Шапка

Алекс Ершов
Стоя в переполненном автобусе, я слушал громкий разговор. Дружески беседовали двое – кондукторша, восседавшая на рабочем месте у двери, и грузный субъект в засаленной куртке и полинявшей пыжиковой шапке, стоявший напротив неё. Субъект был обращён ко мне спиной, но тем не менее чувствовалось, что он большой любитель лука. Речь его была щедро пересыпана незатейливыми ругательствами, но нет, он не ругался вовсе – просто он так разговаривал! По всему чувствовалось, что подобное обращение вовсе не оскорбляет достоинства собеседницы, она радостно хихикала, стыдливо удерживая собственные ответы в рамках нормативной лексики.
Собеседники всё больше распалялись, не замечая, что ввиду повышенной громкости их слушает весь автобус. Я заметил, что при каждом очередном выражении у некоторых пассажиров неуловимо меняется лицо… И вот один из них, молодой парнишка, не выдержал: протиснулся поближе к голосистому субъекту и, - нет, не ударил его, и не стал взывать к приличию. Ловким движением ладони он сбросил с него шапку.
Субъект моментально замолчал. Шапка описала небольшую дугу и свалилась прямо на колени кондукторши. Первое, что я увидел – её изумлённое лицо, раскрытый рот, и между губами – натянутую струнку слюны.
Под удивлённый вздох пассажиров пострадавший субъект обернулся. Его толстое лицо не могло ничего вымолвить, только обалдевшим взглядом таращилось на парня и глотало воздух. Луковый перегар заметно усиливался. Потом из дрожащих губ послышалось отрывистое бульканье: «Ты… это… что… как…» - волосатые ноздри субъекта раздувались, а глаза были преисполнены слёз.
И тут парень спокойно и размеренно произнёс:
- Слушай, мужик, ты не прав! Тебя разве в детстве не учили, что ругаться матом нехорошо? Особенно при женщинах! Ещё одно такое слово, и я эту шапку засуну в твой грязный рот!
Кондукторша испуганно прижала шапку к животу. Мужик стоял, будто загипнотизированный. Он почти плакал, он был сражён наповал той ужасной несправедливостью, которая сейчас обрушилась на него. Послышался старушечий голос:
- Как тебе не стыдно! Хулиган! Разве можно так со старым человеком?
Раздались новые голоса:
- Тоже мне, культурный нашёлся! Не нравится ему! В такси езди! Чего руки распускаешь? Умный, что ли?
- Девушка, - растерянно сказал парнишка, - неужели вам было приятно слушать эту ругань? Я не понимаю!
Он действительно ничего не понимал. Я тоже не ожидал такого активного сочувствия к пострадавшему матерщиннику. Какая-то дама даже уступила ему место и принялась успокаивать.
На ближайшей остановке парень вышел из автобуса. Мы поехали дальше. Толстый субъект уныло молчал... Я зачем-то поправил свою шапку.