В одну книгу нельзя войти дважды-2

Shadrin
Повторение пройденного – для многих за этим выражением кроется… нет, не насилие над личностью и даже не принуждение – но всё равно некое понуждение. Пусть неназойливо, но тебя обязательно будут заставлять – ещё раз что-то делать, заучивать, решать, поднимать, забивать или даже просто смотреть. Как вариант – ты сам себя будешь заставлять это делать.

Но я хочу поговорить о другом – о приятном и желанном повторении пройденного. Признайтесь, ведь это так здорово – вновь перечитывать книги.

Впервые этот феномен может проявиться уже в самом начале знакомства с книжками, когда ребёнок ещё не может читать сам. Перетряхните свои родительские впечатления или воспоминания: не так уж часто ребёнок просит почитать ему что-то новое, не правда ли? Чаще он просит в сотый раз прочесть ему всё ту же, к примеру, «Репку», которую он давно знает наизусть – и лишь проверяет про себя: а не изменилось ли что-нибудь в сказке за ночь, прошедшую после вчерашнего чтения?

Каждый тут же вспомнит непременно, как ещё не умеющий складывать буквы в слова ребёнок берёт порой книжку и, водя пальцем по строчкам, начинает «читать», обманывая, в общем-то, одного лишь себя. Поразительно, он не просто «читает» книгу дословно, без малейших ошибок, но и пальцем-то водит абсолютно точно в нужных местах и в должном темпе.

А мы свой темп ускорим – и перепрыгнем примерно в четвёртый класс. К этому времени на нашем счету уже непременно есть не единожды перечитанные книги. У меня это был ряд историй о хороших пацанах – от Тома Сойера и Джима Хокинса до Вити Малеева и Вольки Костылькова. У старшего сына таким героем был Морской Волчонок Майн Рида – и мой Юрка, перечитывая его, всё больше влюблялся разом и в мир приключений, и в мир математики. Младший сын пошёл недавно в первый класс – но и в его библиотечке «повторного чтения» можно обнаружить зачитанные до лохматости книжки про Буратино и Незнайку на фоне несчётного количества комиксов.

Первые любимые книги (и любимые навсегда) как раз тогда и появляются – на стыке начальной и средней школы. Эти книги обречены на многократное перечитывание – до самой нашей старости. Список этих книг никто не ограничивает – и он неограничен, в нём может быть сколь угодно много названий. Уже прочитаны «Судьба барабанщика», «Остров сокровищ» и адаптированный «Робинзон Крузо» – а впереди, уже близко, «Два капитана» и «Три мушкетёра».

Впереди нас ждёт много знакомств. Будущих наших любимых книг невероятно много. Успеем ли мы прочитать их?

А успеем ли мы перечитать их ещё и ещё раз?

Надо успеть.