Говорит Полина

Строков Михаил
   Каждый ребёнок  –  это совсем новый взгляд  на хорошо знакомый нам мир.  В силу своей непосредственности  дети, бывает, выскажут такое,  что невольно задумаешься заново  над явлениями жизни.  Случается, что они  заставляют улыбнуться  даже самых угрюмых взрослых. А то и смеяться до упаду. Иногда они так повернут привычную вещь, что только диву даёшься их мыслительным кульбитам.
  Несколько лет подряд я записывал в тетрадку разные интересные слова и фразы моей маленькой дочки. Вот некоторые из них (кому интересно - полный текст лежит на сайте mistrokov.narod.ru.
                (2004)


                2  года 

   
   Играю с Полиной в домино и говорю:
  -  Клади поперёк, а потом ещё поперёк.
  Она  берёт целую горсть домино:
  -  Вот тебе ещё поперьки!

  Мама натёрла Полине яблоко, а она не хочет тёртое и говорит:
  -  Почини яблоко обратно!

  Слышит, как мама даёт папе сумку, придя из магазина:
  -  Вот, купила вам кой-чего.
  Бежит к папе:
  -  Дай мне кой-чего, которое мама купила!
 
  Полине нужно принимать горькие желудочные капли. Их накапали в варенье. Она смотрит и не ест. Спрашиваем:
  -  Ты чего сидишь?
  -  Жду, когда капельки выпрыгнут из варенья.



                3 года

 
  Разглядывает удивлённо свою фотографию в полтора года:
  -  Ой, это я такая молоденькая была?!

   У Полины насморк.
  - Сопельки мои, уходите обратно, вас не надо здесь!

  - Я писучий народ: в кроватку писаю.

  - Смотри: пиявочка в речке делает зарядку!

  - Я какая смешная: всё с своей кроватки пороняла!

  -  Убегительная какая конфетка: прямо ко мне в горлышко убежала!

  Увидела в афише длинное название.
  -  Ой, какой большой поезд букв!

Папа успокаивает Полину:
  - В этом лесу нет волков, они далеко отсюда водятся.
  - А как это  -  водятся?  За лапки?

  - Я котёночек маленький. Спроси у котёночка: «Почему ты такой грустный?»
   - Почему ты такой грустный?
   - Потому что котёночек хочет булочки с маслом!
 
  - Смотри: мячик круглый, а тень от него как сосиска!

  - Ой, бедный асфальт! Весь покрыт машинами.

 - Давай я тебе в чай посолю сахар!

  Перед сном папа рассказал Полине сказку. Она недовольна:
  - Ну почему такая короткая? Ты мне расскажи длинную, как рельсы у электрички!

  - Папа, ты тоже красивый, но не такой красы, как мама, а немножко поплохее.
 


                4 года

  Все дети задают кучу вопросов обо всём на свете.
  У Полины их тоже навалом:

   – Почему солнышко от ветра не замёрзнет?
   – Из чего небо сделано?
   – А бывает, что жук с бабочкой влюбляются?
   – Почему лампочки перегоравливают?
   – А земной шар никогда не лопнет?   
   – Почему птица машет крыльями, а самолёт – нет?
   – А когда все люди станут старенькие, что же тогда будет? 
   – Макароны  -  они что, мак  роняют?
   – А что сзади за небом?
   – Почему когда солнце за тучи прячется, всё равно светло?
   – А когда все секунды в мире кончатся, что настанет?
   – Почему небо голубое? Его что, с вертолёта красят?
   – А кто изобрёл изобретателей?




 
  Знакомый мальчик сломал домик из кубиков, который Полина построила. Она разгневалась:
  - Ты  -  Диккенс!  Ты дикий потому что!

  - А я знаю, почему магазин  -  продовольственный. Потому что он про довольство: все, кто оттуда выходит  -  они довольны.

 Папа подметает осколки стакана и говорит Полине:
  -  Близко не подходи, смотри издали.
  -  Ладно! Я пошла в издаль.

  - У меня в носе сопли скворчат.

  - Шестирёхэтажный дом.

  Читаем «Конька-горбунка», Полина комментирует:
  - Он сел задом наперёд, а надо было передом-наперёд.
 
  - У меня с велосипеда насос отвалился, я стала его упытываться назад прикрепить. Пыталась-пыталась  -  еле упыталась!

  - Давай отпустим эту бабочку  - её, наверно, бабочата ждут!

  - Я чешу-чешу ногу, а она никак не отчешивается.

 -  От расчёски тень шершавая.

  - Календарявые листочки.

  - Похоже, дождь назревает.

  - У меня в горле конфетка застряла и стало непроглотно.

  - Я когда одна дома оставалась, всё в окошко выглядывала  -  не идёт ли кто из мамы или из папы?

  Нашла в лесу куст малины и отстала. Мама зовёт, а Полина ест ягоды и кричит:
  - Не могу оторваться от малины, иди отрывай меня!

Зашла по пояс в речку и кричит:
  - Начинаю купаться! Сейчас самый внимательный момент: надо, чтобы конфетка изо рта не выпала!

   Полина первый раз в жизни сходила в детский сад и рассказывает дома:
  - У нас в группе девочек мало, но они тоже немножко бешеные.

У Полины спрашивают:
  - А ты свою новую воспитательницу знаешь?
  - Нет, я её только видом видела, а знаньем не знаю.

  От морозного ветра у Полины слезятся глаза.
  - Вы что, слёзы, с ума, что ли, сошли? Я же сейчас не плачу, убирайтесь назад!

  - Ёлку можно только тухлыми свечами украшать!


                5 лет

 
  - Нам в России дворников лучше не надо! Потому что они всё песком посыпают, и санки не скользят.

  - Мне такой страшный сон привиделся, каких и не бывает!

  - Я честная, как чеснок!

  - Мама, мы с папой купили целый сосисочный килограмм!

Про контролёршу на аттракционах:
  - Эта тётя  -  наоборотная: в выходные работает, а в другие дни спит.

Увидела в книжке рисунок: малыш купается в ванночке.
  - Ой, он нам сейчас всю книжку забрызгает!

У шоколадки фантик сам развернулся, а Полина говорит:
  - Вот это да! Совсем шоколадка с ума сошла  -  хочет поскорее съестся!

  - Не хочу одевать эту грязную шапку, а то у меня ум запачкается!

  - Ненавижу, когда на реке снег, а навижу, когда только лёд.

  - Я сейчас кувыркалась и коленкой в глаз себе попала, да так вкусно!

  - А правда, что если бы не было котов, то не было бы и тока в розетке? Потому что «кот» наоборот будет «ток».

  - Смотри: у фонтана одна струйка больная.

  - Велосипед мой что-то  стал тужить.
  - Как это?
  - Очень туго ездит.

  - Я так влюбилась в эти фломастеры, ну прямо как царь в царь-девицу!

Папа везёт Полину на велосипеде:
  - Мы так быстро съехали с горы, что у меня в животе защекотало!

  - А я знаю, почему чертополох так называется  - потому что в этом месте черти полошАтся.

  - Смотри: здесь муравейник, а там  -  паукейник!

  - Я две ложки салата съела, а на третью меня чеснок огорчил.

  - Я пюре не люблю  -  ни картофельное, ни моркофельное.

  - Смотрите, как я артистно выступаю!

  - Мне сегодня Соня в детском саду сказала, что придумали лекарство от рака из червяков. Это значит  -  червяки съедят раков!

 - Я сегодня буду уборщицей поддиванья.

  - У электрички впереду один фар горит.

Папа зовёт Полину:
  - Выходи из ванны!
  - Не могу! Я ещё не зарядилась к выходенью.

Скормили с папой уткам в парке почти весь хлеб, который купили.
  - Ладно уж, не давай им больше, а то утки будут толстые, а мы худые.

 Полине в пальто неудобно ездить на велосипеде  -  руль всё время виляет. Она жалуется:
  - У меня не велосипед, а какой-то рульвиляй!

- Папа, а у тебя есть шоколадка?
 - Ну… если очень поискать…
 - Вот! Я и сама нашла, без всякой твоей «очень-поискалки»!

Увидела, что папа снял столешницу со стола:
 - Один столиный скелет остался!

 Открыла окно и влезла на подоконник. Папа велит закрыть  окно, Полина противится:
  - Не хочу, мне здесь нравится!
  - Закрой, а то прогоню,  -  говорит папа.  – Я боюсь, что ты упадёшь.
  - А ты только бойся, но не прогоняй!

  - Я придумала: если буду хорошо себя вести, купишь мне котёнка, а если плохо – курочку!

  - Смотри, паутина!.. А где же паук  -  он что, на работу ушёл?

  - Не могу прочесть  -   слишком английско написано.

  - У нас в садике лампа была никудышная, а потом её починили – и стала кудышная.

    Спрашиваем Полину:
   - Что ты хочешь, чтобы тебе Дед Мороз подарил?
   - Лопату!
   - Зачем?!
   - А я клад найду!

    Разбирает свою одежду, раскладывая по кучкам.
  - Я всё думала: куда мне майки и пижамы положить? А потом надумала: положу их в породу кофт!

Перемазалась тортом.
  - Смотри: торт сам меня ест!

  - А правда ведь, что дождь  -  это мальчик, а гроза   -  девочка?  У неё даже украшение есть:  молния!
 


                6 лет 

   
  - Зима  -  рукодельница красоты.

  - Так вкусно, что слюнки глотать некогда!

  - Ой, как собачка охрипла  -  у неё лай сломался.

  -  Смотри,   какая на ветке   снежновисячая  шапка!

    Увидела символ «Олимпиады-80»  -  пять переплетённых колец  -  и воскликнула:
      -  Гляди, сколько людей сразу  переженились!

   Играет в дирижёра.
  -  Папа, ты что так долго не приходишь? У меня уже хотел начаться концерт!

Идём с Полиной от станции домой, она жалуется, что устала. Уговариваю:
 -  Нам ведь всего километр надо пройти!
 -  А мне надо больше! Я ведь киска сейчас, а кошачий километр меньше людского километра.

   У нас есть очень гостеприимные знакомые: всегда угощают до отвала, да ещё с собой дают еды. Полина их называет  «те, которые хорошо кормят».      
   Однажды мы уходили от них, и когда уже вышли из подъезда, хозяйка заметила, что мы не взяли с собой банку с вареньем, которую она нам предлагала. Она догнала нас на улице и всё-таки сунула эту банку. Потом Полина рассказывала маме:
  -  Они нам сегодня столько всякой еды дали! А потом догнали и ещё дали!

  - Папа, мне сегодня такой сон приснился: мы с тобой в комнатке маленькой, и кругом такие красивые глиняные кувшинчики стоят…  Да ведь и ты там был, зачем же мне тебе рассказывать?

  -  Сегодня праздник  -  Рождество Аллаха!

  - Улитка мне всю руку обслизнявила!

  -  Папа, давай зайдём в универсам!
  -  Знаю я тебя  -  опять будешь лакомства выпрашивать!
  -  Да, буду: я и сама себя знаю!

  - Петух  -  это куриный президент.

  - У меня шарик лопнул, остался один облопок.

  -  Яичница  -  это блин из яйца.

  - Гляди: светофор свою красную пасть разинул!

  -  У воспитательницы слишком громкий голос, поэтому она кричит много  -  его от себя избавляет.

  - У нас в садике один туалет для детей, и один для персонажев.

  -  Хотели у нас сегодня тихий час устроить, но так и ненатихичасили.

  -  Дима меня любит, а мне всё что-то никак его не залюбить.

  -  У меня эти две куклы  -  святая двоица.

  Папа закидывает удочку, раскручивая её над головой.
  -  У червяка же голова закружится! Теперь покрути в другую сторону!

  Упала с велосипеда и ударила коленку.
  -Она теперь гудит, как майский жук!

  Села на надувной мяч и вытащила затычку.
 - Смотри, как он подо мной унижается!

  Видит, как двое пьяных пытаются сесть в электричку и не попадают в дверь.
  -  Хорошо хоть, что электричка не пьяная, а то бы и мы в неё не влезли!

  -  Папа, ты что, забыл: мы ведь уже поспокойноночкались!

  - У меня локоть пальца от мороза не сгибается.

  -  Зима  -  она в природе убирательница красок.

Папа кормит Полину:
  - Ну что, вкусная каша?
  - Да, даже перевкусная: сладкая слишком.

  -  Папа, а я знаю, кто ты:  ты  -  Господь.
  -  Почему?
  -  Ну, говорят же: «Дамы и господа!»  Значит, я  -  дама, а ты – господь.
 


                7 лет

  - Хорошо, что я с велосипеда недоупала!
 
  - Папа сегодня подстрижен и побрижен.

  - Я сварила яйцо в мешочную смятку.

  -  Думанье  -  это про-себя-говоренье.

  - Отойди вон туда!  Ещё вонтудее!

  -  Правша  -  это прабабушка вши.

  - Мы сегодня  уже отфизкультурились.

  -  Смотри: вон толпа тёть, а над ней толпа ворон!

  -  Эта каша перепостномасленая!

Мешает папе спать утром, он сердится:
  - Не лезь, дай человеку поспать!
Полина удивляется:
  - Ты же не человек, а папа!

Смотрит футбол по телевизору:
  -  Ему прямо в голову мяч ударил  -  значит, это гол был!

   Увидела, как девушка поцеловалась в магазине с  молодым человеком, после чего встала к прилавку и продолжала продавать. Полина очень удивилась:
 - Она, оказывается, продавщицей работает, а я думала, что только целовальщицей.

Утром приходит на кухню и предлагает:
  - Давай сварим кофе, пока мама спит.
  - Ладно, давай,  -  говорю. – Начнём утро с кофе, как настоящие аристократы.
 Вскоре приходит мама. Полина бросается к ней:
  - Мама, мама, мы с папой кофе пьём, как настоящие аферисты!
 


                8 лет

- Мама, какие у тебя древнемодные туфли!

 Папа пролил на стол полинин чай. Она смотрит задумчиво, как он вытирает, и говорит:
  - Как хорошо, когда не сама я проливаю: и не ругают, и вытирать не надо!

 Гуляем в Парке Победы. Говорю Полине:
  - Давай сядем на скамейку и пообедаем.
  - Давай! У нас тогда получится Парк Пообеды!

  Смотрит на гимнастов в телевизоре:
  - Какие они все внизголовойные!
 
Видит в метро целующихся.
  - Смотри: прямо на эскалаторе любовью занимаются!

  - Был такой богатырь  -  Илья-Кировец.

  - А правда же, люди  -  как матрёшки: из одной тёти рождается другая, а потом из той  -  следующая, и так всё время!

  - Я ненавижу борщ без сметаны, а со сметаной  -  обожаю.

  -  Ухажёр  -  это тот, кто любит уху?



                Теперь дочке уже 14.
                Иногда набрасываю зарисовки о ней.
 
   
    Говорю Полине:
  -  Нельзя столько времени валяться у телевизора! Вот нам с сестрой в детстве вообще не разрешали его смотреть  -  только учись в школе да езди в музыкалку! И никаких вольностей… А мы тебе и так слишком многое позволяем.
  Полина подумала и сказала тихо и печально:
  -  Если б у меня было такое детство, я бы лучше сразу удавилась.


    Полина любит, как Пётр Первый, делать много дел в одно время. Может мчаться на велосипеде с горы и зашнуровывать при этом кроссовки. Бывает, прихожу с работы и застаю её сидящей на краю ванны: на поперечной доске стоят таз, детективный роман на подставке для книг, тарелка с едой и чашка с питьём, а рядом разложены школьные тетрадки. Одной рукой она стирает в тазу, другой делает домашнее задание, и при этом не забывает жевать и посматривать в чтиво. И всё это сопровождается грохочущим рядом магнитофоном.


   Отчитываю Полину:
  -  Нехорошо быть неряхой! Вот вырастешь взрослой, выйдешь замуж  -  от такой хозяйки любой парень сбежит через два месяца, и правильно сделает.
  -  Но ты же от мамы не сбежал, -  резонно заметила Полина.


   По школьной программе Полине надо за лето прочесть «Преступление и наказание». Протягиваю ей книгу и выражаю сомнение, что она осилит такую литературу:
  -  Роман сложный, непривычный слог для тебя  -  длинные диалоги, размышления. Это не женский детектив, тут надо вчитываться!
  -  Ничего, прочту, раз надо. Давай сюда!
   Через некоторое время застаю в комнате такую картину: сидит Полина с ногами на диване в наушниках, из которых стучит и попискивает модный шлягер, активно подёргивается в такт, уплетает крекеры и читает Достоевского. Но самое главное  -  при этом слёзы в три ручья! Дошла, оказывается, до первого сна Раскольникова, в котором мужики-извозчики бьют лошадь, и поясняет сквозь слёзы с набитым ртом:
  -  Лошадку  жалко!


  -  У тебя, Полина, на все явления в жизни только два определения: либо «круто», либо «тупо»,  -  говорю ей.  -  Есть же и другие слова.
  -  А какие?
  -  Всякие, например: «замечательно», «ужасно», «прекрасно»…да мало ли ещё!
  -  Ну, папа, ты представляешь  -  я  вдруг скажу: «Ах, прекрасно!»  Это же тупо!