручно или, точнее сказать, несподкопытно (кентавр-рудокоп – это не меньшая странность, чем гном-мореход). Если на поверхности земли находились подходящие куски руды, они могли выплавить из них толику металла и придать ей форму ножа или топора. Но такое случалось нечасто, и металлические изделия ценились им выше любых украшений. Обычно наконечники для стрел у кентавров были костяными, а топоры – каменными, большей частью, из кремня. Но столкновения с людьми, вооружёнными медными (а затем и железными) мечами, заставили кентавров всеми правдами и неправдами искать доступа к металлическим изделиям. При хороших отношениях с соседями медные, серебряные и железные вещи выменивались или получались в подарок; при плохих – добывались в бою. Средневековые кентавры часто изображались не только с луком и стрелами, но и с копьями и даже при мечах. 
Владение металлом сделало кентавров более грозными  воинами и более удачливыми охотниками. Однако, по сути, они вполне бы могли обойтись и без этого, а нередко и обходились, если жили вдали от людей либо там, где земля была скудна рудами.