Грибы. Сказка

Юрий Мацегор
      Рано утром, после теплого летнего дождя, собрались два друга, Коля и Петя, в лес, грибы собирать. Дедушка Коли, Алексей Иванович, узнав, куда они идут, сказал, - будьте в лесу осторожны, ребята. Не заходите на поляну лесных жителей и не произносите в лесу их имена. Если произнесете, то полные лукошки грибов наберете, но будете в прятки играть с братьями и заблудитесь. Можете и к сестричке лесных братьев в гости попасть. Она очень добрая, гостеприимная, но вы от нее не уйдете, навсегда с ней останетесь.
      Долго искали ребята грибы по лесу, но то ли дождик прошел не грибной, то ли мест грибных друзья не знали, да только по одному грибочку и нашли. Вышли они на какую-то полянку и решили отдохнуть. Солнышко яркими лучами пробивалось сквозь густую листву деревьев. Радостно щебетали птички, и далеко где-то громко куковала кукушка да дятел стучал, доставая личинки с коры дуба. И вдруг Коля увидел, как из гнезда в дупле выпал птенец. Был он уже с перьями, но летать ещё не умел и не разбился только потому, что упал на прошлогодние листья.
      - Ой, да это же маленький воронёнок. Выпал, наверное, из гнезда. Смотри, Петя, на верхушке дерева куча веток. Это гнездо воронье. Жалко птенчика, давай мы его назад, в гнездо, положим,- предложил Коля.
- Конечно, положим. Вот только сумеем ли на такую высоту забраться. И как бы ни придушить нечаянно птенца при подъёме, - засомневался Петя.
      - Я очень хорошо па деревьям лазаю. Птенца я в фуражку положу, а фуражку – за пазуху, - решительно поднял Коля птенца с земли и, положив его в фуражку, сунул за пазуху.
      Громкое карканье и свист крыльев над головою заставили ребят пригнуться к земле. Это пара ворон напала на них, защищая своего малыша.
     - Да вы что делаете? Ведь мы вам помочь можем. Птенчика спасти. Сами вы не сумеете его поднять, а на земле вы его не выкормите, всё равно его ночью или лисица, или ещё какой - нибудь зверёк съест,- наперебой говорили ребята, защищаясь от птиц.
      И, вот чудо. Недаром говорят, что вороны очень умные птицы. Они как будто поняли, что им говорят ребята, сели на ветку соседнего дерева и стали наблюдать за действиями друзей. Коля довольно быстро и ловко забрался на самую макушку дерева и, положив птенца в гнездо, спустился вниз.
Родители птенчика успокоились окончательно и, удостоверившись, что птенец живой, сели на ветку дерева. Поглядывая, на ребят, они стали издавать звуки, но не резкие, каркающие, а мягкие, как будто благодарили ребят за заботу. А Коля и Петя даже о грибах забыли, занимаясь птенчиком.
      - Знаешь, Петя, хорошо, что мы здесь оказались, помогли птицам. Видел, какие птицы довольные на ветке сидели, - улыбаясь, Коля присел на пенёк.
      - Коля, а в гнезде ещё птенцы были?
      - Да, ещё три птенчика. Клювики открывали, родителей ждали, а вместо них я поднялся к ним, - засмеялся Коля. Ну, хватит отдыхать, надо грибы искать.
Но, сколько ни искали грибов ребята, хорошие им не попадались. То мухоморы стояли рядками, то червивые грибы с гнилыми шляпками были под ногами. Не везёт им сегодня.
Один раз они на большую полянку вышли, где было много старых грибов, да только свежих там не было.
Вдруг Коля услышал, как Петя ойкнул и, посмотрев в сторону, где тот только что был, его не увидел.
      - Ты где, Петя, – закричал Коля.
      - Да здесь я. Упал вниз, ямы не заметил. Она ветками прикрыта была. Хорошо, что ничего не сломал, - послышалось откуда-то из-под земли.
      - Ой, а здесь есть кто-то,- раздался испуганный голос Пети.
      - Ого, да здесь два зайца, один большой, другой маленький. Что с ними делать будем? Может, домой возьмём, приручим? Клетку для них сделаем, - закричал из ямы Петя.
      - Нет, Петя, нельзя нам их домой нести. Они в неволе не выживут. И шкурки зайцев летом плохие. На зайцев поздней осенью и зимой охотятся, когда они жирные и шкурка хорошая. Подавай зайцев мне, я их на волю выпущу. А потом и тебя вытащу. Только сначала палку хорошую найду.
Зайцы, почувствовав свободу, стремглав пустились прочь.
      - Большой заяц такой тяжёлый. И лапами отбивается. Не понимает, что я его от смерти спас. Кто же яму выкопал и ветками накрыл. Охотники так не делают. Браконьеры, наверное, - задумчиво говорил Петя, сидя около ямы.
      - Коля, а про каких братьев и сестру дедушка нам говорил? Расскажи мне.
      - Нельзя. Заблудимся, домой не попадем.
      - Да что ты. Я отсюда с закрытыми глазами выйду. Я здесь все тропинки и кустики знаю.
      - Хорошо, расскажу.
      Вдруг потемнело в лесу. Спряталось солнышко за тучки. Перестала куковать кукушка, не слышно стало щебета птичек. Даже дятел перестал клювом по дубу стучать.
      - Живут в этом лесу два родных брата да сестра. Их никто никогда не видел, но все о них знают. Одного брата, младшего, слышат все. Если громко закричать, он отзывается, а второй, старший, молчун, но любит очень людей в лесу по кругу водить, домой не пускает. А сестра всех к себе в гости приглашает, ягодой сладкой кормит да у себя навсегда и оставляет.
Совсем тихо стало в лесу. Даже жужжания комарика не стало слышно. Будто ждали что-то напряжённо жители леса, прислушивались.
      - О, я знаю. У младшего имя - Эхо, старшего Водило зовут, а сестру среднюю – Топью зовут, королевой болотной. Правильно?
      Только произнес Петя имена братьев и сестры, закрылось тучкою солнышко, грустно запищали птички, закуковала вполголоса кукушка, и громко закричали вороны, будто ругая ребят. Словно ждали все, произнесут или нет Петя с Колей имена братьев лесных. А на поляне неизвестно откуда появилось множество отличных грибов. Не два лукошка, а два мешка можно набрать, да еще и останется.
      - Что же ты наделал, Петя? Имена, зачем произнес? Как выберемся отсюда? Мы, оказывается, на поляне лесных жителей сейчас находимся.
Поговорили друзья, почти поссорились, да что толку ссориться. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Набрали друзья полные лукошки грибов, хотели идти назад, а куда идти, не знают. Все тропинки не знакомы ни Коле, ни Пете. Куда ни пойдут, натыкаются на сплошные заросли колючего кустарника. Пройдут сквозь кустарник, на болото непроходимое натыкаются. Ни обойти его, ни через него пройти. Засосет трясина. Топь болотная только и ждет, когда они через болото пойдут. В гости ждет, не дождется. Ягоды полно сладкой, лесной вокруг. Ешь, сколько хочешь и с собою в лукошко собирай, не ленись. Здесь и брусника, и черника, и ежевика, и клюква, и малина. Да только не радуют ребят ни грибы, ни ягоды. Испугались друзья. Налево идут, на поляну выходят, направо - опять на поляне оказываются, прямо или в обратную сторону направляются, на топь натыкаются! Бродят час, другой, а всё на то же самое место приходят, на ту самую поляну, где зайцев из ямы вытаскивали.
      - Давай, Коля, кричать! Ведь в лесу много людей грибы собирает, откликнутся на наши крики, мы на их голоса и выйдем. Стали кричать, - эге – гей, эге – гей, эге – гей.
      - А в ответ слышат, – иди смелей, смелей, смелей!
      - И слышно эхо то слева, то сзади, то впереди, то правее. Долго кричали, даже охрипли, но все без толку. Совсем упали духом друзья. Не знают, что делать, куда идти. Вспомнил вдруг Коля, что выбраться из леса можно, только зная точно направление, куда идти. Посмотрели они на сосну зеленую, а она с одной стороны ветвистая, а на другой стороне веток очень мало. Значит, с той стороны, где веток мало, север, а с другой, где много – юг.
      - Помнишь, когда мы в лес заходили, солнышко было по правую руку от нас, значит, оно было на восток от нас. Мы заходили в лес на север. Ура! Идти нам надо домой точно на юг, – закричал Коля.
Пошли друзья на юг, но сразу же попали на непроходимое болото. Провалился Петя в топь и, если бы не помощь Коли, мог и потонуть. Дело уже к вечеру, ночь скоро должна была наступить, а они всё с той поляны не могут выбраться. Сел, мокрый, Петя на краю ямы, ноги свесил и горько заплакал.
      - И зачем я только имена жителей лесных произнёс. Теперь и сам погибну и ты, Коля из-за меня пострадаешь. Не послушал дедушку, Алексея Ивановича. Не думал о том, что говорил. Так мне и надо. Только тебя жалко, Коля. Ведь ты-то ни в чём не виноват, - слёзы сами ручьём текли из его глаз.
      - Не плачь. Мы друзья с тобою. Вместе пришли сюда, вместе нам и выбираться отсюда. Или вместе погибать, - присел рядом Коля, положив ему руку на плечо.
       Неожиданно раздался шум множества крыльев и на поляну со всех сторон стали слетаться стаи ворон, а около себя увидели друзья зайцев, старых и молодых. Они молча сидели вокруг них, участливо поглядывая то на Петю, то на Колю.
      Вороны сели на землю двумя рядами и создали собою узкий коридор, а две вороны подлетели к ним и, словно приглашая, важно пошли внутри шеренги ворон. Зайцы тоже поскакали внутри шеренги, рассаживаясь на длину одного шага, друг от друга.
      - Петя, вставай, зайцы и вороны хотят нас спасти, вывести из леса, - радостно закричал Коля.
      И они пошли внутри шеренги ворон через поляну, кустарник, топь. Зайцы показывали, куда надо поставить ногу, чтобы не провалиться, буквально выскакивая из-под ноги, а вороны, если ребята отклонялись от маршрута, толкали их на лету в бок. Несильно, но ребята от этих толчков точно находили ногой болотную кочку, и потому ни разу не провалились в болотную жижу.
      Неожиданно потемнело в лесу. Спряталось солнце за тучи, и перестала куковать кукушка. Перестали щебетать птички, а дятел прекратил стучать клювом по коре дерева. Болото страшно зачавкало, издавая какие-то странные звуки. Эхо эти звуки повторяло, усиливая во много раз. Лесным  братьям – Водило, Эхо, да их родной сестрёнке Топи, очень не хотелось отпускать от себя гостей.
       Через полчаса друзья оказались на опушке леса, как раз в том месте, где они сегодня утром заходили в лес.
       - Спасибо Вам, друзья, за помощь, - поблагодарили Петя с Колей своих лесных друзей, зайцев, ворон и, счастливые, с полными лукошками грибов, поспешили домой.
        По пути к дому договорились друзья между собою ничего родным о своих приключениях не рассказывать, чтобы не волновать их.