Одним словом, Чаплин - In A Word - Chaplin

Ирина Гончарова
Данные переводы мною выполняются по соглашению с авторами сайта www.366weirdmovies.com для его русскоязычных посетителей.


ОДНИМ СЛОВОМ, ЧАПЛИН

http://366weirdmovies.com/in-a-word-chaplin/

Sep.17, 2009 in Alfred Eaker's Fringe Cinema, Director Restrospective

By: Alfred Eaker
Альфред Икер

Любой страстный поклонник сюрреалистических, авангардных и экспериментальных фильмов скажет вам прямо, что не о чем говорить, Китон (http://www.kinomag.ru/actor-acz617.html )несомненно лучше Чаплина. Вам просто надо согласиться с превосходством Китона, потому что Чаплин слишком узнаваем, слишком известен, слишком популярен, слишком сентиментален, слишком богат, слишком шагал в ногу со временем, слишком популисткий, слишком эгоистичен, слишком нарцистичен, и никогда даже не приближался к риску в той мере, как это делал Китон.

Таким было преобладающее мнение, начиная с 1960-х и до недавнего времени, но справедливым только теоритически, потому что, подобно Бетховену, Чаплина невозможно переоценить, тогда как Китона несомненно можно (например,  см. фильм «Генерал» [The General]).

Но это не означает, что вышеперечисленные сравнения не имеют под собой основания, и конечно, было бы просто смешно заявлять, что Чаплин никогда не делал действительно ужасных фильмов (тому примеры «Король Нью-Йорка» [King of New York] и «Удовольствия дня» [A Day’s Pleasure]).

Тем не менее, важность Китона как актера-экспериментатора существенно преувеличена. Несомненно, он был самым изобретательным из клоунов экстра класса, но он никогда даже приблизительно не подходил к уровню недавно заново открытого Чарли Бауерса [Charlie Bowers] или Герри Лэнгдона [Harry Langdon], которые, как бы кощунственно это ни звучало, действительно обладают глубоко западающими в память самыми современными чертами (Чаплин когда-то сказал, что единственно, кого он боялся, так это Лэнгдона).   

В ретроспективе новаторство Китона, которое всплывало спорадически, кажется подозрительно ненамеренным, даже если его лучшие фильмы действительно прекрасны и очень изобретательны, например, The Playhouse (не имеет официального русского названия – прим. переводчика)  и «Шерлок-младший» [Sherlock Jr.].

Позже, когда он работал с Сэмюэлем Беккетом над фильмом Film, Китон выказал огромное желание поэкспериментировать с громким ворчанием.

После просмотра лучших фильмов Китона ощущаешь, что находишься под впечатлением. После просмотра лучших фильмов Чаплина находишся под неизгладимым впечатлением от его содержания.

Едва ли найдется более художественный, эмоционально захватывающий конец фильма, чем финал «Огни большого города» [City Lights]. Монтгомери Клифт [Montgomery Clift - http://www.ekranka.ru/?id=a136], считает, что это самый грандиозный кадр кинофильма, который ему когда либо приходиось видеть (услышать такое от актера такого калибра как Клифт, что-то да значит, но скорей всего он не видел Фальконетти [Falconetti] в фильме Дрейера [Dreyer] «Страсть Жанны д’Арк» [Passion of Joan of Arc], игру которой едва ли можно чем-то измерить).

Фильм «Огни большого города» заслуживают всех похвал, которые он получил. В нем Чаплин находится на высоте в духовном и профессиональном отношении (сам по себе пафос не привлекает внимания, как это имеет место во многих более поздних фильмах. Это тонкий фильм, в котором правда и красота  идут рука об руку).
 
Чаплин тоже решил попробовать себя в сюрреалистическом кино, как мы видим в стильных кадрах рая в «Малыше» (которые вызвали много критических высказываний в свое время). Декорации, бесподобная игра Джеки Куган [Jackie Coogan] , который остается непревзойденным среди исполнителей детских ролей), сцена с Бродягой, взвешивающим, бросить ли ему найденного на улице ребенка или нет, или рвущая на куски сердце сцена с безликими официальными лицами, отрывающими сына от названого отца, надолго останется в памяти зрителя после того, как титры исчезнут с экрана.

В фильме «Золотая лихорадка» [Golden Rush] он также пытался затеять игру с сюрреалистическим кино в знаменитой сцене, в которой голодающий бродяга Мак Свейн представляет себя поглощающим цыпленка за изысканным обедом (что позже дало тему для многих мультиков о кролике Багс Банни [Bugs Bunny]).

В SunnySide есть также сюрреалистические кадры сна Бродяги, играющего с лесными нимфами, снятом на Первой национальой SunnySide. К сожалению, сон этот очень короткий, а сам фильм страдает от хрупкой конструкции, как это было с большинством чаплинских фильмов, снятых на Первой национальной из-за вмешательства и давления со стороны студии (эта студия честно заработала свою скандальную репутацию).
 
По сегодняшним стандартам Бродяга порой антипатичен, политически часто некорректен, бесчеловечен, глумится над традициями, эгоистичен и даже жесток. Тем не менее, этот вечный бродяга остается религиозным персонажем. Возможно Бродяга наиболее по-настоящему религиозный экранный персонаж, что также делает его подлинно бессмертным. Среди всей нищеты и страданий есть Бродяга, очень похожий на Луку из Евангелия, всегда возникающий перед привилегированными, богатыми, прекрасными и  делающий это не просто с юмором,  а с глубокомысленным юмором. Бродяга Чаплина – самый человечный из всех клоунов, и это  всеопределяющее гуманистическое качество является  причиной его непреходящего величия.
Чаплин стоит чуть ли ни в одиночестве среди клоунов немого кино, отказавшись надеть черную маску (ни у Китона, ни у Лэнгдона на этот счет не было никаких сомнений), но его герой никогда не отталкивал работягу в спешной попытке поднять брошенную недокуренную сигару, засунуть сигарету в рот храпящему, никогда не обдумывал план кражи блюда для сбора церковных подношений.

В обществе реальной церковной общины Бродяга всегда похож на рыбу, вынутую из воды. Естественно, можно говорить о знаменитом начале его самого лучшего фильма «Тихая улица» [Easy Street]; а в «Пилигриме» [The Pilgrim] Бродяга неявно осуждает священника в сцене «Давид и Голиаф» к великой радости ребенка и к абсолютному ужасу перепуганных церковных старейшин (одной из самых сильных его сторон была сила страсти, с которой он показывал лицемерие священников).

Чаплину повезло с двумя выдающимися киноактрисами Эдна Первиэнс [Edna Purviance] и Полетт Годдар [Paulette Goddard]. Годдар была самой лучшей партнершей Чаплина (тогда как Эрик Кэмпбелл был самым большим разочарованием). С Годдар, на которой он в действительности женился, мы имеем пару – Гамен и Бродяга, которые являются одой американскому языку любви, как Синатра с его песней “Hello Young Lovers”.

В своей лебединой песне немому кино – «Новые времена» [Modern Times] – Чаплин и Годдар уходят рука об руку в ширящийся голливудский закат. И мы видим Бродягу в последний раз с момента нашего знакомства. И нам приятно осознавать, что эта удаляющаяся пара – муж и жена. За горизонтом этого заката вся нищета, отверженность, инфаркты, борьба и нищета навсегда исчезнут для Бродяги и для нас всех.

* Посвящается долгим ночам, проведенным с Чаплиным на диване….