Кризис современной литературы

Эдуард Тубакин
     Данная статья не претендует на литературоведческий труд и тем более на научные изыскания в области филологии. Здесь отражено личное мнение автора, поэтому дискуссии и иные точки зрения только приветствуются.

     Кризис современной литературы  - явление системное. Это кризис человеческого сознания. Ни постмодернизм, ни другие современные течения и направления новейшей литературы не смогли дать человеку-читателю твердую морально-эстетическую почву, как это было ранее в XVIII, XIX, начале  XXвв. Более того, все эти «измы» скорее отдаляют от общепризнанных норм, отрывают от общности всего человечества, провозглашая индивидуализм в чистом виде. Человека оставили один на один с неразрешимыми проблемами в обществе, описанными в литературе. Все более глобализующее, урбанистическое бытие, отраженное в  литературных произведениях породило в сознании читателя чувство одиночества, тоски, нестабильности.
      Преодолеть пессимизм, апокалиптичность в современной литературе возможно, изменив не только содержание, но и формы изложения «вечных тем», а также поиском новых тем. Для этого необходимо сжать, сконцентрировать информацию в литературных  текстах. Современная литература  должна уйти от «разжевывания» и однозначных ответов на вопросы.  В настоящее время невозможно  наравне с Базаровым препарировать лягушек. Уровень и количество накопленных знаний не позволяет обычному человеку приобщиться к научному процессу (например, проектированию и запуску коллайдера). Человек вынужден оставаться сторонним наблюдателем, что невольно вызывает у него в сознании чувство обреченности и фатализма. Отсюда маргинальные выпады в виде реанимации революций и просто терроризма.  Литература не остается в стороне, но она механически описывает эти явления. Задача же современной литературы вернуть человеку иллюзию, надежду. Иначе  не исключена дальнейшая деградация и вырождение литературы в модный аксессуар. Потомкам останутся лишь рекламные слоганы.
    Смешение литературных жанров необходимо в этот переходный период. Скорость передачи информации качественно изменила восприимчивость человека. Рассказ-роман, рассказ-повесть, роман-рассказ и т.п. уже не будущее, а нынешняя реальность.Такая трансформация стала возможна благодаря появлению интернета и мобильной связи, когда необходимо (в частности и для того, чтобы сэкономить деньги) четко и лаконично формулировать мысль без лишних славословий. Сжатость и концентрация текстового поля, техничность языка будет только способствовать продвижению «новых» жанров. Сплав  мультипликационности, кинематографичности и примитивизма комиксов станет неотъемлемой жанровой и сюжетной частью современной литературы.
     Похожая ситуация случилась в истории русской литературы, хотя истоки, породившие ее и природа изменений были иными. В XVI-XVII вв. в результате секуляризации общества и оживленной торговли с Западной Европой появились предпосылки для возникновения светских жанров. Постепенно в древнерусской литературе осуществлялся переход от традиционного жанра Жития Святых к светскому, повествовательному с вымышленным сюжетом. Наряду с этими явлениями происходило формирование русского литературного языка.
     Литература будущего стремится к анонимности и условности авторства. Микширование текстов станет обычным делом. Появится новое поколение литераторов, так называемых литдиджеев или "литджокеров", которые будут "вырывать" куски из литературных произведений других авторов и вставлять в свои, или делать полностью сборную "солянку". 
    Старые формы изложения и подачи литературного материала, при помощи которых происходило вживление библейских истин в сознание современного читателя себя полностью исчерпали. Возможно даже изобретение новых условных литературных моральных принципов, безнравственных в традиционном понимании. Но это вынужденная необходимость, рожденная кризисом современной литературы. Переходные сюжетные и жанровые формы - это временные переправы и мостики в качественно новую литературу будущего для преодоления литературного застоя и замусоливания.