Анакопия

Александр Кожейкин
Путевые заметки

 В огромной, не законченной пока книге всемирной истории есть потрясающие, удивительные, ослепительно яркие страницы. Только вот как бывает: часто именно они написаны поблекшими от времени и всевозможных причин чернилами. Оттого, вероятно, о многих поразительных фактах прошлого далеко не всем известно.
Эта мысль еще раз мелькнула, когда от Нового Афона по спиралевидной дороге поднялся я на триста сорок метров над Черным морем и побывал в древней крепости, бастионы которой, как шапки на горе, носящей название Анакопийской.
С самой высокой башни, на которой гордо реет абхазский флаг, с высоты полета сильной птицы открывается ещё более изумительный вид на море с неразлучной парочкой военных корабликов без опознавательных знаков. Игрушечной постройкой в четверть ладони смотрится отсюда известный всем монастырь Нового Афона, а вокруг красивейшие парки с их пальмами и кипарисами, густые сады, серпантины дорог и коробки уцелевших санаториев. Даже изумрудное горное озеро виднеется вдалеке.   
Здесь до 806 года была столица Абхазского царства и был большой по тем временам город. О том, что он существовал, осведомлены многие. Но не все знают об особой роли этого города и крепости в судьбе многих народов.
Сказать, что подвиг древних воинов Анакопии можно сравнить с подвигом трехсот спартанцев – значит, отделаться первым пришедшим на ум штампом. Да и можно ли  сравнивать непостижимое?
В 736 году 60-тысячное войско арабов, возглавляемое полководцем Мурваном-ибн-Мухаммедом, подошло к стенам древнего города. Орда осадила крепость, которая была у Мурвана, как кость в горле. Тот считался не только храбрым воином и прославленным полководцем своего времени. За свою невероятную жестокость этот человек был прозван Глухим, поскольку был совершенно равнодушен к мольбам и жалобам, безжалостно истребляя население покоренных городов, сжигая постройки и оставляя после себя пустыню.
Мурван Глухой задумал поход вдоль восточного побережья Черного моря и собрал армию, которую современники считали непобедимой. Арабы должны были выйти в итоге на северное побережье, а затем в западные причерноморские земли. Туда, где теперь находятся Болгария и Румыния. Они предполагали поживиться там богатой добычей и, что немаловажно, выйти в тыл своему заклятому врагу и сокрушительно ударить по ненавистной Византии.
Полководец все фигуры на шахматной доске своей стратегии расставил правильно. Он рассчитал многое наперёд и был хорошо осведомлён: гарнизон крепости Анакопии насчитывал две тысячи абхазских воинов. В самый последний момент к ним подошла еще тысяча грузинских бойцов во главе с царем Арчилом и его братом Миром. В то время два народа были не врагами, а союзниками.
На пути Глухого Мурвана встала Анакопия! Три тысячи храбрецов против шестидесяти тысяч профессиональных, как сейчас говорят, опытных, великолепно обученных воинов! Один к двадцати…
Из летописей известно: три тысячи арабов погибли во время штурма крепостных стен, и Мурвану пришлось уйти – задуманный им поход через Абхазию в обход Черного моря в тыл Византии провалился. Возможно, победил бы арабский полководец и не только судьба Абхазии, но и судьбы народов многих стран Причерноморья сложились бы иначе. Наверное, победа Мурвана Глухого изменила бы карту распространения Православия и повлияла бы на всю тогдашнюю геополитическую ситуацию. И подумать только: сколько смертей, горя и страданий принесли бы тогда народам Причерноморья жестокие завоеватели. Но, слава древним воинам Анакопии, этого не произошло, и победа осталась за ними
Разумеется, защитники древней абхазской крепости вряд ли разбирались в тонкостях геополитики того времени – они об этом не думали – защищали свои дома, своих родных и близких, как в 1992 – 1993 годах. Их храбрость и самоотверженность подкреплялась талантом древних строителей крепости. Стены её были возведены из крупных, хорошо обработанных блоков известняка и сложены в соответствии с опытом строительства лучших римских фортификационных сооружений. Кстати, именно византийские мастера – наследники традиций некогда великой Восточной Римской империи – оказали большую помощь в возведении этих укреплений. 
Крепостные ворота состоят из трех монолитов и находятся достаточно высоко над землей. Значит, в крепость можно было проникнуть по приставной деревянной лестнице, которую затем защитники крепости втягивали вовнутрь. В восточной части ограды изнутри заметны каменные ступени. Вероятно, по ним воины поднимались на стену.
С южной, более пологой стороны крепость была усилена башнями – квадратными в менее доступных местах и круглыми там, где легко могли быть подведены стенобитные машины. На втором этаже западной круглой башни сохранились пять бойниц, устроенных в специальных нишах, и вход, перекрытый аркой. Этот бастион защищал главные крепостные ворота.
И ещё одно обстоятельство сильно помогло в тот год защитникам Анакопии. Внезапно среди арабского войска началась эпидемическая болезнь желудка, унесшая за несколько дней более 35 тысяч человек. Возможно, тому причиной была ядовитая земляника, которая в изобилии покрывает склоны горы, а может, вмешались и  божественные силы.
Небольшое отступление. Когда я был на горе, со мной не было ни гида, ни того, кто мог бы рассказать о необычных свойствах ягоды, кровавыми каплями проступающей то тут, то там и представляющей собой изумительно точную копию нашей лесной земляники. Как хорошо, что пожевав и ощутив безвкусность и разительную непохожесть её и родной-знакомой, ароматной, дикой нашей ягодки, я ядовитую ягоду таки выплюнул…
Но вернемся к рассказу. В истории крепости были и другие победы. Не пропустила Анакопия на север и далее на запад и арабского полководца Сулеймана-ибн-Исама в 788 году. Тот долго осаждал укрепления и, раздосадованный, ушел на восток, где подверг жестокому разорению расположенные восточнее древней Абхазии земли Апсилии и Мисиминии. Одно время Анакопия была столицей – сначала Абхазского княжества, а затем и всего Абхазского царства. В XIV веке в Анакопии обосновались генуэзцы, которые несколько реконструировали строения. 
Абхазия – страна православная и большинством своего гордого многонационального народа верующая в Господа нашего Иисуса Христа. На территории древней крепости посетил я часовню, маленькую, но милую. Помолился за павших, за мертвых и живых, подумал…
Вышел, ощутил жажду – не так просто было подняться на высоту такую – испил вкусной водицы из необычного источника. Как на вершину горы попадает вода? Просто мистика какая-то. После возвращения стал искать объяснение и наткнулся на две гипотезы. По одной, водовод к колодцу был сооружен в древности строителями Анакопии и действовал он по принципу сообщающихся сосудов. Такой водовод могли провести в канаве, прорытой на склонах соседних гор через долину между ними под речкой, а затем замаскированной землей. Вторая гипотеза сводится к предположению: под постройками на вершине была сооружена когда-то в древности воронка из плотного материала, которая собирала дождевую воду. Но, как отмечают сторонники этой точки зрения, так можно объяснить поступление в колодец лишь небольшого количества воды, а колодец практически неиссякаем.
Постоял на вершине. Вспомнил вчерашний разговор со случайно встреченным на святом источнике жителем Абхазии средних лет. Встретились мы неподалеку от села Камани и известного монастыря, связанного, кстати, с третьим обретением головы Иоанны Предтечи. По виду не старик, но совершенно седой мужчина стоял у обелиска в честь павших бойцов.
Из надписи на граните следовало: здесь в 1992-1993 годах насмерть стоял Эшеро-Афонский батальон.  Укорял себя потом за глупый вопрос: много ли погибло?
– Для нас… много… – вымолвил суровый мужчина.
Я отвел глаза от его жесткого, словно высеченного из базальта лица в сторону скромного обелиска с живыми цветами. Мне стало неловко. Я уже не хотел уточнять, идёт ли речь о немногочисленности населения гордой Абхазии или о недопустимости соотносить бесценные человеческие жизни погибших дорогих людей с понятиями «много» или «мало». Главное, о них здесь свято помнят.
Помнят в иссеченных осколками домах Сухума, где до сих пор многие дома не восстановлены, а в других многие оконные проемы заложены кирпичом или закрыты полиэтиленом, а среди оконных рам каких только нет, ведь столица республики продолжает жить. Помнят в горных селах и в православных храмах, служащих молебны по героям минувшей освободительной войны гордого народа. 
Подумалось: вот еще одна страница, только теперь уже новейшей истории, и Абхазия, не мыслящая себя без России, это Анакопия сегодня. 

г. Новый Афон – г. Сухум – г. Челябинск.
Сентябрь 2009 г.