Тайны Чермоза

Николай Субботин
Мир современного человека делится на две половинки: «внутри города» и «за пределами города». Город, словно бастион, охраняет человека от множества явлений и событий, которые могут произойти с ним, если он окажется в иной среде. Многие люди в течение жизни, путешествую из мегаполиса в мегаполис на автомобилях, поездах, самолетах и не подозревают о существовании другой реальности. Никакой мистики. Все предельно просто. Чтобы понять это достаточно выехать за черту города, зайти поглубже в лесную чащу, где не слышно шума автострад, гудения линий электропередач, гула пролетающих самолетов, прислониться спиной к старому дереву и постараться вслушаться в  шопот листьев и трав. Вы заметите, как выравнивается ваш пульс, дыхание становится более глубоким и ровным, обостряются обоняние и слух, тело напоняется силой, вы начинаете меняться. И только ли это связано с чистым воздухом, запахами разнотравья и успокаивающим пением птиц?

-- Чермоз – город колдунов --

Среди нескольких поселков, деревень и сел, отмеченных пермскими исследователями для изучения (Олени, Молебка, Шаля, Чермоз, Чердынь) Чермоз сильнее остальных оброс мифами, легендами и рассказами местных жителей о втречах на болотах со странными существами. Да и в самом названии поселка – «Чермоз» - скрывался тайный смысл. По преданиям, основан он был марийским народом черемисы, что в переводе означает «чародеи, колдуны, волхвы». Загрузив в машину снаряжение и оборудование, получив благословение от пермского ведуна Светогора, исследователи станции RUFORS ( http://www.rufors.ru ) выехали в двухсоткилометровый путь до Чермоза.

Селение Чёрмоз (Чёрмос) впервые упоминается в отказных книгах К. Цизарева за 1701 г. на право владения Г.Д. Строганова Обвинским и Иньвенскими вотчинами. Деревня располагалась близь брода, по которому проходил старый тракт от с. Кылосово на р. Иньве к с. Дмитриевское на р. Обве. Местность выше брода привлекла внимание барона Н.Г. Строганова благоприятностью условий для устройства большого пруда. В 1761 г. Н.Г. Строганов получает разрешение на строительство Чёрмозского медеплавильного завода. Ввиду истощения местных медистых песчаников, в 1766 г. завод перешел на выпуск железа. Вскоре он был продан придворному ювелиру И.Л. Лазареву с братьями. В 1781-1782 гг. на заводе пустили стан для прокатки кровельного железа и приступили к постройке деревянной церкви.
Но Чермоз был не только рабочей деревней. Жизнь его жителей была тесно связана с окружавшими деревню лесами, болотами, рекой. Каждый мужчина был промысловиком, охотником, соблюдая традиции своих отцов, дедов и прадедов, которые отлично знали не только звериные повадки, но и умели общаться с духами леса, воды и земли, чтобы охота и лов были удачными.

-- Балаган на болоте --

Балаган – это охотничий домик, поставленный в лесу. Собственно он-то и стал причиной, по которой исследователи предпочли в первую очередь отправиться в Чермоз. В июне 2007 года в электронный почтовый ящик станции RUFORS пришло письмо с рассказом местного жителя о необычной встрече на болоте – охотник видел странное существо небольшого роста. В течение месяца исследователи собирали дополнительную информацию, общались на форумах в теми, кто бывал в Чермозе, собрали внушительную коллекцию мифов и легенд об этих местах и в конце концов приняли решение – надо ехать и разбираться во всем не месте!

«Балаган должен быть построен по определенным правилам, - начал свой рассказ черзмозский краевед, - если их не соблюдать, жить в таком балагане будет невозможно. Нужно правильно выбрать место, старый опытный охотник осматривает его, спрашивает разрешение у Хозяина леса и только потом дает добро на строительство балагана. У каждого леса свой хозяин и нужно знать, как с ним общаться. Есть у нас в округе несколько балаганов, которые строились наобум, просто так, в удобном для охотников месте. Ну и маются потом, то гнус заедает спасу нет, то непонятки разные происходят... Лет двадцать назад в одном из таких балаганов охотник ночью из ружья изрешетил все стены и окна, отстреливаясь от кого-то неведомого. Толком ничего рассказать не мог, только упоминал какое-то небольшое существо с полметра высотой, похожее на женщину с длинными светлыми всклокоченными волосами...»

Добраться до заветного балагана, в котором произошла ночная перестрелка, не удалось. На все уговоры и просьбы местные охотники отвечали отказом. Было видно - чужаков в этих местах не любят и опасаются, раскрывать местные тайны никто не спешил. Только один из охотников пригласил исследователей на открытие сезона, который должен был состояться через месяц: «Приезжайте, сплаваем в тот балаган, ночью у костра может быть что-то еще вспомнится... А может быть и увидится...» После разговоров с жителями Чермоза осталось странное двоякое чувство, казалось, что поселок хранит какую-то тайну, сокровенную и очень древнюю, доверить которую можно не каждому. Это свой сор, который должен остаться в своей избе...

Следующим ценным источником информации стало местное отделение милиции. Разговорчивый и улыбчивый дежурный лейтенант поведал исследователям последние новости, вспомнил печальный случай, произошедший с тремя школьниками, решившими пойти на поиски разбившегося в этих местах истребителя Миг-25. Ребята заблудились в лесу, плутали почти неделю, один из них погиб от истощения. Они тоже рассказали о том, что якобы видели небольшое светловолосое существо, хотя может быть это были обычные галлюцинации от переутомления и страха...

-- Батин лог --

Такое же странное чувство недосказанности осталось после попыток найти Батин лог, о котором легенд ходило не меньше, чем о балагане на болоте. Все три жителя, у которых исследователи пытались узнать его месторасположение давали противоположную информацию. Сперва оказалось, что добраться до Батиного лога очень сложно, якобы расположен он чуть ли не в 10 километрах от Чермоза, все дороги заросли и добраться туда без проводника чужаку будет очень сложно. Второй собеседник сдвинул границу наполовину, обнадежив, что «туда и на машине проехать можно». Последний охотник уверенно рубанул ладонью, указывая направление: «пешочком пару киломеров во-о-о-он туда... и увидите Батин Лог».

Батин Лог находится к северо-западу от Чермоза. Лог - это овраг в равнинной местности, с пологими, заросшими растительностью склонами, плоским днищем и незначительным боковым водосбором.

Батин Лог пользуется у чермозян дурной славой. В нём неоднократно при таинственных обстоятельствах пропадали люди. Один из самых известных случаев - во время лыжной эстафеты пропал школьник. Считается, что в логу водится нечистая сила. В логу полно ягод и грибов, но никто их не собирает: грибники обходят Батин Лог за километр.
А почему «Батин Лог»?

Ответ на этот вопрос даётся в рассказе «Белое озеро» чермозского автора Игоря Юркевича (р.1932). Ниже отрывок из рассказа:

«Прошли последние дома и вступили в поля. Чтобы сократить длинную дорогу, ребята начали рассказывать истории.

- Знаете, почему Батин Лог так называется? - спросила Тамара.

- Мне отец говорил, - ответил первым Толя, - в этом логу до революции атаман с шайкой разбойников скрывался. Звали его Батей.

- Так да не так. Батя - это кличка, - перебил Георгий. - А звали его Александр, фамилия - Лбов. В революцию 1905 года большевики его назначили командиром рабочей боевой дружины в Мотовилихе. Лихой был атаман! Потрепал нервы помещикам! Когда восстание в Перми подавили, Лбов ушёл в леса, и ищи его-свищи. Леса дремучие, а разбойники могучие. Что дальше? А дальше, говорят, ушёл он из Батиного Лога и зря! В город пробрался, там его сцапали жандармы и расстреляли.

Несколько минут шли молча. Ребятам было жаль удалого атамана».

О Батином логе ходит еще одна удивительная история, связанная с «убегающим камнем». Шел как-то местный охотник в сторону своего дома, заприметил в траве странный большой камень, присмотрелся, а на камне – странные письмена, похожие на церковные. Камень оказался слишком большим и тяжелым, охотник подобрал палку, воткнул ее рядом с камнем, дабы потом по метке этой найти его. Пошел в деревню за подмогой. Вернулись с мужиками к этому месту. Палка так и стоит воткнутая, а камня – нет.

-- Хозяева леса --

Чем дальше от больших городов, тем больше странных историй можно услышать о необычных обитателях лесов, тем больше рассказов о необычных явлениях. Забираясь на север Пермской области в сторону Красновишерского заповедника, попадаешь совершенно в иной мир, в котором действуют иные законы и правят другие силы. Тут люди говорят о духах леса как о само собой разумеющемся факте, шаманы могут управлять погодой, а некоторые места, например Ишерим, вообще являются заповедными и запретными.

Собирая этнографическую информацию и готовясь к летнему сезону, исследователи RUFORS собрали богатый материал по деревенской мифологии. Практически везде встречаются рассказы о встречах с обитателями леса: лешими, водяными, мокшами, русалками. Но встречаются рассказы и более невероятные. На Урале давно ходит легенда о таинственном чудском народе, который в давние времена якобы спустился под землю. До сих пор в отдаленных уголках области встречают странных людей. Андрей Б. делится своим опытом: «Последняя информация о встрече с представителем Чуди относится к 40-м годам, информация устная, нигде подтверждения не находил. Рассказал (не мне) житель соликамского района, что встретил в детстве в лесу старичка небольшого роста с белыми глазами. Тот сказал, что живёт он под землёй и вход в подземелье находится в небольшом лесистом кургане. Но поговорить подольше ему не удалось, потому что послышались голоса других людей, и старик быстро исчез. По информации одного известного пермского писателя, который живёт в Москве, в Перми есть человек, который знает место входа, но никому не рассказывает».

На первый взгляд все это кажется, по меньшей мере, странным, но только для тех, кто никогда не ходил в дальние походы, не оставался один в ночном лесу, не сидел у костра. В прошлом году автору этих строк два раза лично довелось столкнуться во время экспедиции со странными явлениями. Рассказал я о своей ночной встрече черзмоскому краеведу, тот лишь покачал головой: «С огнем играете, ребятки!..»

Нам только кажется, что мы знаем все о лесе. Это иллюзия, рожденная извечной самоуверенностью человека, привыкшего быть хозяином всего и вся. Но истинные хозяева – вовсе не люди, это иные силы и сущности, о которых мы знаем по легендам, сказаниям и преданиям, чье низримое присутствие мы изредка можем ощущать. И поверьте, по личному опыту, встречи с ними лучше избегать…

-- Самолет --

У Чермоза есть еще одна тайна…

7 мая 1971 года военный летчик Валерий Рубаненко выполнял полет на самолете Миг-25 с полным боекомплектом (на самолете такого типа он может достигать 1300 кг), который вылетел с аэродрома, расположенного на севере Пермского края. В районе Чермоза произошло возгорание двигателя. Ценой своей жизни пилот увел самолет в сторону от города и упал на другом берегу в болоте.

Вот что рассказывает очевидец событий Ольга Ануфриева: «Я тогда училась в десятом выпускном классе. Перед днём Победы нам показывали какой-то документальный фильм о войне. В кабинете окна задёрнуты чёрными шторами, треск кинопроектора. Сидим, скучаем. Вдруг монотонный голос диктора прервал страшный взрыв. Здание школы задрожало, стены заходили ходуном. Все бросились в коридор. Оттуда уже доносились крики «Война! Началась война!». Люди выбегали на улицу и бежали в сторону Камы, откуда слышались взрывы и валил густой столб чёрного дыма. На берегу собрались сотни людей. Все они смотрели на другой берег, гадая, что произошло. Потом мы узнали, что упал военный самолёт с полной загрузкой».
Местные жители пытались найти и поднять самолет, но он крепко застрял в болоте. Те, кто видел его, рассказывают о «хвосте с красной звездой», торчащим из трясины. Странно, что этот самолет не подняли сами военные, ведь в 1971 году – это был самый совершенный и секретный самолет, принятый на вооружение лишь в 1969 году, т.е. «25е» МИГи «официально» летали не более двух лет. Мы пытались проследить трассу, откуда мог лететь этот МИГ, общались в бывшими военными летчиками, но так и не смогли даже примерно определить местоположение «северного аэродрома», на котором в те времена гнездились 25е. 

-- Ночь в мертвой деревне --

Пропитавшись самобытным чермозским духом, наслушавшись удивительных рассказов, но так и не добравшим до заповедных мест, исследователи узнали у сельчан, что рядом с Чермозом находятся несколько вымерших деревень, в которых раньше тоже происходили непонятные события.

По глухим проселкам, едва не засадив машину в вязкой жиже, исследователи добрались до места. От деревни осталось пара покосившихся, почерневших срубов, баня и деревенский дом, крыша которого от ветхости целиком упала вниз, скрыв его как шапкой-треуголкой.
Ветер доносил сладковатый знакомый запах. В сотне метров от лагеря нашли труп бычка, как он сюда попал за 15 километров от ближайшей живой деревни, было непонятно. Кто-то аккуратно вспорол ему брюхо – ровный надрез. Обошли все вокруг – следов людей не нашли, ни тропинок в высокой траве, ни старых кострищ. Похоже, что за последние 20 лет, как эта деревня перешла в разряд нежилых, мы стали тут первыми гостями. Так и не удалось понять, что или кто загнал сюда бычка и убил. Но от такого соседства было немного жутко…
Ближе к ночи с лощины начал стягиваться туман. Сначала он заполнил все низины, потом белым ватным облаком низко пополз по земле в сторону лагеря. Полная луна подсвечивала его так, будто на нас двигалась молочное море.

Начали ночные эксперименты по фотографированию на сверхчувствительную пленку с длительными выдержками. На некоторых фотографиях появились странные шары и линии.
Несмотря на предупреждения и поверья, сходили ночью в старую баню, пофотографировали, правда, спросили разрешения у Хозяина, перед тем как войти.

Ничего страшного и необычного этой ночью с нами не произошло.

А вот утром, когда мы уже собрались в дорогу домой, нас накрыл страшный ливень, буквально в 10 метрах уже ничего не было видно. Пришлось стоять на лесной дороге и ждать, когда он станет чуть потише, а потом осторожно на полной блокировке ехать в сторону дороги, с трудом удерживая машину, норовившую сползти с глины в густую траву…

* * *

Вчера мне позвонил Светогор: «Пусть те ребята, которые заходили ко мне перед поездкой в Чермоз, придут снова. после вашего возвращения у них резко начали меняться судьбы…» Я повесил трубку, перезвонил Мише и Руслану, передал просьбу Светогора. Могла ли так повлиять на нас ночь, проведенная в мертвой колдовской деревне. Не знаю. Но тишина, окружавшая нас той ночью была на редкость обманчивой, и кто-то чуждый разглядывал нас с холодным безразличием из чащи леса, хотя, может быть, это был просто наш страх перед Неведомым...

Следующей по списку стояла деревня Олени, вымершая в конце 70х годов прошлого века. Жители соседних деревень рассказывают о ней с неохотой, странные вещи происходят там по ночам. Значит, наш путь туда…