Об экскурсии в Антониево- Сийский монастырь

Выдумщик
     Нас было 12 человек паломников, прикативших в газельке из санатория Беломорье.  Мороз был что надо,  градусов 25 с ветром. Мы, не теряя времени даром, прошли навстречу вековым зданиям. Вышли через арку и тут же нас встретил монах, назвавшийся просто и скромно «Лука», он объяснил, что будет нашим экскурсоводом. Всю группу он внимательно окинул очень светлым взглядом и сразу заговорил северной скороговоркой и с какой то необычайной благожелательностью. Всё время повторял: «Радость-то какая!», «Вот как хорошо-то, что вы все приехали!» и всё в таком духе, что поначалу привело всех в небольшое смущение. Мы не привыкли к такому отношению, и хотя среди нас были довольно пожилые люди, нам показалось, что мы все школьники, на уроке, а монах - учитель.
     Лука всю экскурсию улыбался, все пояснения перебивал историями из монашеской жизни, с ним было очень легко, а от обилия рассказов о разных случаях даже весело, под конец экскурсии мы уже не могли отпустить нашего гида, и всё задавали и задавали вопросы, особенно жадными на расспросы были женщины. В общем, всех, кто ожидал увидеть здесь нелюдимого, поучающего свысока старца, были приятно удивлены.
     Получив ответы на наши первые вопросы и убедившись, что фотографировать можно беспрепятственно, мы стайкой, словно дети за воспитателем пошли к первому храму. Этому монастырю скоро будет 500 лет. В монастыре всего 18 монахов и десятка два- три «трудников». По благословению настоятеля здесь принимают бомжей, дают им место для жилья, кормят, если человек в силах и у него есть желание, он трудится на благо монастыря и тогда он настоящий «трудник», но таких обычно мало, в основном прибиваются те, кому просто негде жить зимой, по весне такие уходят.     Жизнь здесь очень тяжелая, удобств самый минимум, есть своя пекарня, сыроварня, коровник. Хозяйство для такого количества монахов непомерно большое.
     Монастырь стоит на полуострове между двух озер, место очень красивое, но суровое. Вокруг 76 озер, до революции все они соединялись протоками, каналами, сейчас всё заброшено. Большевики загадили всё что можно, в тех зданиях, что поленились разрушить,  размещали то лагерь для беспризорников, то тюрьму, то в 60-е санаторий. Все колокола были сброшены, говорят, самый большой около 5 тонн весом должен быть совсем рядом на дне озера. Военные из Плесецка помогают монастырю, обещают найти и достать колокол. На крещение в любую погоду приезжают до 1500 человек. Для купания вырезают бензопилами три полыньи - для мужчин, для женщин и для монахов.
     Запрет для нас был только один - ни в коем случае не переходить границу с заборчиком, там  где есть надпись «Проход запрещен», дальше - кельи монахов. Как объяснил Лука, были случаи, когда женщины (!) заходили прямо в келью, где в это время спал монах, и разглядывали его, словно музейный экспонат… Ничего удивительного в том, что монастыри, уже вставшие на ноги стараются изолироваться от мирских людей. Здесь это сделать пока не под силу и некому.
     Лука рассказывал такой случай: «В лихие 90-е как то заехали на территорию монастыря несколько джипов, выскочили из них бравые ребята в строгих костюмчиках со стволами в оттопыренных карманах и прямиком ко мне: «Эй, ты - мохнарылый, а ну-ка сюда!» Это они на мою бороду обратили внимание. Я перекрестился - думаю, сподобит Господь умереть сейчас, значит на то Его воля.
     Подошел, шапку снял, поклонился до земли: «Здравствуйте, люди добрые! С чем пожаловали?»- спрашиваю. Смотрю - смутились ребятки, стушевались, не ожидали такого к себе обращения. Один мне: «Ну ты, святой отец, полегче, будешь тут добрым…  - мы одного должника ищем, гнались за ним по Вологодской дороге, похоже он сюда завернул. Не видел, черный мерс не проезжал?»
     Объяснил я им, что никакого мерса тут не было, можете сами проверить. Ребятки послушались, для порядку прошлись по округе, потом даже извинились и пообещали свою помощь, если потребуется. Так они нам тогда картошки в запас на всю зиму привезли.»
     Лука о находках: «В заброшенных, захламленных помещениях монастыря иногда встречаются такие находки, что нам археологи завидуют. Но мы ни за что им их не отдадим, вот посмотрите - здесь выставлены  деревянные сани, язык от колокола, мастерок, медная кастрюля. Мы разглядывали и фотографировали эти раритеты, которые теперь казались дороже наших современных предметов цивилизации, таких например, как новомодные мобильники, устаревающие буквально за пару лет.
     Заходили мы в самый старый храм, в котором даже кирпичная кладка, казалось, просела под тяжестью столетий. А спереди по углам стояли рождественская ёлка и усилитель с колонками типа S-90. На мой вопрос - для чего такой современный предмет цивилизации - ведь не дискотеки же устраивать? Лука ответил, что колонки для трансляции праздничной службы из другого помещения, где все прихожане не помещаются.
     Много рассказывал Лука о чудесах, как бывших, так и до сих пор случающихся здесь, о промысле Божьем в своей судьбе, когда его смертельная болезнь отступила только, когда он вернулся к монашеской жизни. Про жизнь святого Антония, долго искавшего место и основавшего здесь монастырь полтысячи лет назад. Про то, что место это задолго до монастыря было отмечено необыкновенными явлениями, предрекавшими будущее.
     Мимо нас сновали целеустремлённые монахи, они передвигались бегом, чуть ли не вприпрыжку, переговаривались также быстро и отрывисто, похоже, что уклад монашеской жизни не давал им расслабиться ни на секунду. При нас зашёл в храм и поздоровался с Лукой майор космических войск, тот самый военный, который оказывает шефскую помощь монастырю.
     Мы стояли в древнем храме немного растерянные и удивлённые обилием всего увиденного и услышанного. Уже давно стемнело, мы отогрелись после посещения колокольни, где на высоте нам открылся потрясающий вид на округу на фоне алого заката. К сожалению, время экскурсии заканчивалось, нам оставалось только зайти в лавку с иконами, а потом при выходе купить напоследок свежего монастырского хлеба.
     Тот хлеб я не успел попробовать, женщины подсуетились и купили последнюю буханку, от которой  потом ещё два часа всю обратную дорогу в нашей газели стоял непередаваемый душистый запах.
     По дороге мне вспомнилось, как лет десять назад монастырь не принял меня. Дело было так. Как то ранней осенью мы с товарищем решили съездить по вологодской дороге, накупить подешевле клюквы, брусники, картошки. На обратном пути, уже затаренные, решили заехать в монастырь. Оставили машину за оградой и прошли в стоящий на окраине деревянный дом.
     Работник нас приветливо расспросил, посоветовал купить иконочку в машину, также продал нам свежий сыр. А в сами здания монастыря советовал не заходить без благословения настоятеля, которого на то время там не оказалось.
     Мой товарищ был неверующим молодым человеком. Мне даже как то неловко было за него. Он мог запросто матюгнуться, закурить здесь, а потом плюнуть и бросить бычок на эту святую, политую потом и испытавшую столько бед землю.
     Немного прогулявшись вокруг, мы вернулись, но я всё-же рискнул зайти в храм, чтобы купить иконочку для машины. Для этого надо было подняться по довольно высокой каменной лестнице. Только начав подниматься, я неожиданно споткнулся о ступеньку, да так, что нога моя заныла от боли.
     Я вдруг понял, что не вовремя моё посещение, да тем более, товарищ мой здесь совершенно не к месту. Я поспешил уйти к машине.
     Конечно, мне было стыдно за себя, когда я слышал от других рассказы об Антониево- Сийском монастыре, мне самому  очень хотелось всё это увидеть. И вот, наконец, спустя много лет Бог дал мне такую возможность.
январь 2009г.
Фотографии с посещения монастыря можно посмотреть здесь: http://fotki.yandex.ru/users/iskander67/album/64344/