Критика готской программы

Антон Морозов
Запоздалое раскаяние



Коль скоро ко мне возникают претензии касаемо неправильной трактовки образа гота, неверного деления, непонимания и прочая, прочая, прочая, придется снять с себя розовые очки и поразбивать их другим, уничтожая вымышленный образ доброго вампира, описанный мною ранее, и высказывая свое новое, теперь уже окончательно сложившееся в силу некоторых обстоятельств мнение.

Прежде всего, я хочу публично покаяться в идеализации образа гота, собственно гота. Как мне давеча объяснили, те готы, которых я описывал, называются либо антикварными, либо мопи-готами, либо вампирами. Или, выражаясь на готском диалекте, херки. Да, господа, херки, ни больше, ни меньше.

Вы представляли себе готов черными мерзкими чудищами, но ваша вера пошатнулась, господа, я знаю, пошатнулась. Нет, господа, вы были совершенно правы: готы суть не менее мерзостная и примитивная субкультура.

Они смотрят на мир свысока, ничем по сути не отличаясь от своих бесовских сородичей – от панков, эмо и прочей дряни, которая с восьмидесятых годов начала бешено плодиться по нашей планете. Они – и я не побоюсь этих слов – приспешники самого дьявола, и это не какая-нибудь громкая фраза.

В прошлой статье (о, как я сожалею, что вообще тогда взял авторучку в руки!) я ссылался на девочку Таню, «маленького гота», как я за глаза ее называл. Боже мой! Насколько милым и наивным было тогда это дитя, сокрушавшееся, что у него нет под рукой метлы в Вальпургиеву ночь! О, это было всего каких-то полгода назад! но с тех пор многое изменилось. Нет, лицо ее осталось прежним, но глаза!.. Собравшись написать еще одну хвалебную статью о милых готах, я попросил милую и наивную, как я думал, девочку прислать мне «готичную» фотографию. Девочка прислала мне три, три фотографии. Господи, Боже мой, как же меня поразили ее глаза! Да, девочка всегда была немного дерганая, странноватая, но глаза ее были человеческими, по-моему, даже голубыми… А сейчас они черные! И это не дефект фотопленки, потому что фотопленка не может случайно отобразить в глазах ребенка бешенство и адское пламя! Как же быстро дьявол может поработить человека, если человек не только не сопротивляется, но даже идет навстречу.

В свое время, около года назад, мне довелось почитать книжку одного монаха, старца, которая называлась «Об одном древнем страхе». Старец писал о бесновании и одержимости дьяволом. О воинствующие атеисты, чем вам моя Таня не доказательство?! Да разве могло такое случиться с другой, простой девочкой Таней, ходившей в школу и читавшей добрые книжки? Нет, не могло!

Окрыленный успехом первой статьи среди определенных слоев, я начал лихорадочно искать готов, с тем, чтобы взять у них интервью, чтобы еще раз доказать вам, господа, что готы довольно милы, что они такие же, как и мы с вами! Хвала небесам, что я не ввел вас в еще большее заблуждение относительно этой грязи.

Самый последний гот, с которым я общался, оказался постпанковцем (и я не уберу суффикс, сколько бы мне ни указывали!). Эта колоритная личность (спасибо ей огромное!), я назову ее созвучно предложенному мне псевдониму – Вайра Вике-Фрейберга, разрушила мой стереотип добродушного дракулы, сокрушила всю стройную систему мировоззрения одной фразой – «все, что ты в прозе написал, как раз про херок». Уязвленный в саиое черное – в гордость, я, естественно, разозлился и решил апеллировать к уже небезызвестной вам девочке Тане. И каково же было мое удивление, когда в ответе Тани я обнаружил… согласие! Согласие с тем, кто же есть херки, согласие, проиворечившее всем тем материалам, которые я получал ранее! Мир рухнул. Те, кто общались со мной в тот памятный вечер, помнят мое состояние. Потерянный рай, поверженные кумиры, мир кончился, исчез, разрушился! Что творилось в моей душе! И только тогда я понял, что суть готики в полном отсутствии всякой сути!

«В основе готики лежит музыка, и стиль, и все остальное – следствия из этого…» Бедный Маркс! Ты, наверное, в гробу перевернулся, это услышав. Подумать только! Целое движение, ухватывающее все больше и больше членов ежегодно, базируется ни на чем. На общих интересах. Эдакий кружок мрачных меломанов. Без философии, без общей идеи. Нет. Нуль. Пустота. Только приязнь к музыке и страсть к самовыражению, дескать, «посмотрите, какой я, не такой, как вы!». «Изначальная идея – протест,» - пишет мне Таня. И здесь же то ли сокрушается, то ли сухо констатирует, что «сейчас сложно протестовать: почти все можно». Вы хотите сказать, Танечка, что в Англии восьмидесятых годов можно было не все? И сексуальная революция на «прогнившем Западе» произошла не в шестидесятые» Нет, заинька, знание готической истории, по которой у вас, несомненно, «пятерка», не отменяет законов элементарной логики. Ну невозможно протестовать против того, что не запрещают и не ограничивают. Это бесполезно и бессмысленно. Уж лучше б вы на метле летали, честное слово.

А вы, госпожа Вайра Вике-Фрейберга? У вас, естественно, найдется, что возразить. Ибо тругот не оставит тругота в беде. Но, увы, ваши резкие протесты уже попахивают популизмом. Все ваше движение прогнило до основания, еще с того момента, как Смит впервые попробовал спеть «Жил у Мегги толстый гусь». Или у Пегги, не важно. Одним словом, как бы вы ни ругались, Танечка, вся ваша ассоциация напоминает именно яблоко, причем пораженное раком. Снаружи оно спелое, наливное, красивое, красное, а откусишь – обнаруживаешь, что нутро-то гнилое, если оно вообще есть.

Поразмыслите, господа, ведь эту наглую манеру делать много шума из ничего так любит нечистый! Это его, так сказать, стиль работы. Дал очередное музыкальное направление, от которого в ушах гудит, и глаза к переносице съезжаются, и не я один брошу камень в того, кто скажет, будто такая какофония придумана Богом. Потом, у этого «музыкального» направления появляется довольно обширная группа поклонников, которые объединяются, «балдеют», «торчат» от прослушивания этих «композиций», а дальше отпочковываются, либо тихо ходя с плеером в ушах, либо громко.

Ну, а уже потом на все это сверху наслаивается миросозерцание (как написала Танюшенька, «человек в черной тяжелой одежде вряд ли станет прыгать на одной ножке»). Соответственно, у готов просыпается черная меланхолия, декаданс, от которых простые смертные уходят в запой, а эти кучкуются. Я не возьмусь судить, что лучше, ибо считаю, что третий выход из данной ситуации всегда есть. Ну а дальше происходит следующее дробление, в конкретном случае на готов и херок, а дальше – до бесконечности: одна ветвь умирает, другая получает развитие.

Заметьте, господа, что эта бесовская схема работает во всех случаях. Перед нами маячит мертвый пример панка, более-менее живых готов, простых металлистов, эмо. И она работает всюду, принося в потертую записную книжечку все новые и новые души.

Но вернемся к поверженным было херкам. Кто они? О, это именно те, кого мы боимся, хотя бояться нужно других, и те, кого мы ненавидим. Херки, господа, это обычные нормальные люди, такие же, как и мы с вами – люди, которым не хватает самовыражения в традиционной форме и которые ищут его в нестандартной – не могу сказать, что это есть хорошо, но это свойственно человеку! Ну хочется людям погулять по кладбищу (уже писал, сам люблю), хочется почувствовать себя вампиром, ну, или вервольфом. Да кем угодно! Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Здесь понятны и мотивы, и средства, и цели.

Но объясните мне кто-нибудь, почему «истинные» готы другие? Почему? Зачем? Зачем такой ореол таинственности, путанные фразы? Для сознания непонимания себя всеми окружающими? Так вы этого же сами и добились. С целью поиска понимающих знакомых? О, господа, этот гот их найдет, господа, непременно найдет. А если не найдет, то новые знакомые найдут его.

У них, видите ли, не детские игры и не инсценировки. У них серьезно. Да о какой серьезности может идти речь, когда они сами-то между собой договориться не могут? Сразу вспоминается покойный ныне панк, блудница вавилонская, который растащили на части.

А гордыня-то какая! Довольство собой! А как следствие – поиск «ненастоящих», «примазавшихся». Ну предположим, необходимо людям объединиться, чтобы быть понятыми в определенной среде (извините, никогда не практиковал), я понимаю. Но скажите мне, господа, зачем нужно искать в этой среде «ненастоящих»? Зачем?!

Я все же вернусь к Тане. Что подвигло ее на такой шаг? Нелады в семье? Духовный кризис, свойственный подросткам? Да, я понимаю, иной раз бывает так плохо, что хочется повеситься. Но разве готика помогает в осознании себя? Да, помогает. Но только на первых порах, как жизненный этап. Но дальше-то она начинает подавлять! Не ты определяешь, до какой границы можешь дойти, а она решает. Что носить, что слушать, как себя вести. Бесспорно, кажется, что очень легко отказаться, перестать. Увы, господа, очень призрачна перспектива отказа, призрачна, как весенний туман. тем более, что после сформировавшихся первичных вкусов вторичные кажутся ничем, практически, не отличающимися. И Таня, любившая «Мельницу» и «Агату Кристи», и бывшая этаким маленьким вампирчиком, стала слушать более каноническую для готов музыку, тяжелую, давящую. Господи, да если тебе хочется «тяжелой музыки», послушай орган! А не безумное хрюканье и рычанье, которого большинство все равно не понимает, сколько бы не восхищались. «Тяжелая» музыка бывает и прекрасна, и очищающа, но уверяю вас, если это не панк-готик-и-прочий-рок. Как этот гром, визг и рычание могут дать кому-то позитивные эмоции, сделать душу чище и светлей? Даже ученые доказали, что весь этот рок заражает только негативом. И лед под эту «музыку» затвердевает угловатыми уродливыми кристаллами!.. «не станет прыгать на одной ножке…» Ты послушай Пахельбеля, или Баха, наконец, Таня! Неужели тебе захочется прыгать? Это уже будет, прости меня, совершенно неадекватная реакция.

Да, Танюша, да, фрау Вайра, все очень серьезно и колоритно. И готике в душе не бывает. А что у вас в душе? Поделитесь! Может быть, общая смута студенческой жизни? А может быть, загнанные в угол слезы одинокого ребенка? Дети, вы выбрали неверный путь. Вы же планомерно разрушаете себя, свою жизнь, свое будущее. Вся ваша готика – это не главное, это побочное, преходящее. Вы должны преодолевать это, вы должны преодолеть. И если Вике-Фрейберга сможет выбраться, это видно: человек волевой, суровый, то Таня-то обречена на погибель. И этот приговор она выбрала себе сама! И в чем же разница между готикой и курением? Медленным самоубийством? Ты выкуриваешь первую сигарету – первую композицию. Тебе становится плохо, то зеленеешь, закашливаешься. Но несколько дней спустя становится любопытно: а что если попробовать еще одну? А потом еще, а потом еще, ты не можешь жить без сигарет, ты куришь, куришь, куришь, куришь. А если ты постоянно куришь, ты должен сделать уютным для себя окружающий мир – снабдить все помещения пепельницами, себя зажигалкой, портсигаром. А там уже и объединение, и философия подтянутся – какое-нибудь движение курильщиков. Только курение, господа, кончается раком легких. А готика? Готика – раком души. Ее злокачественным перерождением и медленной мучительной гибелью.