Разговор с Богом

Виктор Шмаков
Одна треть
Часть V. Письма от Антона
10. Разговор с Богом

Разговор с Богом
("молитва" от Антона)

Поговорить опять с тобой хочу я.
Ведь ты ж мой Бог –
меня во всём ты понимаешь,
в чём-то одобряешь, а в чём и осуждаешь.
Советы и оценки мне твои нужны, необходимы,
по ним свои поступки я сверяю,
по ним прогнозы строю я свои
последствий или результатов
от того, как в жизни поступаю я,
как мыслю и к чему стремлюсь.
– * –
Всё в тебе слилось –
мой разум, чувства, жизни опыт –
триединый этот сплав и есть мой Бог,
что Совестью зовётся.
Есть Совесть, Разум и Душа –
вот боги наши,
всё остальное – от лукавого.
– * –
«Бог человека – его Совесть», –
древнегреческий поэт Менандр сказал
за 300 лет до рождества Христова.
«Совесть – подсознательный наш Бог», –
психолог Виктор Франкл позднее это повторил.
– * –
Бог, Совесть и Душа –
понятия, во многом, общие
и они есть сущность та,
что представляем мы собою в этом мире...
Такие разные во всём,
единые лишь в том,
что человеки мы, из sapiens`ов рода.
– * –
Не отвергая, и ни в чём не принижая
эмоциональной части нашей сути,
необходимо утвердиться в понимании,
что человеку разум дан
как для возможности его развития,
но также и для жизни и спасенья
не только человека одного и каждого,
но и всего людского рода.
– * –
Недостаток здравой мысли,
преобладание над ней эмоций
ведут к погибели, к упадку.
Примеры есть тому:
цивилизации цвели и набирали силу,
затем её теряли, уходили, гасли.
– * –
Вот хоть Египетскую взять.
Уж не пример ли был расцвета?!..
Власть фараона над народом,
господство над соседями своими –
всё это утверждалось –
крепко и беспрекословно.
– * –
Но как же это сочетать с тем страшным,
что ожидает человека?
Могущество, неограниченная власть,
и вдруг всё это уничтожит смерть
в одно мгновенье?!..
– * –
Быть этого не может!.. И не будет!!
Против смерти это был протест,
пусть дерзкий и упрямый,
но вдохновляющий Египет
вперёд на несколько тысячелетий.
– * –
Рождается вероучение –
умершего ждёт воскрешение.
Могила – это лишь жилище «на пока»,
с обеспечением «жильца» всем нужным
для него в «дальнейшей жизни».
– * –
И всем египетским народом
«жилища» фараонам возводили,
своим строительным искусством
восхищая через многие века.
Жилища-то для мумий люди строили,
но общество при этом,
как выясняется, в упадок приходило,
росли его апатия, усталость...
Ушли душевные все силы на возведение
огромных пирамид и сфинксов.
Душа народная иссякла в вере
в сохранение «вечной жизни»
для «избранных» своих.
– * –
Культ смерти был и у других народов.
Индейцы майя иль ацтеки ко времени прихода
европейцев уже в упадке были,
возможно, по причинам тем же, что в Египте –
но со своими пирамидами,
с своим же культом приношений жертв.
– * –
Иль остров Пасхи?
Что там за истуканы?
Что стало с теми-то людьми,
что обратили к небу истуканов взоры?
Они-то сами где?
– * –
Не есть ли здесь закономерность?
Несчастным будет тот народ,
что только и живёт в заботах о загробном мире
хоть для себя, хоть для правителей своих,
не думая о жизни на земле и о своих потомках...
– * –
Но вернёмся к нашим овцам...
то есть, к баранам... ...тьфу!..
совсем я сбился с этим стадом...
паствой... иль как их там ещё?..
Имел в виду, что разговор мы наш продолжим.
– * –
Назвал тебя мой Бог я Совестью своей, Душою,
сверяю по тебе я все свои поступки.
– * –
Ан нет, не так я должен это делать!?..
Судьёй мне, видите ли, тот,
что для меня придуман был другими,
сколь умными людьми,
но столь же и лукавыми.
– * –
Преемники же их ссылаются теперь цинично
на Вольтера – вольнодумца,
на то, что он сказал:
«Если б Бога не было,
то стоило б его придумать».
– * –
Так говорил Вольтер, неравенства сторонник:
нужна религия как некая «уздечка» для народа.
Цинично это говорил,
при этом добавляя метко:
«Бог человека сотворил
по образу, подобию.
И человек ответил ему тем же».
– * –
Ладно, был придуман религиозный бог,
придуман, да и пусть...
...когда-то нужен был и он...
– * –
Беда же ведь не в этом.
Верней, не столько в этом, сколько в том,
что вот в такой «уздечке»
власть видит выгоду свою,
её для нас хранит, всё время держит наготове,
чуть что – опять её на нас надеть.
– * –
Но и это бы ещё не главная беда.
Всего-то хуже, что придуманные боги
для нас самих милей,
удобнее чем Совесть –
ведь этот Бог внутри
и обмануть его сложней...
– * –
Зачем такой нам надзиратель?
А вдруг оступишься,
так Совесть будет неспокойна –
у неё ты под присмотром неусыпным.
– * –
И такой нет важной функции,
как отпущение грехов –
любой грешок, пусть самый детский даже,
вдруг вспомянется, защемит болью душу.
Конечно, это если Совесть есть,
хотя бы доля малая её...
– * –
Вот для чего нам нужен бог религиозный,
и приложение к нему –
искусственная совесть,
чтобы для совести заменой быть,
подменой, хитрою обманкой.
– * –
Наверно, нужен этот сказка-бог,
чтоб показать пред ним своё смиренье,
кротость, богопочитание,
к святости стремленье
с неясными границами,
с желаньем милости Господней
и с надеждой на загробный мир.
– * –
Иль для того религиозный бог нам нужен,
чтоб проще Совесть было обмануть,
забить её негромкие в Душе посылы
молитвами и рьяным соблюденьем ритуалов,
иль, вот допустим, перезвоном колокольным.
– * –
Как хочется уйти подальше
и скорее
от разговора с нею,
с Совестью своей наедине.
В храм пойти, на людях чтоб,
свечу поставить, прочитать молитву,
и на колени встать, креститься,
к «богу обратиться»...
– * –
Ритуалов много,
что называется – «моторику включить»...
Аутотренинг, психотерапия –
наборы ритуалов и определённых процедур
для погружения в духовную нирвану.
– * –
Ещё что очень важно –
у всех всё это на виду,
есть подтвержденье и «свидетели»
тобой у бога испрошения
милости по отпущению
твоих грехов...
С крестом на шее,
в красном углу с иконой,
себя чтоб обозначить
какой хороший ты –
ведь к богу приобщён,
в храм пришёл,
общаешься ты с богом,
слышите друг друга,
друг с другом говорите...
– * –
С придуманным божком
и с совестью искусственной,
конечно же, удобней и комфортнее.
Знай ритуалы отводи –
и никаких не надо разговоров с самим собой,
с Совестью своей, со своей Душой.
– * –
Что за субстанция такая – бог религиозный?
Ему ль нужна вся эта литургия
чтоб этим, видите ли, «славить Бога»?
Чем громче и богаче – тем ему угодней?
Вот уж точно – под себя его равняем,
опустили до себя.
Высшая духовность есть ли в этом?
В чём она? Какая?
– * –
Религиозные идеи – это суррогат духовный,
где мнимая духовность, показная
и лживая по сути по своей,
нужна для упрощенья жизни.
«Системная игра» очередная...
– * –
Как психотерапия,
в индивидуальном чтобы применении –
вещь очень нужная, вопросов нет,
в каких-то случаях – вообще незаменима.
Но вот придание такой идее
статуса «духовного ученья»
для общества всего –
не только лишь вредно, но и опасно
для общественной морали и сознанья,
а в конечном счёте –
для судьбы цивилизации людской.
– * –
Душа и Совесть – Бог мой!
Дай мне сил бороться с этой ложью,
с людским непониманьем – что есть Зло,
а также и с непониманьем –
идёт оно откуда, отчего оно?
От нас самих оно исходит,
к нам же и приходит –
идёт по кругу всё...
– * –
Так помоги мой Бог бороться
с духовной нашей ленью,
с людским лукавством,
с лицемерием
и нетерпимостью к инакомыслию,
с людскою завистью,
и с жадностью,
и злобой...
– * –
Прошу тебя, мой Бог, простить грехи мои,
которые, конечно, были, есть и будут
по такта ли отсутствию,
по недомыслию чего-то,
по недостатку разума... увы...
– * –
Скажу я лишь одно,
что не было и нет за мной грехов
заведомо и изначально подлых.
– * –
Хотя, конечно, как на это посмотреть...
Церковник, например, оценит
мою позицию против его идеи –
подлость это, мол...
Что ж, относительного в мире много...