Россия страна дураков?

Александр Раков
Не так давно Россия была самой читающей страной в мире, сегодня 35% россиян не читают книг вообще! Чем это грозит нашему обществу в ближайшем будущем, размышляет Сергей КАПИЦА.

Мы пришли к тому, к чему стремились последние 15 лет, — воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим курсом, мы получим безграмотную страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но не делается ничего, чтобы эти лозунги осуществлялись.
Объяснения вроде: «Я так много работаю, когда мне читать?» — не служат извинением. Прошлые поколения работали ещё больше, и производительность труда была выше, но время для чтения находили.

Зачем человеку вообще читать? Приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают. Культура и разум — вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией — книга. Раньше существовала устная традиция: люди слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные опыт и знания. Потом возникло письмо и чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Но, как говорится, «если книг читать не будешь — скоро грамоту забудешь». Что останется в назидание потомкам после нынешнего поколения? Эсэмэски будем издавать?

Я предлагаю изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо экзаменов — пусть абитуриент напишет сочинение-объяснение на пяти страницах, почему он хочет поступить на этот факультет. Умение грамотно излагать мысли демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания. А ЕГЭ не даёт полной картины знаний человека, ибо построен лишь на знании — незнании фактов. Этого мало! Например, вопрос, впадает ли Волга в Каспийское море, заслуживает серьёзной беседы, а не галочки «да», потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море… И вот уже вопрос из хрестоматийного превращается в интересное обсуждение.

Темпы развития техники сегодня высоки. Но наша способность всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт. Мир переживает глубокий кризис в сфере культуры. Ситуация в России типична: в Америке и в Англии тоже мало читают. И нам сегодня даже не отношение к чтению нужно менять, — коренным образом надо менять отношение к культуре в целом. В первую очередь — перестать подчинять культуру коммерции. Шедевры за деньги не рождаются.

Чтобы дети начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора слушали проповеди священников, смотрели на иконы, фрески, витражи, — на иллюстрацию жизни в образах. Ведь по заказу Церкви работали великие мастера! Сегодня люди ходят в Церковь меньше, а обобщённую картину времени даёт телевидение. Но никакой великой традиции, никакого искусства здесь нет — только мордобой, стрельба, разврат. Телевидение занимается разложением сознания людей.

Вопрос развития культуры — вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой! В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры. Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии — разница огромная! А сейчас эти страны выпали из нашего культурного пространства. И важнейшая задача — вернуть их в это пространство.

Когда распалась Британская империя, важнейшими инструментами воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для выходцев из колоний, для тех, кто в дальнейшем мог бы стать управленцем этих новых стран. Я недавно разговаривал с эстонцами: они готовы учиться медицине в России. Но мы берём с них огромные деньги за учёбу, а в той же Америке или Англии они получают возможность учиться даром…

Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской культуры, а через неё — всеохватывающего английского влияния в мире. Так что вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны. В современном мире всё больше наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны.
газета "Православный Санкт-Петербург", №10, 2009