Глава 6. Метафора - ядро поэзии

Академия Космореализма
                6. МЕТАФОРА - ЯДРО ПОЭЗИИ

1. Метафора - самая обширная форма тропа, речевая фигура, представляющая собой уподобление одного понятия или представления другому, перенос на него значимых признаков или характеристик последнего, использование его в качестве неполного сравнения или принципа, схемы функциональной интерпретации. При всем разнообразии толкований Метафоры все они восходят к аристотелевскому определению.

2. Аристотель: “Метафора есть перенесение необычного имени или с рода на вид, или с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии”.

3. Аксиома: Поэтом может стать только тот, кто обладает талантом создавать Метафоры. Тот, кто не способен создавать Метафоры не может стать Поэтом.

4. Метафора – основа языка.

5. Метафора – ядро поэзии.

6. И.Полозова: «Метафора рождается не по законам логики, более того, само ее возникновение — загадка для логи­ки. По словам Аристотеля, единственное искусство, которому нельзя научиться, — это создание метафор, являющихся произве­дением гения. Никакая логика не может привести к появлению метафоры, которая рождается спонтанно, представляя собой ре­зультат некоего озарения. Основания ме­тафоры те же самые, что и у поэтического творчества или творческой деятельности в целом. Они не принадлежат формально-логическому мышлению, а восходят к области бессо­знательного, с которой в современной психологии связываются истоки творчества» .

7. Всякое вступление в сферу смысла возможно только через Язык, Метафору, Поэзию.

8. Метафора – образный оборот речи, который создаётся путём употребления слов в переносном смысле. Перенос значений слов осуществляется на основании Тождеств и Различий признаков тех явлений и предметов, которых обозначают эти слова.

9. Н.Холодов: В глубинной основе механизмов Мышления и Языка лежит Ядерный Бином - фундаментальные отношения Тождеств-Различий(Т-Р).

10. Ядерный Бином Языка и Мышления отражает отношения Тождеств-Различий (Инь-Ян), лежащие в основе самого нашего Бытия и Существования. Механизм Тождеств-Различий формирует Метафорический характер всего языка и мышления, всей духовно-интеллектуальной деятельности человека. Поэтому Язык изначально Метафоричен.

11. С отношений Тождеств и Различий - со Сравнения и Дифференциации начинается Восприятие и Осознавание. Эти две операции лежат в основе синтетических суждений, которые делают возможным процесс Познания.

12. Ядерный Бином Мышления и Языка заключает в себе колоссальные творческие возможности, колоссальный энергетический потенциал.

13 Метафора – высшее и симультанное воплощение Ядерного Бинома Языка и Мышления – отношений Т-Р.

14. Метафора играет исключительную роль в Языке и Мышлении. В метафоре заключен общий механизм Суждения и Познания, предпологающий вторжнние синтеза в сферу анализа, образа – в сферу понятия, единичного в сферу общего.

15. В Поэзии каждая метафора – это инсайт, озарение, откровение

16. Метафора – движущая сила восприятия и мощное орудие познания мира.

17. Метафоры – паттерны, отражающие саму сущность живой природы.

18. Метафора рождается в результате взаимодействия, и скрытого сравнения гетерогенных сфер вещей по тождеству и различию их признаков. Это глубокое свернутое суждение, где вещь содержит в себе свой предикат.
Метафора симультанно (одновременно) фиксирует Тождество и Различие в сопоставляемых объектах.

19. Границы человеческого Сознания очерчены границами его Языка. Расширяя границы Языка с помощью Метафор, Поэт расширяет границы человеческого Сознания.

20. Язык – феномен саморазвивающийся. В недрах Языка, в его Ядерном Биноме заложен колоссальный потенциал для саморазвития и расширения своих границ. Метафора – основное средство расширения границ языка, она создаёт новые символы.

21. М.Хесс: «Рациональность состоит в бесконечном приближении нашего Языка к бесконечному расширению Мира. Метафора есть одно из главных средств, с помощью которого это совершается».

22. Метафора становится ключом к пониманию основ мышления и процессов создания ментальных представлений о Мире. Из тезиса о внедренности метафоры в мышление выводится новая оценка ее познавательной функции, ее суггестивность, ее моделирующая роль: метафора не только формирует представление об объекте, она также предопределяет способ и стиль мышления о нем. Такие метафоры можно назвать ключевыми (базисными, теорио-образующими).

23. Метафора - наиболее эффективное средство многомерного восприятия Мира, воплощающнго в себе множество реальностей, связанных непрерывностью внутренних переходов и взаимопревращений. Метафора позволяет отразить в стилистической ткани текста всю текучесть вещей и явлений метаморфичного Мира. Это способ связи разных реальностей, которые сосуществуют в сознании современного человека, находящегося в поиске механизмов организации целостности. Метафора выполняет функцию создания целостности Мира. В ней восстанавливается природа словесной синкреты.

24.Д. Бом: Процессы мышления, включающие скачки и озарения, явля­ются таким неоспоримым подтверждением су­ществования квантовых явлений, какие давала в свое время мус­кульная сила человека для доказательства классической физиче­ской теории. Поведение нашего процес­са мышления... неявно отражает некоторые квантово-механические свойства материи, из которой мы состоим.

25. Корни метафоры находятся в глу­бинах сферы бессознательного, где пересекаются области созна­ния и физического мира. Подлинное основание метафоры принадлежит единой реальности, предшествующей разделению на физическое и психическое. Следвательно, метафора обладает уникальной способностью проникать в тайники мироздания. Метафора может и должна рассматриваться как Ключ к тай­нам мироздания! Через метафору человеку открывается доступ к глубинным основам реальности. Исследование природы метафоры дает возможность проследить путь, по которому человечество получает самое важное знание. Доказательство связаннос­ти метафоры с областью бессознательного, понимаемого онтоло­гически, тем самым является обоснованием ее колоссальных эв­ристических возможностей!

26. Характеристика метафоры с помощью терминов квантовой физики объясняет ее известную парадоксальность и абсурдность с точки зрения здравого смысла и несоответствие буквальному языку, показывая ее связь с иной, квантовой реальностью. Ибо природа метафоры в высшей степени отвечает противоречивому характеру квантовых объектов. Как известно, квантовая реаль­ность является абсурдной и даже безумной с точки зрения клас­сической науки.

27. А.Эйнштейн: если кван­товая механика права, то мир сошел с ума.
Сегодня физики утверждают: «Эйнштейн был прав, мир действительно сошел с ума». Многие физики, имея в виду принципиальную двойствен­ность объектов квантовой природы, нередко отмечают «шизофре­нический характер квантовых объектов».

28. Трактовка Метафоры в парадигме квантовой физики приводит не только к более глубокому пони­манию ее как языкового средства или элемента мышления, но и утверждению ее онтологического значения. Ибо квантовая теория является наиболее фундаментальной наукой о реальности. Подобное утверждение не противо­речит современным трактовкам квантовой теории, со­гласно которым в основе мироздания лежит не вещество, а ин­формация.

29. Дж. Хоргана: «Основой реальности может оказаться не квант - физический объект, а бит - единица информации».

30. У.К. Вуттерс: важнейшие принципы квантовой теории: принцип неопределенности Гейзенберга, корпускулярно-волновой дуализм квантовых явлений, нелокальность и др. могут быть представлены в терминах теории информации.

31. Имманентная задача Поэта – познать и мобилизовать весь лексический потенциал Языка, овладеть механизмом саморазвития Языка и сознательно расширять его границ и возможности. Таким образом, он расширяет границы и возможности человеческого Сознания, продолжает Антропокосмический этап глобальной эволюции Вселенной.