Ночь под Рождество

Наталья Листикова
Наступил сочельник. Приготовила хозяйка кутью, кашу из разных круп, выложила её в миску да прибрала подальше от детей. Обычай в старину строго соблюдали — до первой звезды в сочельник есть нельзя. Выглянут звёзды на небо — иди к столу, а до того ни-ни.
Прибрала хозяйка кутью, а чугунок на печке забыла. Прибежала дочка Анюта, увидела чугунок, поскребла по стенкам, ложку кутьи набрала да и съела. Никто ничего не заметил.
К ночи отпраздновали сочельник, и отправилась Анюта на посиделки. Шёл ей тринадцатый годок. С малыми детьми неинтересно, всё к взрослым девицам липнет. Интересно ей, как те суженого выгадывают. А девицы налили воду в бадью, запустили туда скорлупки со свечками. Свечки зажгли и ждут. У кого скорее погаснет, та первая замуж пойдет, а у какой до конца сгорит, той век одной вековать.
Анюте, конечно, тоже охота на судьбу погадать. Но девки на смех подняли: подрасти, мол, сперва!
Обидно стало Анюте. Ах, так, думает, без вас обойдусь! Слышала она от старых бабушек, что самые отчаянные девушки под Рождество к проруби ходят суженого выглядывать. Схватила полушубок, даже головы не покрыла — и на реку. Села на берегу, в воду смотрит.
А ночь была морозная. Устала Анюта после посиделок, не заметила, как и уснула. Но кажется ей, что и не спит она вовсе, а летит куда-то ввысь, на самое небо. А там светло, и музыка играет. И видит Анюта и Господа Бога нашего, и Матерь Божью, и Святых угодников.
Стоит Анюта,  ни жива, ни мертва. И тут подходит к ней старик, точь-в-точь,  как Святой Пётр на иконе, и говорит строго так: «А ты, грешница, что тут делаешь? Зачем кутью тайком ела? Зачем гадать ходила? Сегодня на небесах праздник великий, нет тебе здесь места!»
Слушает его Анюта и понять не может, живая она или умерла уже? И куда ей деваться теперь?
Подходит тут к ней светлая женщина в белой одежде и говорит Святому Петру: «Прости отроковицу, не ведает она, что творит, но сердце у нее доброе».
«А чем докажешь, Святая Анна?» — спрашивает Святой Пётр. И поняла Анюта, что женщина эта — её Святая хранительница, Анна великомученица. Стала та говорить, что Анюта в работе прилежна, родителям послушна, в церковь ходит...
Посветлело лицо у Святого Петра. А тут подходит к нему сгорбленный старичок и тоже за Анюту просит. Рассказывает, как Анюта привела его больного в дом, как ходила за ним, поила снадобьями.
Улыбнулся Святой Пётр. И тут смотрят все — ползёт к Святому Петру пёс. К самым ногам подполз, голову на лапы положил и скулит, словно просит о чём.
Говорит Святая Анна: «Этот пёс — тоже доброе дело отроковицы. Мучили его ребята, ногу ему поломали. Анюта его вылечила, при себе оставила».
Засмеялся Святой Пётр: «Ежели даже тварь Божья за тебя просит, отправляйся восвояси, да не греши больше!»
Полетела тут Анюта куда-то вниз. Опомнилась оттого, что кто-то лицо ей лижет, за нос покусывает. Открыла глаза, смотрит — пёс Хромка! Прыгает вокруг неё, повизгивает.
Тут голоса послышались, люди бегут. Оказывается, искали Анюту. И нашёл Хромка. Как Анюта на реку побежала, он места себе не находил, скулить, метаться начал. Выпустили его, так он прямиком к проруби погнал.
Обрадовались все, что всё так хорошо кончилось. А Анюта эту историю на всю жизнь запомнила. И детям, и внукам своим рассказывала.