День ангела

Наташа Ленская
Моей дорогой подружке студенческих времён - Наташе Кириченко посвящаю               


Скажите, кто из вас в 70-е – 80-е годы знал день своих именин ? Думаю очень немногие. Вот и я понятия не имела, что у меня есть такой, а уж точную дату тем более.

Но однажды мне суждено было это узнать. Всё произошло  в колхозе, на уборке картофеля, куда каждую осень посылали студентов. На этот раз нас , двух Наташ , разместили на постой в крепкую деревенскую избу к бабке Наталье, которая жила одна: муж её давно умер, а дети перебрались в город.

 В свои 76 лет она была бодрой и оптимистичной, содержала в порядке огромный дом, огород в несколько десятков соток да ещё и время от времени откликалась на зов местного бригадира, Ивана Кузьмича, и выходила на работу в колхоз. Осень того далёкого года выдалась волшебная – настоящее бабье лето !

Золото и пурпур деревьев, нежнейшее тепло, не жаркое, золотистое солнце и полнейшая свобода ! Свобода от всего : учёбы, забот, всяческих неприятностей, тяжёлых дум, волнений и тревог... В общем – кайф !
 
Наш факультет завезли в этот колхоз впервые, до  нас туда постоянно ездили физики, которые вели достаточно разгульный образ жизни: беспробудно пьянствовали и пугали своими выходками даже, поживших и повидавших многое на своём веку, бабушек.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения местных жителей, стали гонки вусмерть пьяных физиков  верхом на свиньях по размытой дождями,наполненной жирной, жидкой грязью, дороге.

Парторг колхоза обратился с гневным письмом в партком Университета, где и было решено заменить негодников на представителей нашего идейно-выдержанного факультета.Подавляющее большинство ребят факультета трудились в стройотрядах, поэтому в колхоз приехали одни девчонки.

По началу Кузьмич отнёсся к девичьей команде с нескрываемым скепсисом, но затем, видя, что работа идёт отлично, временные колхозники не пьют, регулярно выходят на поле и даже опережают намеченный график, проникся к нам уважением.

Вскоре объяснил нам с Натальей как «закрывать» наряды, с удовольствием переложил большую часть своей работы на наши плечи и благополучно запил.

Что делать ? Засучив рукава , мы взялись за  работу. Вставали в 5.30 утра, уже в 6 часов шли к конторе «наряжать»( давать производственное задание) имеющихся работников.

Из-за державшейся погожей поры стало возможным отложить копку картошки на более позднее время, а все силы бросить на уборку льна. Этот процесс был механизирован только частично: льнокомбайн выдёргивал лён и стелил его на землю ровными рядками, а вот подбирать его , вязать в снопы, ставить их в «бабки»-копнушки – всё это очень непростая, ручная работа.

 Сделать её кроме наших бабушек был никто не способен.

С тех пор минул не один десяток лет, а я вижу эту бабушкину команду как будто вчера : в длинных юбках, закрытых темных кофточках, белоснежных платочках , повязанных по самые брови, с деревянными граблями на плечах и узелками с едой в руках, отправляются  они в 3-х километровый путь на льняное  поле.

 Их, наверное, человек 11-12, самой молодой – бабке Капе – 74. У неё тоже живут студентки – дочь поэта Леночка Девелинг и мурманчанка Света Китская. Бабка Капа – настоящий кладезь пословиц , поговорок и присказок,которые при её карельском акценте вызывают у нас бурю восторгов.
 Например,   уходя из дома, она напутствует остающихся в нём постоялиц :
- БудитЁ ушодцы, не забудьтЁ затворить лазейку.

Или учит уму разуму Свету, которая до умопомрачения боится щекотки:
-Ну,ну ! Вот выдЁшь замуж , муж как прижмЁт- не пикнЁшь!

Наша бабка Наталья тоже идёт с товарками, это её бархатный грудной голос выводит какую-то очень красивую незнакомую песню :

- ...Ходят, бродят, собирают, рвут цветы, траву
      А по лЕсу раздаётся громкое АУ...

На поле бабушки споро «поднимают» лён, ставят копнушки, которые студентки, накладывая на телегу, вывозят в огромный сарай, где ровненько складывают, забивая его до самого верха. Три телеги еле-еле успевают за бабушками.

После обеда две  из трёх подвод по разным причинам сходят с дистанции, остаёмся только мы с Натальей. Темп работы всё нарастает, но мы, уже не чувствуя ни рук, ни ног, сдаваться не хотим.

Наконец, солнце клонится к горизонту, а бабушки заканчивают работу, оставив после себя  ровные ряды копнушек. Проходя мимо нас они переглядываются, подбодривающе  улыбаются и, затянув песню, отправляются в обратный 3-х километровый путь.

 Когда мы укладываем в сарай последние снопы, на небе появляются первые звёзды. Наши лица  и одежда покрыты толстым слоем пыли от льнотресты, нестерпимо хочется пить. Как будто услышав нашу просьбу, из соседнего с сараем дома, вышел мужичок. В его руках – объёмный ковш:
- Попейте , студентки, кваску, небось уморились...Как вас звать-то, красавицы?
- Наташи !
_ Аааа, тогда тем более, пейте !
Уговаривать нас не пришлось : содержимое ковша, холодное и необыкновенно вкусное, мы с удовольствием выпили, поделив пополам. Отвязали лошадь, сели в телегу ... и очнулись только в своей деревне.

 Над нами висела огромная, плоская, сочно-жёлтая Луна,чернильное небо было усыпано крупными алмазами звёзд, спины затекли от долгого лежания на жёсткой телеге, голова непривычно гудела.

Ай да лошадь ! Она сама привезла нас в деревню, прямо к дому. А мы-то хороши, замертво свалились от какого-то кваса!

Против своего обыкновения бабка Наталья не ложилась, поджидала нас. На кухне был накрыт стол : в чугунке дымилась картошечка, в миске- малосольные огурчики , из русской печки она достала глубокую сковороду, в которой были запечены грибочки в сметане.

 Возле горки ломтей домашнего хлеба стояла бутылка красного вина.
- Где это вы так долго были ?
Слушая  наш рассказ она от души нахохоталась :
- Да уж, попили вы кваску!Это Григорий, вот озорник!Он вас не квасом, а брагой напоил ! 
-  Ничего, ничего, сегодня вам можно и даже нужно !
- А в чём дело-то ? Мужик сказал нам то же самое.
- Садитесь-ка за стол, тёзки, - отвечала  хозяйка, разливая вино по рюмкам.
 Несмотря на наши протесты, велела нам поднять их и выпить :
- Запомните, девоньки, сегодня, 8-го сентября , День нашего Ангела – хранителя,Наталья –ветреница, овсяница!
С того времени я праздную свой день Ангела ежегодно, а заодно вспоминаю и свою институтскую подружку – Наташу и бабку Наталью и всех, всех Наташ, которые жили и ещё живут на нашей прекрасной земле.