Русская линия продолжается

Александр Раков
Представлять православному читателю информационное интернет-агентство «Русская линия» нет нужды: о нём слышали даже те, кто редко пользуется Интернетом. Имея аудиторию 300—400 тысяч человек в месяц, «Русская линия» (www.rusk.ru; e-mail: rusk@rusk.ru) давно стала заметным явлением в общественной жизни современной России. Сегодня мы беседуем с главным редактором агентства Анатолием Дмитриевичем  Степановым.

— Анатолий Дмитриевич, вы согласны с тем, что «Русская линия» становится общественной силой в современной России? Вы ощущаете её политический вес?

— Не будем говорить такие громкие слова: «общественная сила», «политический вес»… Но вот что необходимо отметить. Одна из самых болезненных проблем в нашей стране — это отсутствие державной идеологии. Нет единой идеологии — нет и единой политики. Идеология комфорта, которую нам предлагают либералы, безперспективна. Русский народ никогда не жил ради комфорта. Если дать России такую цель, то наша Родина просто скукожится под напором усиленно развивающихся исламских наций и Китая.

Далее, в русском характере государство — это неотрывная составная часть мироустройства. Русский человек не привык быть в оппозиции государству, не любит этого. Державная власть — это отец, страна — это семья; но если семья стоит в оппозиции отцу, то долго она не протянет, развалится. Итак, если политик хочет достичь успеха в России, то, конечно, он должен придерживаться державной, православной идеологии. И мы, представители православной общественности, должны со своей стороны помочь власти выработать соответствующие установки. Свою задачу мы видим в том, чтобы участвовать в выработке русской национальной идеологии, без которой дальше Россия развиваться не может. В этом-то смысле «Русская линия» и становится политическим ресурсом.

Мы всегда стремились к тому, чтобы нас читали представители духовенства, писатели, учёные, публицисты, педагоги — те люди, которые формируют общественное мнение. И судя по всему, мы этой цели достигли. Мы неизменно подчёркивали: наша задача в том, чтобы предложить русскому читателю православный взгляд на все общественно-значимые проблемы. Мы первыми начали активно использовать в качестве комментаторов духовенство. И прежде бывали, конечно, интервью со священнослужителями, но оперативный комментарий, данный священником, — такого до «Русской линии» практически не было. Мы добились того, чтобы голос священника был слышен в общем хоре экспертов и специалистов, чтобы православное духовенство могло давать нравственную оценку любым значимым для человека событиям.

— А вам не кажется, что проблема сейчас даже не в том, что у страны нет единой идеологии, а в том, что единой идеологии нет у Церкви? К Церкви принадлежим и мы, православные патриоты, и такие либералы-западники, как отец Георгий Митрофанов…

— Да, да, это очень сложная проблема. Мне, кстати, приходилось объясняться с некоторыми нашими православными людьми, которые говорили: «Зря вы проводите такую кампанию против отца Георгия Митрофанова — мы же с ним в одной Церкви и причащаемся из одной чаши!» На первый взгляд, это звучит достаточно убедительно. Но не кажется ли вам, что либеральные ценности, исповедуемые отцом Георгием, они по сути антицерковны и противоречат святоотеческому учению? И возникает другой вопрос: а когда именно либерал-обновленец становится обновленцем? Только когда церковный собор примет решение так его называть? Но это же не значит, что ещё до Собора он не был таковым!.. Для того чтобы быть едиными, нам недостаточно быть просто формально членами одной Церкви. Нужно ещё и исповедовать единое вероучение. Тут тоже необходима единая идеология, основанная на святоотеческом наследии.

— Не кажется ли вам, что и патриотическое движение сейчас испытывает кризис идеологии? Что монархизм, который долгое время считался её основой, сейчас переживает кризис? Народ не поддержал его в массе своей. Не пора ли пересмотреть позиции?

— Что патриотическое движение находится в идеологическом кризисе — это несомненный факт. Главный его порок — оно недостаточно церковно. Патриотическое движение до сих пор не вошло в Церковь, оно ещё не изжило советское наследие. Преодолеть эту трещину пытаются многие, в том числе и «Русская линия». Что касается монархизма, то я думаю, что тут даже не кризис… Дело в том, что в обществе долго жило романтическое представление: вот сейчас восстановим монархию —  и это сразу решит все наши проблемы. Это связано с поверхностным пониманием идеи монархии. Сейчас монархисты (а я себя к таковым причисляю) должны идти царским путём трезвомыслия, чтобы не становиться ни на широкую дорогу либерального монархизма, ни на тропу сектантства. Очень уместно сегодня звучит вопрос: а есть ли для чаемого царя подданные в России? Готовы ли мы принять царскую власть? Боюсь, что нет. Боюсь, что тут нам предстоит долгий и непростой путь постепенного воспитания в себе качеств, которые необходимы для православного царства. Надеюсь, что «Русская линия» тоже служит делу этого воспитания.

— Вы как-то говорили, что ни в коем случае не заказали бы комментарий текущих событий отцу Георгию Митрофанову. Но могли бы вы организовать с ним диспут на «Русской линии»?..

— Разумеется. Мы по мере сил стараемся не быть партийным ресурсом, не выражать взгляды какой-то узкой группы, политической партии или кружка. К примеру, в период предвыборной кампании Патриарха мы давали слово представителям разных позиций. Люди выступали как с критикой, так и с поддержкой тех или иных кандидатов. И если бы к нам вдруг пришёл отец Георгий Митрофанов, мы с удовольствием организовали бы беседу с ним. Беседу или, скорее, дискуссию. Как говорил апостол Павел: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». (1 Кор.11:19).

— Тогда я хочу спросить вас об интернет-форумах… Нередко форум выливается в пустую говорильню, даже вредную…
— На мой взгляд, интернет-форум — это нечто вроде болтовни в курилке (хотя это не очень православный образ). Это ни к чему не обязывающие кухонные разговоры. Часто форумы приводят к ожесточённым спорам — это уже плохо, и мы на «Русской линии» стараемся вмешиваться, если форум начинает приобретать форму перебранки. Многие предлагают запретить участникам форумов пользоваться «никами», псевдонимами: пусть-де выступают только под собственным именем. Да, с одной стороны, это заставляет человека взвешивать свои слова. Но, с другой стороны, я знаю, что есть люди, которые по разным причинам не могут подписываться собственным именем, в том числе и потому, что это может грозить им потерей работы и даже жизни, если они, например, живут в нехристианском государстве… Легко запретить форумы. Но я думаю, что эта та форма, с которой нужно работать, экспериментировать, искать новые пути…

— Сейчас «Русская линия» терпит определённые затруднения… Что вы можете сказать по этому поводу?

— Да, в связи с общим кризисом мы переживаем не лучшие времена. Дело в том, что «Русская линия» всегда существовала на пожертвования православных бизнесменов. Мы, выполняя очень важную, на наш взгляд, общественную задачу, не имеем поддержки от официальных структур. Поэтому мы сейчас обращаемся за поддержкой — прежде всего к читателям. Наши читатели уже откликаются: к нам приходят переводы — либо через электронные деньги, либо через эсэмэски… И если благодаря газете «Православный Санкт-Петербург» кто-то захочет нам помочь, то об условиях можно прочитать на сайте «Русской линии»: там указаны все координаты, все телефоны. А мы со свой стороны составляем список имён наших благотворителей, за которых просим молиться наших авторов-священнослужителей. Тут вопрос не только в деньгах: мы хотели бы, чтобы читатели вносили свою лепту в наше общее дело, чтобы «Русская линия» стала «Русской народной линией». Вот к чему мы стремимся всей душой! Надеюсь, что вы нас поддержите.


Вопросы задавал
Алексей МАКСИМОВ