Со времени первого издания этого романа прошло уже более сорока лет. Это обстоятельство дает нам возможность взглянуть на него не только как на литературное явление, но и в какой-то степени, как явление, отразившее свое время. Правда, не только это делает роман «Аэропорт» художественным свидетельством развития гражданской авиации середины ХХ века. Впечатляет количество и разнообразие собранного и проанализированного автором материала в данной области.
Очень верно Артуром Хейли дана общая концепция аэропорта: «Аэропорт – любой аэропорт – это сложный механизм, и управлять им нелегко. Нет такого человека, который отвечал бы за все, но и самостоятельно функционирующих участков тоже нет: все переплетено и взаимосвязано». Этого часто не понимают современные пассажиры, останавливая первого попавшегося работника аэропорта и заваливая его своими вопросами. Если проблема действительно серьезная (например, задержка рейса и ее причины), то все, что он может, это направить вас к администратору или связаться со своим начальством. И требовать от него чего- то большего абсолютно бесполезно. Если же вас интересует что-то более «прозаическое» (где находятся кассы, медпункт или туалет), то хочется сказать только одно: граждане пассажиры, читайте указатели, они специально разрабатывались так, чтобы быть понятными человеку любой национальности, возраста и культуры.
Единственный герой в романе, который видит всю ситуацию в целом, но отнюдь не решает всех вопросов, это Мел Бейкерсфелд, управляющий аэропортом. Его можно сравнить с дирижером симфонического оркестра, который сам не издает ни звука, но контролирует общий процесс и звучание. Так и Мел Бейкерсфелд не регистрирует пассажиров на рейс и не чистит взлетно-посадочную полосу, но способен повлиять на многое.
Автором рассматриваются десятки наболевших проблем в гражданской авиации своего времени, но как ни странно большинство из них, не смотря на прошествие стольких лет, так и не было преодолено. Вот, к примеру, проблема перевозки багажа, который «улетает не по адресу, или задерживается в пути, или теряется вообще». Самое смешное (и одновременно печальное) то, что и сегодня во всех крупных аэропортах есть специалисты по розыску пропавшего багажа. «И надо сказать, что эти люди редко сидят без дела». Это касается и многого другого: меняются только детали, суть же остается прежней. Почему так происходит?
Первая половина ХХ века была временем бурного развития не только гражданской авиации, но и многих других областей науки и техники. Грандиозные беспосадочные перелеты, появление реактивных самолетов и много чего еще. Каких-то коренных изменений или революций с того времени так и не произошло (разве что пассажирскими лайнерами был преодолен звуковой барьер). Бурный и быстрый начальный период развития сменился спокойным и устойчивым ростом. Именно поэтому не сбылись многие предсказания и мечты автора, высказанные его героем Мелом Бейкерсфелдом. Кроме того будущее никогда не бывает таким, как мы его себе представляем. И видимо, должно пройти еще не менее сорока лет, прежде чем мы увидим совсем другую гражданскую авиацию – безопасную, надежную и полностью подчиненную интересам человека.