Имхотеп из станицы Марьянской

Николай Тернавский
                Имхотеп из станицы Марьянской

На западной окраине станицы Марьянской стоит курган, называемый в народе «Дымной Могилой». Этот курган, раскопанный в 1912 году известным русским археологом Н.И. Веселовским, занесен в каталог памятников, охраняемых законом, и свидетельствует о древних связях нашего региона с Египтом.
Из вещей, найденных на Северном Кавказе, имеющих египетское происхождение, или, связанных с Египтом, наиболее интересной является статуэтка Имхотепа из фаянса. Достаточно обстоятельную статью, посвященную этому артефакту, написал известный русский египтолог Б.А. Тураев.
Обнаружена  была эта находка Н.И. Веселовским, который и сообщил о ней Б. Тураеву.
«Статуэтка Имхотепа  найдена в кургане станицы Марьянской (Кубанской области), расположенной на правом берегу р. Кубани в 30 верстах на Запад от г. Екатеринодара. Курган высотою 6.40 метров, окружен широким и глубоким рвом.  В нем был  устроен большой деревянный склеп вроде тех склепов, какие находились в богатых курганах Келермесской станицы (Кубанской же области). Подробности погребальной обстановки были те же, только время, по-видимому, несколько новее, и предметы беднее. В склеп (обвалившийся от тяжести земли, когда дерево сгнило) вел коридор, устроенный в насыпи кургана и крытый деревом. В склепе найдено десять костяков. Когда стали разбирать склеп, то у первого же костяка (с юга), лежавшего головой на восток, ногами на запад, найдены были следующие предметы: на правой руке золотой перстень со стеклянной вставкой, вертящейся на проволочном стержне; на груди предмет неизвестного назначения в виде двух соединенных между собой колец с виноградными гроздьями; на шее четыре привеска, состоящие из стекловидных небольших бус, оплетенных золотою проволокою, и миниатюрная статуэтка, изображение Имхотепа, также оплетенная золотою проволокою. Никаких других предметов не было».
Всякие сомнения о том, что статуэтка, размером всего лишь в один сантиметр, изображала Имхотепа, архитектора и строителя фараона Джосера, первым возведший пирамиду, Б. Тураев развеивает. Имхотеп после смерти обрел статус божества с особым культом. Ему, вернее, его духу поклонялись архитекторы и строители, врачи, писцы и ученые. Культ Имхотепа, по словам Б. Тураева, соперничал даже с культом Тота, бога-покровителя искусств и знания.  Особо подчеркивались  магические свойства Имхотепа. В Египте существовало даже несколько храмов Имхотепа: среди важнейших -  в Мемфисе (Асклепию), святилище в Фивах и на острове Филах. Особенно славился мемфисский храм. Статуэтка представляет собой сидящего жреца с развернутым на коленях свитком. Статуэтки Имхотепа были двух типов – из бронзы (более тщательно изготовленные) и из стеклянной пасты. Статуэтка, найденная Н.И. Веселовским в ст. Марьянской была из стеклянной пасты грязно-зеленого цвета с ушком для продевания шнура сзади. Вероятно, висела такая статуэтка на шее мужчины  и по обе стороны от нее на том же шнуре находились стеклянные подвески, оплетенные золотой проволокой.
Из всех найденных в Египте фигурок Имхотепа наиболее схожей нашей является фигурка бога №38065 из Каирского музея, найденная в Саккаре .
Б. Тураев отмечает: «При славе  египетских храмов, при оживленности сношений в эллинистические времена, при том ореоле таинственности и чудодейственности, которым было окружено все египетское, для нас понятны пилигримства к святилищам Нильской долины из всех стран бассейна Средиземного моря». Сам египтолог считал, что все «египетские предметы, находимые во всех областях древнего мира до Южной России включительно, как на результаты религиозных и торговых сношений с долиной Нила» . Между тем ученый отмечает, что статуэтки Имхотепа обычно находили лишь в Египте, а марьянская является первой из тех, что найдена далеко за пределами Нильской дельты.
К сожалению, Н.И. Веселовский ничего не сообщил о других находках «Дымной Могилы» и о самом погребальном комплексе рассказал лишь в общих чертах. Он ничего не рассказал о сопровождающих другие костяки вещах, об особенностях их погребения, что могло бы установить дату погребения. Нет описания изображения стеклянной вращающейся печатки из золотого перстня, не приводятся размеры «двух соединенных между собой колец с виноградными гроздьями». Вероятно, ученый предполагал более развернуто сделать такое описание в своей работе. Известно, что сам Н.И. Веселовский проявлял интерес к эпохе бронзы , работал также над книгой о курганах ст. Елизаветинской, раскопками которых был занят до своей трагической смерти, в которой, вероятно, также хотел рассказать о находках из марьянского кургана.
Позволю себе высказать несколько предположений в отношении «странного предмета» в виде соединенных  колец. Вероятно, они являлись неким приспособлением для крепления двусоставного одеяния, были своеобраной заменой фибулы. Подобные кольца мы видим на статуэтке египетского жреца.
Золотая оплетка, вероятно, свидетельствовала о почитании. Мне представляется, что костяк и сопровождающие его находки свидетельствуют о том, что вместе с меотским вождем был погребен человек, имевший отношение к Египту. Может быть, это бывший паломник и адепт культа Имхотепа. Его отправка в загробный мир могла стать, по мнению древних, гарантией воскрешения.

Автор выражает особую благодарность известному ученому, сотруднику Эрмитажа Л.К. Галаниной за предоставленный материал и возможность ознакомиться с трудами Б.А. Тураева и Н.И. Веселовского.