Самаркандский праздник Ирины Алексеевой

Анастасия Павленко
Московская поэтесса Ирина Алексеева вновь посетила Самарканд. Три года подряд Ирина Саверьевна приезжает в этот древний город и проводит поэтические вечера, на которых звучат ее лирика, а также песни, написанные на стихи поэтессы. На этот раз творческая встреча, приуроченная к празднованию республикой Дня независимости и организованная общественным Музеем мира и солидарности при поддержке регионального отделения РКЦ, проходила в Областном информационно-ресурсном центре имени А. С. Пушкина.

Вечер, проходивший в теплой дружеской атмосфере в большом читальном зале библиотечного центра, начался с поздравлений Ирины Алексеевой всех присутствующих с праздником Независимости и пожеланий, чтобы  каждый в душе оставаться независимым от всего негативного, что нас порой окружает. По многочисленным просьбам, поэтесса прочла «Оду Самарканду», рассказав историю написания этого замечательного стихотворения. На вечере также звучали совершенно новые стихи, написанные в Фанских горах, где  Ирина Алексеева ежегодно проводит незабываемые дни, являясь координатором фестиваля «Сезон Визбора в Фанах». Поделилась гостья с самаркандцами и впечатлениями о Париже, в котором она побывала в конце весны этого года. Но самое главное - поэтессой были впервые прочитаны фрагменты из ее сценария к спектаклю в стихах, написанного по мотивам повести Ф. Достоевского «Белые ночи» по заказу одного из московских театров. Одним словом, любители поэзии смогли окунуться в настоящую творческую атмосферу  жизни Москвы, стать соучастниками культурных процессов, происходящих далеко за пределами нашей республики.

Надо сказать, что Алексеева очень открытый, искренний человек, не устающий удивляться и удивлять, причем все свои эмоции и мысли она тут же нанизывает, словно жемчуг, на волшебную нить стихов. «В стихах Алексеевой, подкупающих своей непосредственностью (может быть, потому они сродни авторской песни), записана драматическая судьба автора, отстаивающего в нынешнем, совсем не романтическом веке свое право на мечту, любовь и счастье», - так однажды отозвался о ее творчестве российский поэт Александр Городницкий.
 
- Встречи с вами для самаркандцев стали доброй традицией. А что вас привлекает в этом древнем городе?

- Я полюбила этот солнечный город с первого взгляда, а когда любишь человека, разве думаешь за что ты его любишь. Это таинство, которое живет в сердце своей особой жизнью. А Самарканд каждый раз меня удивляет и радует. Я гуляла вчера вечером по обновленному  Бульвару, в памяти еще не остыли впечатления от Парижа и тут – меня озаряет: Самарканд ничем не хуже французской столицы. Столько романтики и восточной загадки! Как хорошо установили подсветку Гур-Эмира и Регистна, а улицу Ташкентскую вовсе не узнать. Да, сегодня Самарканд все больше становится туристическим городом, вот и фестиваль «Шарк тароналари» способствует этому. Я рада за самаркандцев. Спасибо им за теплоту и гостеприимство, которые они с неизменной щедростью дарят своим гостям.

- Ирина Саверьевна, что может послужить поводом для написания вами стихотворения?

- Безусловно, сильное впечатление, эмоция. Вот, например, в Париже, гуляя по Люксембургскому саду, меня вдохновила на написание стихотворения статуя императрицы Марии Стюарт, то самой, которой отрубили голову. Удивительно, но для парижан это место в саду самое излюбленное – здесь часто назначают свидания влюбленные молодые пары. Этот контраст поразил меня до глубины души. Еще в Париже я не могла не побывать на русском кладбище, где лежат великие русские поэты и писатели: Бунин, Галич, Мережковский, Тарковский. Я много размышляла на эту невеселую тему, а когда я что-то не понимаю, то пишу стихи, часто сама строка рождает ответ на вопрос. Так появилось стихотворение «Цветут глицинии». А бывает, что мои стихи - это продолжение мысли другого поэта. Всегда по разному получается.

- Однажды в одном из интервью сказали, что не считаете себя поэтом. Не поменялось ли ваше мнение с тех пор, все-таки увидело свет столько ваших поэтических сборников?

- Уточню фразу – я сказала, что поэзия не профессия. Бывает, что когда с кем-то тебя знакомят, а он представляется: Иван Сидоров, поэт. Чудно как-то звучит и не скромно. Пусть другие о тебе это скажут.

- В третий раз в Самарканд вы приезжаете с Фанских гор. Что вообще для вас горы?

- Великая тайна, которую хочется все время разгадывать. Вообще, мы знаем сейчас о космосе гораздо больше, чем о нашей планете, а ведь она живая. И эти самые горы, как руки или крылья, с помощью которых Земля тянется вверх. У меня нет навыков лазания по скалам, но я люблю ходить по перевалам, какие виды с них открываются! До облака можно рукой порой достать. В горах, как ни в каком другом месте, можно почувствовать твое единство с миром природы, стать ее частью. А с Фанами меня еще связывает память о Юрии Визборе. За месяц фанской жизни Визбор написал восемь песен - такой всплеск вдохновенья подарили ему горы. И я захотела побывать в этом особенном месте, где рождается чудо поэзии. Фаны меня не разочаровали. Теперь в альплагере Руфины Арефьевой "Вертикаль-Алаудин" ежегодно проводится фестиваль авторской песни «Сезон Визбора в Фанских горах».

– Что бы пожелали нашим читателям?

- Я приехала в Самарканд на большие праздников, а ведь праздники не случаются сами собой – их создают добрые люди для других и для себя, чтобы стало в мире чуть больше радости и прибавилось света в чьих-то душах. Поэтому нужно стараться побольше создавать этих праздников. А еще любить друг друга.  Это чувство когда бы и у кого бы ни возникало – достойно уважения.