Письмо отцу

Елена Черкес
      Близилась полночь, мне совсем не спалось. Луна заглядывала в окно, смотрела, не мигая и удивленно, своим огромным желтым оком, освещая все вокруг таинственным и прозрачным светом. 
     Я смотрю в окно, а в голову лезут грустные мысли. Именно «лезут», потому что я гоню их изо всех сил, а они, словно вражеские разведчики, просачиваются в малые щелки моего сознания, сначала незаметно, едва уловимо, а вскоре полностью овладевают всем моим существом и кажется, нет уже в других мыслей в голове кроме этих, печальных и грустных, от которых хочется плакать. Ощущение одиночества и полной беззащитности, словно я маленькая девочка, готовая разреветься в любой момент. Мысленно я зову: «Папа, папа!», ожидая как в детстве, что он появиться и успокоит, приласкает и согреет. Увы, уже не придет, уже не  утешит, как бы я не звала. Так устроена жизнь: кто-то рождается, а кто-то уходит в небытие. Вот и наш папочка оставил нас, ушел в далекую, неизведанную страну, в которую нет дороги живым.

       Приближается годовщина смерти отца, папы, папочки, папки, папульки-лапульки, самого родного и дорогого мне человека (после мамы!). Вот уже три года как его нет с нами. Мы учимся жить без отца, хотя нам с трудом это удается. Каждый год, когда приближается день его смерти, моя душа начинается метаться и плакать, вспоминая и тоскуя,  я сдерживаюсь изо всех сил.
       Целый год проходит более-менее спокойно, тоска отступает, мы живем заботами наших детей, смеемся и радуемся.  Ощущение такое, словно папа не умер, а где-то рядом, совсем близко,  я чувствую его присутствие, только не вижу глазами, но его «видит» моя душа! Именно это спокойствие и ощущение присутствия убеждает меня, что мы не исчезаем совсем, умирает только тело, а душа живет вечно. И между душами родных всегда существует невидимая связь.
      В день  папиного рождения и в день его смерти испытываешь особое состояние, остро ощущаешь отца рядом,  видишь его лицо, добрые глаза и мягкую улыбку, родные руки, взлет бровей: «Что ты грустишь, доченька, я ведь рядом! Не бойся! Никому  не позволю тебя обидеть!»  В эти дни становится особенно грустно и одиноко. Папочка, милый наш папочка, как же ты любил всех нас!

      Твой первый инсульт прошел быстро и почти незаметно, словно летняя гроза прокатилась, прошумела,  прогремела, сверкнула, напугала и исчезла, мы не успели сообразить, что случилось, как ты был уже на ногах.
      Второй инсульт пришелся на седьмое ноября. Смерть подошла совсем близко, все ощущали ее холодное и бесстрастное дыхание. Ты умирал. Врачи, которые билась над тобой, сказали, что нет никакой надежды. «Молитесь! Только чудо может его спасти, медицина бессильна». Мама закрыла лицо руками, ее щеки горели пунцовым румянцем, она металась, как птица, а я ушла в темную комнату и молилась. Я молилась своими словами,  взывала к небесам и просила великой милости – не забирать папочку, дать возможность ему еще пожить – ведь он так любит жизнь! Он наше солнышко, пусть посветит еще, погреет нас своей любовью и теплом. Мы не заслуживаем такой щедрой милости, но вопреки всему – спаси его, Господи!!!
      И папа очнулся, вернулся к жизни. Врачи немедленно включились в работу, четко выполняя все положенные операции. Нехотя смерть отступила, растаяла в темноте, словно туман. Долгое время папа лежал парализованный, не мог говорить, «говорили» только его глаза, но наша любовь и самоотверженная забота мамы подняли папу на ноги, он вновь стал ходить и говорить, и скоро все позабыли об этом инсульте, словно его и не было. Зачем грустить, когда жизнь так прекрасна! И снова засияло солнце,  ты был рядом с нами, живой и активный, неравнодушный и энергичный, добрый и заботливый, любящий жизнь и нас всех. Папочка, милый мой папочка, как же тебя не хватает!

        В последние месяцы жизни ты больше молчал и о чем-то думал. Было видно, что ты устал, ты жаждешь покоя и тишины, внутренне готов к уходу, смирился и ждешь этой минуты с каким-то мудрым спокойствием, без страха и боязни, даже наоборот – как избавление от бесконечных недомоганий, болезней и боли.
        Летом на даче ты часто садился в плетеное кресло и смотрел в небо каким-то необычным взглядом, чуть грустным и задумчивым, серьезным и смиренным, несколько отрешенным и странным. Раньше ты никогда так не смотрел. Казалось, ты видишь то, чего не видим все мы, словно прощался со всеми -  с синим небом, солнцем, белыми облаками,  птицами, которые восторженно пели среди зеленой листвы, с деревьями, цветами и даже малыми муравьями, которые ползали по земле, занимаясь своими обычными делами. Ты прощался с этой прекрасной землей, жизнью, которую ты так любил. И я понимала, что я не имею права задерживать тебя более, потому что ты очень устал и жаждешь покоя.
        Однажды ты увидел стаю белых лебедей, которая улетала на юг, твой взгляд потеплел и словно ожил – ты очень любил лебедей. И еще ты любил песню о лебединой верности, всегда замирал, когда слышал ее по радио:

                Над землёй летели лебеди солнечным днём,
                Было им светло и радостно в небе вдвоём.
                И земля казалась ласковой им в этот миг...
                Вдруг по птицам кто-то выстрелил - и вырвался крик:
                «Что с тобой, моя любимая? Отзовись скорей -
                Без любви твоей небо всё грустней…»

                И была непоправимою эта беда,
                Что с подругою не встретится он никогда.
                Лебедь вновь поднялся к облаку, песню прервал
                И, сложив бесстрашно крылья, на землю упал…

        Вы с мамой любили друг друга как эти лебеди. Или лебеди, умели любить как люди, словно у них есть душа? Вы прожили вместе долгую-долгую жизнь.

        Третий инсульт случился много позднее, Господь дал тебе пожить. Этот последний роковой инсульт ударил по твоему сердцу как раз на мой юбилей, словно ты хотел навсегда связать нас вместе. Теперь в свой день рождения я буду вспоминать, прежде всего, тебя, моего дорогого папу, который дал мне жизнь. Спасибо тебе, папочка, за все щедрые подарки!

       Мы похоронили тебя на сельском кладбище, как ты просил. Мы выполнили твою волю. Теперь вокруг тебя простираются широкие поля, вдали тянутся узкие полоски лесопосадок, дуют морские ветра, светит солнце, льются дожди. Рядом с тобой выросла яблонька, нежная и красивая. Вокруг стоит чарующая тишина, лишь березы тихонько колышут своей листвой, словно поют вам всем колыбельную песню: «Спите, спите, пусть будет мирным ваш сон…»

       Не спится мне, не спится. Мысли, мысли, воспоминания. Говорят, ушедших нужно отпускать, иначе их души мучаются и страдают. «Мы отпустили тебя, папочка! Пусть душа твоя успокоится. Только прости нас - иногда нет сил сдерживать слезы! Нам так не хватает тебя!.. Прости, не буду больше плакать…» Слезы текут и текут горошинами и комок в горле.
      Я закрыла глаза, нужно успокоиться, нужно уснуть. Сквозь закрытые глаза просачивается лунный свет, прозрачный и таинственный, он заливает всю комнату. Тишина за окном, ни ветра, ни дождя, ни шелеста, ни шума, хотя осень на дворе, октябрь месяц.
      Вдруг мне показалось, что ветер всколыхнул мое покрывало в ногах. Ветер? Я открыла глаза и замерла от удивления, сердце забилось в груди. Рядом со мной сидел Ангел. Он весь светился каким-то необычным светом, серебристо-прозрачным, и был необыкновенно прекрасным! Изумительной красоты лицо с огромными печальными глазами,  светлое одеяние, ниспадающее и струящееся, словно водопад в лесной чаще. И белые, большие крылья за спиной! Он казался невесомым, сотканным из лунного света – такой же светящийся, прозрачный и таинственный.  Я смотрела на Ангела, не отрывая взгляда. Сон? Может, я заснула? Я протерла глаза, но Ангел не исчез. Он улыбнулся мне и сказал нежным голосом, словно зазвенел колокольчик или капли дождя  упали на хрусталь…
- Не пугайся, я твой Ангел-хранитель. Я всегда рядом с тобой, только ты меня не видишь.
- Мой Ангел! Наверное, ты очень сердишься на меня? Я редко о тебе вспоминаю, редко благодарю тебя. Столько раз ты спасал меня! Наверное, я даже не знаю всех случаев…
-  Это моя служба, я счастлив, когда мне удается предотвратить беду. Но мы не всесильны, иногда ангелы не в силах помочь…
- Мне тяжело сегодня на душе, Ангел!
- Знаю, вижу твою печаль, я пришел, чтобы облегчить тебе боль. Ты не должна так тосковать о своем отце, придет время – вы увидитесь. И помни о том Отце, который дает тебе все эти дары, который подарил тебе земного отца и твою жизнь. Он все видит, все понимает, ты не одинока. А сейчас я хочу предложить тебе вот что: напиши письмо своему отцу и оставь его на столе, я передам твое письмо…
     И Ангел растаял, исчез, словно его и не было, в тот же миг я спокойно и крепко заснула.

     На следующий день я проснулась умиротворенной, спокойствие было на душе, и я подумала: «Какие чудные сны нам порой снятся!» Но мысль о письме засела в моей голове.
     Психологи советуют изливать на бумаге все наши проблемы и печали, высказать все, что наболело, бумага впитает, а сердцу станет легче. Я решила написать письмо папе, выговориться, рассказать, как я его люблю.  Понимаю: письмо не дойдет до адресата, но, может быть, мне станет немного легче? И я села писать письмо.

      «Мой дорогой папочка! Мой родной, мой хороший! Мы очень скучаем без тебя.
Давай поговорим? Как мы говорили в детстве – ты садился напротив, брал мои ладошки в свои теплые и крепкие руки и внимательно смотрел мне в глаза: «Говори, дочка, в чем проблема?»
      Мне хочется о многом тебе рассказать, папа. О том, что весной пышно цветут в саду деревья, которые ты посадил: яблони, вишни, сливы, абрикосы… Абрикосовые деревья у всех все болеют – просто беда!  Совсем не стало абрикос, говорят, пришли неизвестные болезни откуда-то из-за границы, когда открыли все дороги и пути в нашу когда-то сильную и огромную страну. Мама обрезает деревья и виноград сама и делает это умело! Ты не переживай, папочка! Все в порядке в саду, мы следим. В этом году уродились яблоки и сливы, но совсем мало было персиков.
      Папочка! Главное, я хочу тебе сказать, что я очень тебя люблю! Ты прости, что не сумела показать тебе всю свою любовь, когда ты был рядом, наверное, стеснялась. Я была любимой дочкой, брат немного ревновал, а ты утешал его: «Девочек нужно жалеть, они слабее мужчин!» Как трогательно ты заботился о нас! Уезжая в командировку, ты вез с собою длинный список моих заказов: альбом для марок, краски, белые гольфы с цветочками, ленты в горошек, туфельки с бантиками, карандаши, орехи, конфеты, клюкву в сахаре… Список был бесконечным! И ты все выполнял, все покупал, даря радость и счастье. Кажется, до сих пор я чувствую во рту кисло-сладкий вкус клюквы с сахаром… Сладкая любовь и горькая разлука. Как не хватает тебя, папочка!
     Ты учил нас уму-разуму, преподавал уроки доброты и любви, начиная с любви к малому муравью и кончая великой Родиной. Ты научил любить и понимать природу, уважать и ценить труд, добросовестно работать, уважительно относиться к любой профессии, учил нас быть честными и справедливыми, ты научил любить жизнь во всех ее проявлениях.
     Всегда искренне переживал, когда мы болели, бежал по первому нашему зову, радовался успехам и печалился нашим неудачам.
    Ты бывал разным: горячим (как раскаленный металл в мартеновской печи) и твердым (как закаленный металл), вспыльчивым и страстным, строгим и сердитым, задумчивым и сдержанным, спокойным и мечтательным, мягким и нежным, добрым и восторженным, радостным и веселым, только никогда не был равнодушным и безразличным.
     Когда я была маленькой, ты учил меня петь,  я каталась на деревянной лошадке вокруг стола и пела песни, которые сама придумывала. Позднее ты купил пианино, отдал меня в музыкальную школу; баловал своей любовью, своей нежностью. Ты посадил зерна любви в наши души, и они дали всходы. Спасибо тебе, папочка! Ты научил нас любить. Во мне течет твоя кровь, я очень похожа на тебя и горжусь этим. Меня называли «папиной дочкой» и я была счастлива.
     Родной наш папочка, ты всегда верил в светлое будущее, работал с отдачей, энтузиазмом. И каждый раз, когда рушились надежды, ты вновь черпал силы в своем добром сердце и говорил, что в следующий раз правда обязательно восторжествует и все будет хорошо. Кажется, из всех нас ты один свято верил в это светлое завтра...
    Твоя честность делала тебе честь. Помню, как однажды ты выставил за дверь посланца с «подарками» от «Иван Иваныча» - ценные меха и бидон душистого, таежного меда. Мы никогда не видели в доме чужой или украденной вещи, поэтому не было необходимости читать лекцию на тему «Не укради!». Своим примером, своей жизнью ты давал уроки мудрости и любви.  Мы очень благодарны тебе за все!
   Мир изменился, папа. Деньги, деньги… Это божок нынче, за деньги можно купить все. Страшно за детей, папа! Я не знаю, что делать, как противостоять этой бездушной, жесткой махине, которая перемалывает юные души, заменяет истинные ценности фальшивыми? Везде рекламируют алкоголь и сигареты, девочек научили не стесняться, продаваться за деньги, целомудренность нынче не в цене, папа. Девочки мечтают о теплом доме и любви, но разрушают дом, еще не построив, не понимают, что творят. Что происходит с нами, папа? Что мы творим? Страшно!
     На днях  старенькая библиотекарша сказала: «Что-то случилось с людьми, они совсем перестали читать, резко, как-то сразу. До развала страны все много читали, спрашивали классику, а теперь эти книги никто не читает, что случилось?» 
     Папочка, ты должен знать: мы очень тебя любим, очень скучаем, нам очень тебя не хватает…
Я часто пою песни, которые ты любил…  «Над землёй летели лебеди солнечным днём, было им светло и радостно в небе вдвоём…»  Помнишь? Ты очень любил птиц, особенно лебедей. В лесу ты подсвистывал птахам, подражая их голосам, а они охотно отзывались. Мы шли по лесной тропинке, а птицы летели следом.  Я очень люблю тебя, папа! 
     Ты всегда будешь с нами. Мы будем слышать твой голос в шуме деревьев, ты будешь гладить нас по голове каплями летнего, теплого дождя,  успокаивать наши сердца песнями ветра и криками птиц… Мы – твое продолжение. В нас течет твоя кровь, твои мысли, живут твои мечты и идеалы. Порой я бываю такой же горячей и эмоциональной как ты, папка, а брат такой же добрый и заботливый, теперь он согревает нас всех и собирает в кучу, словно наседка цыплят. А мамочка, наша самоотверженная и сильная мамочка, умеет преданно и верно любить,  она нежно хранит память о тебе. Об одном прошу, родной мой: ты прости нас, что мы иногда плачем, нет сил сдерживать слезы. Знаю, что нельзя этого делать - тебе больно от наших слез… Мы постараемся не плакать, мы будем сильными!
      Папочка, если ты получишь письмо, дай мне какую-нибудь весточку…»

      Я дописала фразу, положила письмо в конверт, заклеила его и подписала: «ДОРОГОМУ ПАПЕ». Конверт оставила на столе среди книг и вскоре забыла о нем.

      Прошло несколько дней. Наступил поминальный день, когда нам нужно было ехать на кладбище. Мы приехали в село рано утром, все вокруг было по-осеннему спокойно и тихо. Небо  затянуто серыми облаками, но дождя не было. Поля, пустые и черные, отдыхали и набирались сил,  лишь кое-где пятнами проступала жухлая желтая трава. Вдали виднелись акации, еще покрытые зелеными листьями. Стояла необыкновенная тишина – ни крика, ни стука, ни говора. Лишь небольшие стаи ворон кружились вокруг деревьев – то садились на ветви, то вновь поднимались в небо, изредка слышалось их глухое карканье, и вновь наступала тишина.
     Мы были одни на всем кладбище. Вдруг мама тихонько запела:

                Где же ты, моя любимая? Возвратись скорей -
                Красотой своею нежной сердце мне согрей…

     И в этот миг в небе закурлыкал лебедь! Над нашими головами кружил белый лебедь и громко курлыкал… Откуда он взялся? Откуда прилетел? Мы стояли и заворожено смотрели в небо, а лебедь кружился и кружился над нами… Одинокий белый лебедь… Он махал крыльями и что-то кричал нам,  а потом вдруг исчез.
     Мы стояли молча, замерев, словно боялись спугнуть видение.  «Это весточка от папы…» - произнесла тихонько мама, и слезы побежали из наших глаз…
     Мы стояли и плакали, но в то же время, ощущали в наших сердцах какую-то тихую радость, ощущение единства… Мы были все вместе.

     Нет смерти! Есть только зыбкая граница, разделяющая мертвых и живых. И если ты очень любишь, ты всегда будешь чувствовать любовь тех, кто ушел,  и они будут чувствовать твою нежность и любовь, твою печаль и радость. Их души будут согревать тебя и взирать с небес,  посылать  весточки, только умей их распознать, увидеть и услышать.
     Любовь не умирает, она преобразуется в птиц и облака, цветы и золотую пшеницу, в родниковую воду и землю... Все вокруг полно любви! Она рождается в наших сердцах и живет вечно!

                Я хочу, чтоб жили лебеди и от белых стай
                Мир добрее стал.
                Пусть летят по небу лебеди над землёй моей
                В светлый мир людей...

      Дома я вспомнила про письмо и поспешила к столу – письма на столе не было.
Я точно знала: письмо доставлено адресату. Ты прочитал его, папочка, и подал нам весточку! Спасибо, родной! Мы всегда будем вместе.