Бабушкин чемоданчик

Наталья Юркойть
Когда Дусе исполнилось 60, она достала свой старинный картонный чемодан с металлическими уголками и маленькой блестящей защёлкой и вытряхнула оттуда цветные лоскуты. Яркие тряпицы были с восторгом подхвачены сороками-внучками, принявшимися тут же заворачивать в них пупсиков.
 
А Дуся распахнула дверцу шкафа и совершила взглядом ревизию. Она сначала поморщилась, не зная, с чего начать, а потом принялась за дело.
 
-Это отжило, на половую тряпку его, - скомандовала сама себе и бросила старый халат на пол.

-Это сгодится только на подвязки для помидоров, - в другую сторону на полу полетели ситцевые кофточки, точнее то, что от них осталось.

-Это ещё поношу, подарок деда Тимофея, - сказала она внучкам, собравшимся вокруг поглазеть на зрелище, которое становилось уже интересным.

Бабушка Дуся очень трепетно относилась к своему старинному шкафу с резными ножками, всегда закрывала его на ключ. Девчонки рассказывали друг другу истории, будто в том шкафу у бабушки хранится клад с блестящими украшениями. Они всегда тайком подглядывали за бабушкой, когда она открывала дверцы.
 
Только дед Тимофей знал, зачем на самом деле запирает шкаф Дуся. Однажды он стащил у неё фартук, в кармане которого хранился чудесный ключик, и потом ходил очень весёлый, распевая себе под нос: «Гляжу в озёра чёрные».

-Ах ты, бес окаянный, добрался-таки, - ругалась после этого бабушка Дуся, а Катька с Ленкой завидовали дедушке – видимо, очень уж красивые брошки и заколки дед увидел в шкафу, раз так веселится.
 
-Зачем мне это мамка ваша подарила? – продолжала Дуся, рассматривая шерстяную кофту. - Это ж куды мне её носить? А она деньжищ-то поди стоит!

Кофта была повешена на плечики и отправлена в другое отделение шкафа.

-Нет, это ещё залатать можно и на огороде носить, - решила Дуся, пожалев только что выброшенную «на завязки» юбку.
 
-Вот! Что надо! Красивое платье, - Дуся приложила к себе цветастое шёлковое платье и пошла любоваться на себя в зеркало.

Причмокнув от удовольствия, бабушка разгладила рукой находку и аккуратно сложила её в свой чемоданчик, бывший предметом её гордости. Туда же отправилась пара новых хлопчатых чулок, почти не ношенные панталоны и огромный платок с розами. Чемодан закрылся, поглотив зачем-то бабушкины вещи.
 
-Ну вот, теперь и помирать можно, - вывела бабушка, убирая чемодан под свою кровать.
Внучки никак не могли понять, с чего это бабушка вдруг решила умирать.

-Наверное, потому что одежда износилась, видишь сколько выбросила, ничего почти не осталось, - шёпотом предположила пятилетняя Катя.

-Надо маме сказать, чтобы подарила бабушке свои платья, у неё же много, а бабушка пускай живёт ещё, - серьёзно подытожила Лена, которая была на год старше сестры.

Только через пять лет, когда бабушка Дуся снова открыла свой чемодан, чтобы сделать ревизию, девчонки поняли, что она приготовила себе вещи на «последний день». Теперь они наблюдали, как бабушка достала старинные чулки и заменила их современными колготками.

-Что ж я, как деревня, в чулках что ли буду? – объяснила она, защёлкивая заветный чемоданчик и отправляясь жарить внучкам вкуснейшие блины со сметаной.

Девчонки любили проводить каникулы у своей бабушки. Особенно нравилось им просыпаться утром от запаха, доносившегося из кухни.
 
-Ба…, что ты сегодня нам испекла? – протерев руками заспанные глаза, выглядывали девчонки из спальни.

-Сегодня оладушки, умывайтесь, мои золотые, и завтракать, а завтра пирожочков с яблоками спеку.
 
Особенно вкусной была у бабушки каша. Только она умела готовить такую распаренную с маслом пшённую кашу.

-Бабуль, а «цыплячья» кашка есть? – спрашивали девочки, они видели, как бабушка варила её однажды для цыплят.

Прошло ещё лет пять. Бабушка каждый месяц доставала свой чемоданчик, чтобы вытереть с него пыль и отправить обратно. В этот раз она снова открыла его, заменив панталоны на совсем новое бельё, купленное вчера на распродаже.

-Слушай, Тань, - спросила она позже у своей дочери, зашедшей проведать мать, - как ты думаешь, платье ведь это совсем уже не модное?

Дуся разложила на столе шёлковое платье из чемодана.

-Такие же уже никто не носит? Я тебе денег дам, купи мне что-нибудь помоднее, только с рукавчиками и чтобы оборочки на воротнике. Очень люблю оборочки.
 
-Мам, конечно, куплю, денег не надо, есть у меня. Ты же запретила покупать тебе вещи.

-И правильно, нечего тратиться, куда мне носить-то? А платье вот купи всё ж.

Через неделю новое платье было сложено в чемодан вместо старого.

Бабушке Дусе недавно восемьдесят исполнилось. Отмечали юбилей большой дружной  семьёй. Катерина уложила спать годовалого Вовку и пришла на кухню, где все желали бабушке здоровья и долгих лет жизни. Надарили ей много подарков. Среди них был очень красивый летний сарафан в горошек. Бабушка хитро прищурилась и чему-то улыбнулась.