Уроки литературы

Эл Каттерсон
 

В 4-м классе русский язык и литературу в нашем классе вела Клара Петровна -она считалась чуть ли не лучшей учительницей в районе, но до того была злющей, что ее уроки для нас 9-ти 10-тилетних превращались в "уроки мужества".

Однажды, она вызвала к доске Марину, тихую застенчивую девочку, заставила ее просклонять слово "черта", та запуталась. Клара "влепила" ей двойку, но это было полбеды, она так изощренно критиковала девочку, что довела до слез.Мне казалось, что Клара Петровна получала удовольствие от страданий  учеников.

После урока Марина стояла у доски, и ее слезы стекали не по щекам, а по носу, и это вызывало еще большую жалость.  Петька Гусев, местный хулиган, подошел к ней и стал платком вытирать слезы.

После каждого такого урока мы были испуганы и подавлены.

Но нам повезло, если можно так сказать, у Клары Петровны было больное сердце и, через год она ушла из нашей школы.

Следующий год мы были почти без русского и литературы, учителя приходили и уходили.

 Наконец, в середине учебного года, в  6-м классе в наш кабинет вошла молодая женщина в меховой уютной безрукавке, у нее были светлые волосы собранные в хвост, и еще.... она шепелявила, но эта шепелявость была настолько милой, что через некоторое время почти все девчонки, подражая ей, стали шепелявить. Не знаю как другие, а я до сих пор не избавилась от этого приобретенного дефекта. Думаю лишним будет говорить о том, что мальчишки тайно влюбились в нее.
 
Звали нашу новую учительницу Ирина Александровна, но для нас она была, просто  - Ирочка.
На уроках литературы Ирочка учила нас "спорить" с Добролюбовым и Писемским, мы могли не соглашаться с Горьким и Грибоедовым, Пушкиным и Чеховым. На факультативах по литературе мы разбирали Булгакова и Шукшина. А за окном еще были годы "застоя". Ее любимой фразой была:"Я не могу вас научить любить литературу, но если после школы вы захотите еще раз открыть "Евгения Онегина" или "Бежин луг" - значит я не зря старалась."

 Иногда, забываясь, мы  позволяли на уроках истории излагать свои мысли, что вызывало у "исторички"  сначала - оцепенение, а затем обличительную пламенную речь о том, что "нашему поколению нельзя доверить  знамя революции, которое с честью несет все прогрессивное человечество Земли".

Мы подозревали, что наша Ирочка не вызывает особого восторга у других учителей и старались поддерживать ее во всех начинаниях: старшеклассники ставили спектакли под ее руководством, а мы старались помочь в изготовлении реквизитов, да и уборка с ней была для нас подарком.

Были или не были у нее неприятности из-за своей педагогической деятельности, но тем не менее, мы счастливо проучились с ней три с лишним года.

И вот, мы стали выпускниками. Первого сентября новоиспеченные десятиклассники искали свою Ирочку, ведь цветы, рассказы о лете, впечатления о прочитанном, предназначались именно ей. На уроке литературы наша директор объявила, что Ирина Александровна будет заниматься только на факультативе, так как она ждет ребенка, вместо нее уроки будет вести Алла Борисовна. За спиной директрисы cтояла наша новая учительница: лет 50-ти в мешковатом коричневом костюме, явно купленным в ближайшем магазине "Одежда", руки были заняты сворачиванием и разворачиванием тетрадного листочка.

После того как директор закрыла за собой дверь, Алла Борисовна осторожно подошла к своему столу, и заглядывая в свой листочек, стала что-то говорить о программе по литературе, о том, что мы должны успеть хорошенько подготовиться к экзаменам, какие произведения мы должны успеть прочитать.
Гробовую тишину нарушил наш комсорг Сергей:"Нам тоже можно по бумажке отвечать Вам?"
-Почему? - не сразу поняла Алла Борисовна.
-Мы привыкли, что наши учителя не могут требовать от нас того, чего сами не умеют. Вы же не умеете говорить без бумажки?
-Ну... - она была в явном замешательстве, а мы получали истинное удовольствие от этой ситуации.

На следующий день она вела урок без бумажки, было видно,что Алла Борисовна долго заучивала текст дома и конечно, волновалась. На вопросы мы не скупились, да и на ответы тоже.

После урока все ребята из нашего класса остались в кабинете и решили на следующий урок литературы не приходить. Нам не нужен такой преподаватель, который не в состоянии достойно преподносить предмет.

Утром, после прогула, в класс зашли директор, наша классная, Аллы Борисовны не было с ними. Долго нас отчитывали за поведение, добивались фамилий зачинщиков. Наши мальчишки сразу взяли ответственность на себя, а девчонок назвали "женами декабристов". Не помню, наказали нас как-то или нет, но мы ощущали себя триумфаторами, когда директор попросила,в конце концов, сделать одолжение и присутствовать на уроках литературы и русского языка.

 Только через месяц мы, наконец, увидели нашу Ирочку.
-Я не знала, что могла совершить такую ошибку, - сказала она не здороваясь с нами. - Самое отвратительное, что может быть в человеческих отношениях - это когда более сильный может выместить свое зло на том, кто не может дать сдачи.  Мне казалось, что вы могли "услышать"  эту аксиому, но я ошибалась. Самое простое, что вы можете сделать - это извиниться перед Аллой Борисовной. Тяжелее будет вернуть уважение к себе самим, ведь вы унизили сами себя, поступив так.

Да, мы извинились на следующий день и старательно делали вид, что ничего не произошло, но липкое чувство стыда очень долго не покидало нас: мы знали, что Ирочка права, что если бы вместо Аллы Борисовны оказалась, к примеру, Клара Петровна - мы не позволили бы себя так вести. И еще, мы действительно выместили  зло, за то что нас бросили.

Выпускной класс мы закончили с Аллой Борисовной, но на следующий год она не осталась в нашей школе, до нас доходили слухи, что она вообще не стала работать учителем.

У Ирочки появилась чудесная девочка. Мы часто приходили к ней в гости, уже учась в институте, советовались - что почитать, и что посмотреть в театре.

Для меня, чтение осталось одним из самых увлекательных занятий.
А еще, мне всегда очень трудно критиковать, того кто слабее меня, хотя, иногда очень хочется.