Книга первая

Александр Сказачник Минаков
Утро первое
  Мое утро начинается в шесть десять. Будильник я завожу, конечно же, на шесть ноль-ноль, но, как правило, в шесть ноль-ноль я перевожу его еще на десять минут вперед. Давным-давно, в студенческие годы (кстати, эта привычка у меня с тех самых пор), из-за этих десяти минут я вечно опаздывал на лекции. Но студенческие годы остались далеко в  прошлом. Да, чуть не забыл, давайте знакомиться, меня зовут Князев Сергей, мне двадцать семь лет, родился и живу в Москве. Так вот, шесть десять подъем, быстро в душ, по дороге в душ успеваю включить кофеварку, десять минут в душе, шесть двадцать два - завтрак, в семь ноль-ноль за мной заезжает водитель. Целую жену, детей… стоп, не целую никого, потому что некого. В девять ноль-ноль я начинаю свои серые рабочие будни, если их можно так назвать. Я работаю коммерческим директором (и через девятнадцать строчек вы поймете, кто мне в этом помог ,там будет курсивом написано) в крупной строительной компании, часто приходится мотаться по стране, общаться с толстыми богатыми дядьками. Начав свой рабочий день с утра в Москве, закончить я его могу за полночь где-нибудь в Томске. Так что человек я  крайне занятой, горю на работе. Я это все сейчас к тому говорю, чтобы вы поняли, как я все-таки дорожу этими утренними минутами. Но только вот не надо, не нужно меня жалеть: «ой, какой несчастненький, да, бедняжка, заработался». Я молодой, красивый, перспективный человек - так было написано в моем резюме. К тому же, такой ритм жизни мне по душе, я уже не могу представить себя в какой-то другой роли с неполной занятостью… нет, не могу. Сегодня у меня хорошее настроение, МНЕ НЕ НАДО НА РАБОТУ. Каждый год пятнадцатого июня мы собираемся всей семьей на дне рожденья Николая Ивановича Князева, моего деда, генерала в отставке, между прочим, а сегодня как раз его юбилей. В девять за мной заехал водитель, и мы помчались за город. По дороге я прослушал лекцию о том, как важно правильно насадить червя на крючок, и что чуть ли не все от этого зависит; что такое заячьи ушки не буду вам рассказывать, вдруг вы сейчас кушаете; что не все грибы одинаково полезны, почему и кто ими травится; как отличить хорошую водку от плохой, и что цена здесь не имеет значения и т.д. и т.п. Солировал декан рыболовно-грибной кафедры, эксперт и ценитель винноводочной продукции.
- Только в нерабочее время - я ж себе не враг.
 Мой друг и бессменный водитель Володя. С Володей я познакомился в свой первый же рабочий день и вот уже целых пять лет он возил мое драгоценное тело по всей стране. В какие только переделки нам не доводилось с ним попадать. В прошлом году я стал крестным отцом его дочки, так что наши отношения из профессионально-деловых неожиданно переросли в родственные. Машина медленно подъехала к окованным воротам и посигналила. Давно предлагал деду установить на ворота электрический привод – нет, и все тут.
 - Ладно, Володь, до завтра машина мне не понадобится, так что отдыхай, завтра в семь жду тебя у этих ворот, крестнице привет.
 Встречать по всей видимости меня ни кто не собирался. Забрав из машины подарок, я вошел во двор через калитку. Во дворе меня встретил подарок дедовых друзей с востока. Ровно год назад его привезли в Россию маленьким мягким комком и сказали, что через год это будет настоящий «Алашир» - пестрый лев. Теперь же этот комок вырос, превратившись в сто килограммов мышц, и без особых усилий, на радостях, мог меня свалить. Не спеша, он подошел ко мне и ткнулся головой в колено.
 - Ну здравствуй, здравствуй, пес слюнявый! Что ж тебя совсем не гладят, да молоде…, не прыг…,
Тут на мое счастье на балкон вышел дед и Алашир стал тише воды.
- С днем рождения, дедуль!
- Какие люди, неужели сам Сергей Саныч к нам приехал!?! И давно ты в бабушкиной клумбе сидишь, внучек?!! А ну-ка, живо поднимайся и иди, обними деда!
Мой дед - легендарная личность, отец рассказывал, что он был знаком с самим И.В.Сталиным. Через пять минут мы уже пили чай на балконе.
- Ну, внук, чем старика порадуешь?
- Сейчас, подожди.
Из недр бездонного пакета, на свет божий была извлечена коробка с надписью «Fish Hunter»
- Это тебе!
Лицо старика расцвело довольной улыбкой.
- Вот спасибо, вот это приятно. Сань, а батька твой опять не приедет, вот открытку прислал, оправдывается. «Батя, сердечно поздравляю, к сожалению, приехать не смогу, местные чиновники хуже шакалов.  Надеюсь, все изменить в лучшую сторону. В коробке подарок, приеду, пойдем на сома». В коробке оказалась еще одна удочка.
- Как же, приедет он! Как был разгильдяем, так им и остался. Его даже из пионеров исключили. Я тебе рассказывал?
- Рассказывал, рассказывал, и не один раз.
- Ну да ладно! Внук, ты деда любишь?
- Люблю.
- Тогда женись быстрей и делай меня прадедом.
- Ну, только не начинай, я тебя прошу.
- Я тебе дам не начинай, женись, а то прокляну!
- Все, сдаюсь, уговорил, согласен, ищи мне невесту - женюсь.
Суровое выражение на дедовом лице сменилось на загадочно-хитрое.
- А я уже нашел, внучка моего товарища, очень порядочная девушка, сегодня познакомлю.
- Дед, ты с каких пор в свахи записался?
- Ничего подобного, просто у дедушки сегодня лирическое настроение. Пойдем, у меня для тебя тоже есть подарок.
  Первый раз за все свою жизнь я оказался в святая святых этого дома, рабочем кабинете деда.
- Ты на дедушку не обижайся, он уже старый и желает тебе счастья, а знаешь в чем счастье?
- В чем же?
- Еще мой отец говорил, он говорил: «Счастье, Коля,  это когда у тебя жена хорошая и корова»
- Дед, а ты мне корову в довесок к внучке товарища не присмотрел?
- Смеешься над народной мудростью, бесстыдник! Садись в кресло.
  Мы сели. Дед - за стол, я - в кресло напротив.
- Возьми и храни вот это, - дед вынул из стола старую, видавшую виды офицерскую планшетку и передал мне. -  Ах, да я же не рассказал о своем увлечении. Моей страстью было собирательство вещей, связанных со второй мировой. И эта планшетка представляла для меня немалый интерес, - нашу беседу прервал сигнал подъехавшего к воротам автомобиля.
- Вот и гости, пошли встречать.
  И тут началось! Машина за машиной, старые друзья, молодые жены… Дед не забыл про свое обещание и познакомил меня с очень симпатичной внучкой своего товарища. Почти весь день мы провели вместе, болтая обо всем и ни о чем. Вечером перед ее отъездом мы обменялись номерами телефонов и договорились встретиться на неделе. Было уже поздно, гости давно разъехались, дед усталый, но очень довольный, пошел в свою комнату отдыхать, я тоже направился к себе, где на журнальном столике меня дожидалась дедова планшетка. Зайдя в комнату, я взял ее со стола и сел в кресло. Старая потертая кожа, тугие ремешки застежек - все веяло историей. Я открыл планшетку и заглянул внутрь, там меня ждал сюрприз: старый хим. карандаш и блокнот, на развороте которого была надпись: «Князева Н.И.» Блокнот был исписан от корки до корки, местами попадались рисунки, схемы. В предвкушении я положил находку на стол и спринтерским шагом отправился на кухню, за чаем и еще чем-нибудь. На тот момент я еще не знал, что изучение дедовского блокнота займет у меня не один десяток бессонных ночей.

Речь В.М. Молотова от 22 июня 1941 г.
Граждане и гражданки Советского Союза.
Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление. Сегодня в четыре часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши      границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города: Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие. Причём убито и ранено более двухсот человек. Налёты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территорий. Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством.
  Нападение на нашу страну произведено несмотря на то, что между СССР и Германией заключен договор о ненападении и советское правительство со всей              добросовестностью выполняло все условия этого договора. Нападение на нашу страну совершено несмотря на то, что за всё время действия этого договора германское правительство ни разу не могло предъявить ни одной претензии Советскому Союзу по выполнению договора. Ответственность за это разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германских фашистских правителей.
  Уже после свершившегося нападения германский посол в Москве Шуленбург в пять часов тридцать минут утра сделал мне, как народному комиссару иностранных дел, заявление от имени своего правительства о том, что германское правительство решило выступить с войной против Советского Союза в связи с сосредоточением частей Красной Армии у восточной германской границы. В ответ на это мною, от имени советского правительства, было заявлено, что до последней минуты германское правительство не предъявляло никаких претензий к Советскому правительству, что Германия решила о нападении на Советский Союз, несмотря на миролюбивую позицию Советского Союза, и что тем самым фашистская Германия является нападающей стороной.
  По поручению правительства Советского Союза я должен также заявить, что ни в одном пункте наши войска и наша авиация не допустили нарушения границы, и поэтому сделанное сегодня утром заявление румынского радио, о том, что якобы советская авиация  обстреляла румынские аэродромы, является сплошной ложью и провокацией. Такой же ложью и провокацией является вся сегодняшняя декларация Гитлера, пытающегося задним числом состряпать обвинительный материал насчёт несоблюдения Советским Союзом Советско-германского пакта.
  Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось, советским правительством дан нашим войскам приказ отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей родины. Эта война навязана нам не германским народом, не германскими рабочими, крестьянами и интеллигенцией, о страдании которых мы хорошо понимаем, а кровожадными фашистскими правителями Германии, поработившими французов, чехов, поляков, сербов, Норвегию, Бельгию, Данию, Голландию, Грецию и другие народы.
Правительство Советского союза выражает непоколебимую уверенность в том, что наши доблестные армии, и флот, и смелые «соколы» советской авиации с честью выполнят долг перед родиной, перед советским народом и нанесут сокрушительный удар агрессору. Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся  Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну. За родину, за честь, за свободу. Правительство Советского союза выражает твердую уверенность в том, что всё население нашей страны: все рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины, отнесутся с должным сознанием к своим обязанностям, к своему труду.
Весь наш народ теперь должен быть сплочен и един как никогда. Каждый из нас должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и  авиации, чтобы обеспечить победу над врагом. Правительство призывает вас,     граждане и гражданки Советского союза, ещё теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего советского правительства, вокруг нашего великого вождя товарища Сталина.

3 Марта  1943г.город Ржев.
- Милый мой Коленька, как же я истосковалась по тебе, ты вернулся, живой, ну иди же сюда, не стой как…
- Подъем, Князев раскудрить, тудыть, подъем. К тебе пришли.
Как же не хотелось открывать глаза и вместо моей ненаглядной Катеньки, видеть опухшую рожу конвоира.
- Что ж ты так орешь-то, Строгин? Охрипнешь!
- Пагавари мне ишшо, а ну, руки покаж!
В камеру, отстранив конвоира, вошел майор среднего роста совершенно, до блеска, лысый.
 - Ну здравствуй, капитан, примчался сразу же, как узнал, думал, уже не свидимся. Конвойный, можешь быть свободен!
- Так не положено же!
- Свободен!
И уже через пару секунд в камере остались двое арестованный и человек  с майорскими кубарями на отвороте воротника.
- Да я и сам думал хана мне. Отпусти меня ради бога, раздушишь! Ты поесть ни чего не принес?
Из бездонного кармана галифе, сею же минуту, был извлечен подозрительно вкусно пахнущий газетный сверток с проступившими местами пятнами жира. 
- Давай все по порядку.
- Да нечего особенно рассказывать. На второй день нам повредили рацию.
- Да ты ешь, ешь!
- Ем, ем, спасибо, связи не было, при выполнении задачи мы столкнулись с непредвиденными трудностями, группе пришлось затаиться. Эта задержка впоследствии стоила жизни трем моим бойцам. Задачу мы выполнили, но группы больше нет. Возвращаясь, мы попали под наш артобстрел. Помню только свист и все, очнулся в госпитале.
- Да, знала б мама, чем ты тут занимаешься, я же обещал пристроить тебя в штаб.
- Кем? Писарчуком? Слушай дальше. После госпиталя пошел к командиру батареи, ну поздороваться, ясное дело, а он меня как увидел, так обрадовался, побежал ко мне, да видать заспешил, упал и обе руки себе сломал. Вот я тут пятый день и сижу.
- Ты за него, Коля, не волнуйся, до свадьбы заживет, с ним уже провели беседу, а тебя мы к награде приставим, и ребят твоих. Информация, которую вы добыли, спасла жизни тысячам бойцов. Ты пока посиди здесь дня три, здесь оно спокойней, а я за это время тебе новых людей отберу в группу, лично. Дело вам предстоит на порядок сложнее предыдущего, так что отдыхать начинай прямо сейчас. Это приказ!

  Через пять дней меня срочно вызвали в Москву, для инструктажа по новой боевой задаче и ознакомления с личными делами бойцов, отобранных майором Ремизовым. Путь мой лежал в неприметный  с виду, но хорошо известный каждому москвичу серый дом. Пройдя гулкими коридорами, предъявив дежурному вызов, я постучал в мощную дубовую дверь, из-за которой тут же раздался властный голос:
- Войдите.