Золотая серия стохатипий Леа Лившиц и наноарт

Влад Лившиц
                Фрактальный автопортрет Леа Лившиц из Золотой серии


«Science-art" - это ответвление современного искусства,
представители которого используют высокие технологии,
концептуальные основания и научно-исследовательские
методики при производстве своих произведений. И в этом
отношении, безусловно, фракталы очень красивы»
                Дмитрий Булатов [3]


Уход художника из жизни не обрывает его творчество. Наоборот, происходит изучение, осознание другими того, что тот внес особенного в копилку искусства.
Через десятилетие ухода из жизни Леа-Тути Лившиц (в 1999 году), можно со всей определенностью подчеркнуть, что её серия из 42 стохатипий (фрактальные монотипии)   составляет изюминку творческого наследия – Золотую серию. Серия была изготовлена художницей за десятилетие  (1985-1995) и выполнена в одном размере (30х40). Как известно, техника монотипии отличается тем, что создание произведения носит случайный (стохастический) характер.  Обычно можно получить пейзаж, но на порядок менее вероятно появление на монотипии образа человека («фигуральная монотипия»). Конечно, монотипия, как правило, не просто  графика, но и рисунок, поскольку художник кистью помогает рождению образа. Но Золотая серия не просто рисунки, а сборник литературных миниатюр. С помощью коллажа художник создал определенные сюжеты, либо отразил психологические черты характера своих героев. В такой интерпретации серию можно отнести к эволюционной психологии. Серия включает 62 рисунка.  Только 13 из них состоят из одной монотипии, а остальные являются коллажем. Больше всего коллажей из двух монотипий -  21, трех – 6, четырех – 1.  На рисунке из одной монотипии изображены яркие типичные образы или  состояние человека (невеста, отчаяние, сын гор и др.). В коллаже из двух монотипий уже даются образы в  сравнении (мужественность, аристократизм, артистичность и др.). Коллаж из трех монотипий позволяет усложнить сюжет (любовный треугольник, семья, три судьбы и др.). Коллаж из четырех монотипий позволил отразить родословную из четырех поколений.
В золотой серии изображены люди разные возрасту  (дети, молодые люди и стрики), эмоциональному состоянию (счастье, гнев, отчаяние, скорбь),  семейным отношениям (гармония, будни и др.), любовь, мужчины и женщины. Много сюжетов связано с детьми.
Значение Леа Лившиц не только в том, что она была  замечательным художником, но и послужила науке. На базе ее стохатипий  была обнаружена(в 2000 году) фрактальная природа этого вида  художественной графики (через 300 лет после создания такой техники в Италии!).
 
Потребовалось еще десятилетие, чтобы осознать её вклад в ЭВОЛЮЦИОННОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (ЭИИС) ( Evolutionary fine art), которое  включает  три этапа. Во-первых, изготовление множества самообразующихся  структур (в стохатипии - фрактальных). На втором - художник  отбирает то, которое отвечает критериям красоты и его замыслу. На третьем этапе происходит адаптация структуры к образу.  Самообразующиеся структуры обладают одной особенностью - они "живые", поскольку имеют минимальную энтропию (постулат Раппопорта). В настоящее время ЭИИС бурно формируется.
Стохатипии Леа-Тути Лившиц относятся к фрактальному искусству, которое являет пример союза науки и искусства (Science-art).  Как известно, фундамент теории фракталов создал Бенуа Мандельброт. На основе математических алгоритмов фракталов разного типа и возникло фрактальное искусство. Заслуга художницы в том, что она использовала для своих фрактальных рисунков «природные фракталы» - фрактальные монотипии. Либо без дорисовки   (см. «Зимний пейзаж» http://proza.ru/2008/06/04/214), либо с адаптацией. Автопортрет художницы, который показан в этой миниатюре, - пример тому.

За последние годы бурно развивается и другое направление научного искусства  - наноискусство (nanoart). Оно базируется на визуализации наностуктур, используя нанотехнологии,  с последующей обработкой черно-белых фотографий (раскраска в причудливые цвета) в графическом редакторе. Ярким примером наноискуства является произведение Криса Орфеску (Cris Orfescu)  «Осколки» Одновременно наноарт можно отнести к фрактальному искусству, поскольку на многих нанорисунках изображены нанофракталы. Интересно и то, что последние являются, как и фрактальные  монотипии, «природными фракталами».
 
Золотая серия была показана на многих выставках. Ныне постоянно экспонируется в художественной галерее колледжа Таллиннского университета, издан и компакт-диск из этих произведений.Важно сохранить для потомков эту золотую серию в одном из художественных музеев.   
 Чтобы ближе познакомить с золотой серией, мы сгруппировали по тематической направленности ряд рисунков и поместили их на отдельных  страничках:
*Мы разные  http://proza.ru/2009/10/31/341
*Таланты и поклонники  http://proza.ru/2009/10/30/453
*Страхи  http://proza.ru/2009/10/30/386
*Жизнь семьи http://proza.ru/2009/10/29/1060
*Рождественские грёзы  http://proza.ru/2009/10/28/864
*Судьбы  http://proza.ru/2009/10/28/500
*Генезис  http://proza.ru/2009/10/27/456
*Дуэты http://proza.ru/2009/10/19/453
*Времена года http://proza.ru/2009/10/16/858               
*Судьба женщины http://proza.ru/2009/10/16/891
*Дети http://proza.ru/2009/10/16/943
*Женщины http://proza.ru/2009/10/16/993
*Мужчины http://proza.ru/2009/10/16/1016
*Благословение http://proza.ru/2009/10/16/1262

*Весь пакет Золотой серии:

 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 1-3 http://proza.ru/2014/03/29/2096
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 4-7 http://proza.ru/2014/03/29/2130
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 8-11 http://proza.ru/2014/03/29/2148
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 12-15 http://proza.ru/2014/03/29/2168
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 16-19 http://proza.ru/2014/03/29/2184
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 20-23  http://proza.ru/2014/03/30/428
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 24-27 http://proza.ru/2014/03/30/770
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 28-31 http://proza.ru/2014/03/30/839
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 32-35 http://proza.ru/2014/03/30/1207
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 36-39 http://proza.ru/2014/03/30/1249
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 40-42 http://proza.ru/2014/03/30/1272



см. ещё:
1. Триста лет компьютерной графике? Невероятно, но факт http://proza.ru/2006/03/24-318
2. Серия акварелей Леа Лившиц http://proza.ru/2009/10/21/620
3. Научное искусство или искусственная наука http://www.svobodanews.ru/content/article/1896558.html
4. Art of Science (Искусство науки) 2010 Gallery http://chaos.in.ua/fotogallery/art-science-2010

P.s. Как теперь выяснилось, Леа Лившиц входит в число тех художников, которые являются пионерами в создании фрактального изобразительного искусства.( Николаева Е.В.)   Влад 12.08.2013
 
* Николаева Е.В. ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАКТАЛОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. * Derek Nielsen Derek Nielsen - Fine Art http://fineartamerica.com/profiles/derek-nielsen.html

Приложение:

Золотая серия стохатипий Леа Лившиц:

1. Kevad               
2. Room ja kurbus
3. Genees
4. Motisklus               
5. Tuli               
6. Joovastus               
7. Joud
8. Polvkonnad
9. Viha
10. Perekond
11. Harmoniline abielu
12. Suvi
13. Metsajutlus
14. Joulumuinasjutt
15. Pohi ja louna
16. Naiselikkus
17. Naiseli onn
18. Kuri vaim
19. Lapsepolv
20. Pruut
21. Argipaev
22. Lein
23. Sugis
24. Lootusetus
25. Kokkulapitud elu
26. Suutus
27. Rahulolu
28. Inetu pardipog
29. Aristokraadid
30. Onnistus
31. Armastus kolmnurk
32. Padaemad
33. Vanemateta
34. Magade poeg
35. Sudasuvi
36. Artistid
37. Varjatud aarded
38. Kolm meest, kolm saatus
39. Kolm naist, kolm saatus
40. Hiilgus ja viletsus
41. Daam kollases
42. Unistus