Друзья

Елена Глазова
Смерть близкого друга всегда тяжела и мучительна. Родными и близкими все воспринимается очень остро. Каждый пытается найти причину и доискаться до вины, чтобы было на что ссылаться.

Мой друг умер. И мне больно и тяжело это воспринимать, но моя вина есть в его смерти. И как бы ужасно это не выглядело со стороны, тем не менее, я не виновен.

Мы дружили более пятнадцати лет, в нашей жизни было все, что могло быть – боль, радость, печаль, несчастная и счастливая любовь. Все передряги мы проживали вместе, поддерживая друг друга и радуясь тому, что мы есть. Мы были друзьями.

Наша дружба началась еще в старших классах школы, и продлилась до последнего момента. Дима был хорошим другом, всегда спокойный и рассудительный, он контролировал мои эмоции, когда я не мог этого делать и наоборот. Мы поддерживали друг друга даже в мелочах и нередко эти мелочи оказывались в нашей жизни главными.

В двадцать девять лет Дмитрию поставили диагноз – мелкоклеточный рак легкого. Шансов заработать именно этот рак всего 20%.

Рак прогрессировал и когда его диагностировали, было уже поздно. Врачи пытались остановить процесс или хотя бы замедлить распространение метастаз. С этой целью Дима прошел курс химиотерапии, но через два месяца после курса его состояние ухудшилось.

Все свое свободное время я проводил с ним и когда начался курс химиотерапии я взял отпуск на работе и находился рядом.

Вскоре начала отказывать печень. Тогда у Димы и появилась мысль о скорой смерти. В тот вечер я находился около него, он был подключен к аппаратам, кожа его начала приобретать желтый оттенок, белки глаз наливались тем же отвратительно желтым цветом.

- Сергей, - позвал меня Дима, голос был слабым, - поговори со мной.

- О чем ты хочешь поговорить? – Спросил я.

- Мне все надоело, Серый, я устал и умираю.

- Прекрати, прошу тебя, зачем ты так говоришь?

- Затем, что это правда, и ты это знаешь не хуже меня. – Мне нечего было ему ответить, я просто смотрел ему в глаза и чувствовал, что готов расплакаться. – Прошу тебя помочь мне, я не хочу умирать медленно и мучительно, пусть уж это случится быстро.

- Ты в своем уме?! – Повысил я голос, - как тебе такое вообще в голову могло прийти? Эгоист чертов! Ты подумал о своей семье? Обо мне, в конце концов! – Тогда я сильно разозлился, но Дима выслушал все спокойно и когда я закончил, продолжил:

- Какая разница, если я все равно умру, просто не хочу мучиться. Я видел тех, кто доживает свои последние дни и это ужасно. И мне страшно, да страшно, но Серый, ты можешь избавить меня от этих мучений, подарив покой. Поверь, я долго думал, эта мысль не только что пришла мне в голову.

Я продолжал молчать, мне почему-то стало стыдно, я обозвал его эгоистом, но почувствовал эгоистом себя. Ведь я просил его продлить несколько дней мученической жизни ради себя и его близких.

- Мне недолго осталось, печень отказывает, я буду мучиться еще пару дней и умру, а морфий уже не поможет переносить боль. Я читал что, если в вену вместе с капельницей попадает воздух,  образовывается тромб, что приведет к смерти, остановке сердца… Черт, я не врач, но писали, что смерть наступает в течение нескольких минут. Тебя никто не заподозрит, я почти труп, вскрытия не будет и выяснения причин тоже. А ты мне подаришь покой.

Мой друг замолчал, какое-то время он смотрел на меня, а потом отвернулся к окну.

- Дим, - заговорил я, - мы прошли через многое, но я не был готов так скоро с тобой проститься, не думал я, что в тридцать лет один из нас умрет. Мне страшно.

- Никто не думал Серый, я умудрился вытащить выигрышный билет и попасть в двадцатку лучших! Прости меня, что прошу тебя об этом, но лучше это, чем то, что меня ждет в ближайшее время.

- Что мне надо сделать? – Спросил я Диму, голос уже не просто дрожал, я плакал.

- Возьми шприц, набери воздух, воткни в эту чертову трубку, которая идет от капельницы к моей вене и все. Потом убери шприц, спрячь его, а когда уйдешь из больницы выброси где-нибудь.

Я так и сделал. Я сделал все, что он сказал, а он был прав. Смерть наступила через несколько минут.

Мой друг умер, а я помог ему умереть. Выйдя из больницы, я был сам не свой. Шприц я выкинул в мусорный бак у какого-то дома и долго скитался по улицам без какой-либо цели. Просто бродил по улицам с чувством глубокой потери и ужаса случившегося, хотя и понимал, что лишь облегчил ему смерть. И я не стыдился своих слез.

Меня никогда не покинет воспоминание о тех последних минутах его жизни, его смерти, его судорогах, когда произошла остановка сердца. Не забуду его глаза в тот момент и его прощальную улыбку, когда тело обвалилось на кровать и остановилось вместе с сердцем.

Тяжело и больно терять друзей …




****************************************************** 20.09.09 © Глазова Е.Г.