Продолжение Феномен Старой Майны...

Шанти Прэм
Здесь, я считаю, уместно высказывание главы района, –Сергея Семёновича Галанта: «Однажды нашли статую бога Вишну! В центральном институте археологии в Москве вынесли заключение, что возраст находки – 1.000 лет! Более того, обмолвились, что это храмовая вещь, а значит, где-то поблизости нужно искать и сам храм. Но легко сказать «искать»! Дело в том, что вещь эту обнаружили в районе села Головкино, ныне полностью находящегося под водой».
….В этой связи особенно интересен фрагмент рукописи известного арабского путешественника 10 века Ибн-Фадлана,
посетившего в 922 году Волжскую Булгарию:
«некий синдиец остановился в этой стране и оставался у царя продолжительное время, служа ему. И вот, одна компания из них захотела отправиться вместе по их проездам. А он (синдиец) настаивал перед ним, пока он не разрешил это. Итак, он отправился вместе с ними в корабле. И вот они увидели, что он подвижен, сметлив. Итак, они согласились между собою и сказали: «Этот человек превосходен для служения нашему господину, так отправимся же с ним к нему». Они следовали на своём пути мимо леса, и вот они ввели его (синдийца) в него (лес), наложили на его шею верёвку, привязали его на вершине высокого дерева, оставили его».
Посчитав, что индийский мудрец «через чур умный» булгары «отправили его к богам».
«Белым воронам» испокон веков жилось намного сложнее чем «серым овцам».
Се ля ви.

Тезисы о том, что местное славянское население (носители именьковской археологической культуры) переселилось на Среднее Поднепровье и основало… Киевскую Русь, а сама Старая Майна является чуть ли не прапрабабушкой Киева, всерьёз обеспокоили Юрия Семыкина, которого можно назвать одним из главных авторитетов в археологии нашего края. Археологическими раскопками и исследованиями он занимается более тридцати лет.

В терпеньи - сила, в мудрости – опора,
И в «словоблудьи» тоже польза есть.
Две истины по окончаньи спора.
Сегодня – две, а завтра будет шесть…
Всё суета-сует.

Сколько людей – столько и мнений. Нас же пока интересуют факты. Своё мнение по интересующему нас вопросу высказал кандидат исторических наук, доцент УлГПУ Семыкин Юрий Анатольевич:
«В раннем Средневековье, а это конец 4 века, основное население Среднего Поволжья – именьковские племена. Они сформировались в результате нескольких волн миграции с западных территорий: из Полесья, Украины, Беларуси. Эту точку зрения высказала в своё время доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Самарского госуниверситета Галина Ивановна Матвеева. Она же предположила, а потом обосновала тезис о славянской этно-культурной принадлежности именьковской культуры – основанной в 4 – 6 веках н. э. Для Средне-Волжского региона.
Тезис о том, что Старая Майна основана чуть ли не 1.700 лет тому назад, конечно, является искажением реального положения дел. Да, возможно, именно с того времени люди жили на этой территории, но существующего нынче посёлка тогда, конечно, и в помине не было.
Надо иметь в виду, что буквально напротив современной Старой Майны расположено одно из крупнейших городищ – Грязнухинское. Это был крупный племенной центр именьковских племён. А вокруг распологались неукреплённые посёлки, где так же проживало именьковское население и занималось земледелием, скотоводством, рыболовством. Через территорию современной Старой Майны проходили торговые пути. Волей-неволей здесь накапливались следы пребывания человека.
Все точки над «и» ставить рано. Есть серьёзные находки – вещи 4 века: пряжки, предметы украшений, геральдика, фрагменты именьковской культуры. В целом материал-то интересен. Дело в том, что мы работаем не только на Старой Майне, но и на других памятниках, как говорится «широко копаем». Открываем уникальное Краснореченское поселение, где нашли следы присутствия скандинавов в 9 – 10 веках.. Продолжаем исследовать городище «Чёртов городок», что южнее деревни Кремёнки.
Действительно, сейчас многие признают славянскую этно-культурную принадлежность именьковской культуры, хотя есть и серьёзные аргументы против.

В целом гипотезу именьковского этноса как предтечи этноса славянского я не отвергаю, но её надо серьёзно обосновывать и доказывать»

А теперь информация от кандидата исторических наук, профессора кафедры истории России Сам ГУ Матвеевой Галины Ивановны:
… «Четырнадцать веков назад на мысу, расположенном в 2 км. к югу от деревни Грязнуха стояла небольшая, надёжно защищённая крепость. Площадка мыса со всех сторон была обнесена высоким бревенчатым частоколом, а с северной стороны защищена четырьмя высокими валами и четырьмя глубокими рвами, которые хорошо заметны по сей день. Подобные крепости служили для укрытия в случае нападения врагов. Их довольно много в Среднем Поволжье, археологи называют такие крепости городищами.
Старомайнское городище было известно ещё в прошлом веке. Археолог В. Н. Поливанов, составивший археологическую карту Симбирской губернии, нанёс на неё и Старомайнское городище. В 70-х годах двадцатого века городище обследовал доцент Ульяновского педагогического института Г. М. Буров. Он установил, что городище заселялось дважды: в середине первого тысячелетия нашей эры и в начале второго тысячелетия нашей эры – 11-13 веках.
Академик РАН В. Седов поддержал точку зрения Матвеевой и добавил несколько своих соображений.
Действительно, во второй половине 7 века основная территория именьковской культуры запустела. Куда они могли уйти? Седов предположил, что именьковское население под давлением воинственных кочевников-болгар уходит на запад. Там в 8 веке возникает волынцевская археологическая культура. На этом основании академик сделал вывод, что именьковцы в значительной массе откочевали на запад и стали создателями племенного союза, в дальнейшем известного у летописца Нестора как северяне.

По иронии судьбы, именно казанские археологи, справившие недавно 1.000-летие Казани, были в числе первых, кто в прямом смысле слова «докопался» до истинного возраста Старой Майны. Они и их коллеги из Самары в своё время очень заинтересовались найдённой здесь золотой европейской монетой, которую датировали десятым веком нашей эры.
Когда же начались настоящие раскопки, из старомайнской земли стали извлекать предметы, которые красноречивее слов говорили о том, что старомайнские поселения древнее Казани!

Обвяжу край родной жемчугами,
Слов чудесных, из сердца идущих,
А над волжскими, над берегами
Вышью сад, соловьями поющий.
Да на церковь – на «Богоявленье» -
Млечный путь, – как вуалью украшу,
Лунным светом докончу мгновенье,
Всё вписав в Океаны Акаши.

Продолжая тему находок, стоит сказать, что ульяновским археологам в последнее время удача улыбается довольно часто. Сначала византийская пряжка (7 век н.э.), затем наконечники древнерусских стрел и, наконец, древний нательный крест. А буквально две недели назад на раскопках, которые проводились на «Козьих горках», Александр Кожевин нашёл ещё одну древнюю монету. Неслабо повезло и главе Старомайнского района Сергею Семёновичу Галанту – он нашёл древнерусский боевой топор, предположительно, времён князя Игоря.
Я думаю, что и у меня---поэта-философа, Шанти, конечно же не случайно 12 лет назад
появился раритет - центральная часть триптиха с изображением Николы Мерлекийского, найдённый моими детями на территории Головкинского поселения.
Итак, главные археологи страны подтверждают, что именьковские племена пришли на эти земли в четвёртом веке нашей эры.
 
Факт этот доказан Российской Академией Наук и для обычной публики является ни чем иным, как сенсацией, в корне меняющей существующие доселе представления об историческом значении Старомайнского района и Ульяновской области в целом.
В нынешних планах нашей старомайнской администрации – отпраздновать 1.700-летие Старой Майны достойно и с размахом. Торжества обещают быть роскошными. А как же иначе, если день рождения будет справлять посёлок, по территории которого некогда проходил Великий Шёлковый Путь, и который в два раза старше Москвы!


В покрытых древностью веках,
На берегах могучих рек,
В дремучих, девственных лесах
Здесь поселился человек .
И тысяча семьсот прошло
Благославленных, полных лет –
Есть Старомайнское село.
Села Богоявленья нет.

Его назвали так не зря:
Здесь дух святой сошёл с небес.
Под небом краше янтаря
Церкви Богоявленской крест,
И дух любви не умер здесь –
Пусть тысяча семьсот прошло
С тех пор как первый человек
Однажды основал село.

И вольно ж вам судить-рядить
Откуда Русь произошла,
И кем был первый тот мужик? –
Земля хозяина ждала!
И нации-то нет такой,
Чтоб чисто русской называть –
Есть состояние души!
И есть ещё Россия-Мать!





Послесловие.


  «Желая узнать, что такое вода, рыбы отправились за советом к мудрой рыбе. Она сказала им, что вода вокруг них, но они всё же продолжали воображать, что их мучает жажда».
   Давным-давно великий суфийский мудрец Насафи, современник наших далёких предков сказал эти слова. Но они актуальны и сейчас.
  Оглянитесь, люди. Что вам надо ещё для счастья?
  Я понимаю, что «кто-то плачет что нет дачи на Канарах, а кто-то потому, что нечего на хлеб намазать».
  У каждого своя «планка». Не «задирайте» её высоко.
Так, чуть-чуть, с «напрягом». Учитесь быть счастливыми и находить радость во всём.
  Сегодня – недовольны. Завтра. Так и жизнь пролетит.
Оглянетесь…и что?

  Ну что, мой читатель, всё когда-то заканчивается. И эта наша встреча подошла к концу. Смею надеяться, что я помогла тебе разобраться где миф, и где реальность.
  Знаешь, а мне это не так уж и важно. Ведь я живу в своей реальности – которую создаю сама.
  Мне немного грустно расставаться с тобой, но я не говорю – прощай. До свидания. До новой встречи.