Артур Хейли Аэропорт прошлое, настоящее, будущее

Евгений Козырь
Со времени первого издания этого романа прошло уже более сорока лет. Это обстоятельство дает нам возможность взглянуть на него не только как на литературное явление, но и в какой-то степени, как явление, отразившее свое время. Правда, не только это делает  роман «Аэропорт» художественным свидетельством развития гражданской авиации середины ХХ века. Впечатляет количество и разнообразие собранного и проанализированного автором материала в данной области.
Очень верно Артуром Хейли дана общая  концепция аэропорта: «Аэропорт – любой аэропорт – это сложный механизм, и управлять им нелегко. Нет такого человека, который отвечал бы за все, но и самостоятельно функционирующих участков тоже нет: все переплетено и взаимосвязано». Этого часто не понимают современные пассажиры, останавливая первого попавшегося работника аэропорта и заваливая его своими вопросами. Если проблема действительно серьезная (например, задержка рейса и ее причины), то все, что он может, это направить вас к администратору или связаться со своим начальством. И требовать от него чего- то большего абсолютно бесполезно. Если же вас интересует что-то более «прозаическое» (где находятся кассы, медпункт или туалет), то хочется сказать только одно: граждане пассажиры, читайте указатели, они специально разрабатывались так, чтобы быть понятными человеку любой национальности, возраста и культуры.
Единственный герой в романе, который видит всю ситуацию в целом, но отнюдь не решает всех вопросов, это Мел Бейкерсфелд, управляющий аэропортом. Его можно сравнить с дирижером симфонического оркестра, который сам не издает ни звука, но контролирует общий процесс и звучание. Так и Мел Бейкерсфелд не регистрирует пассажиров на рейс и не чистит взлетно-посадочную полосу, но способен повлиять на многое.
Автором рассматриваются десятки наболевших проблем в гражданской авиации своего времени, но как ни странно большинство из них, не смотря на прошествие стольких лет, так и не было преодолено. Вот, к примеру, проблема перевозки багажа, который «улетает не по адресу, или задерживается в пути, или теряется вообще». Самое смешное (и одновременно печальное) то, что и сегодня во всех крупных аэропортах есть специалисты по розыску пропавшего багажа. «И надо сказать, что эти люди редко сидят без дела». Это касается и многого другого: меняются только детали, суть же остается прежней. Почему так происходит?
Первая половина ХХ века была временем бурного развития не только гражданской авиации, но и многих других областей науки и техники. Грандиозные беспосадочные перелеты, появление реактивных самолетов и много чего еще. Каких-то коренных изменений или революций с того времени так и не произошло (разве что пассажирскими лайнерами был преодолен звуковой барьер). Бурный и быстрый начальный период развития сменился спокойным и устойчивым ростом. Именно поэтому не сбылись многие предсказания и мечты автора, высказанные его героем Мелом Бейкерсфелдом. Кроме того будущее никогда не бывает таким, как мы его себе представляем. И видимо, должно пройти еще не менее сорока лет, прежде чем мы увидим совсем другую гражданскую авиацию – безопасную, надежную и полностью подчиненную интересам человека.