Человек из будущего-З

Александр Носков
  3.   Три рубля

   Общаясь с Евгением Петровичем  трудно было понять  в самом деле он такой, или прикидывается. Нет, каким он казался, таким он и был.
    Может ли человек быть патологически честным.  Зная Евгения Петровича, отвечаю: Может. Евгений Петрович  как раз и был  представителем этого вида патологии. Взять хоть такой реальный случай.
Станция метро «Чёрная речка». Знаете такую. Сейчас она баннерами перегорожена,  аникушенского Пушкина  не углядеть. А тогда никакой рекламы в питерском метро не было. Старались ничем не нарушить его художественный вид.
« Чёрная речка» станция открытого типа.  Рабочие тоннели от вестибюля не отгорожены, никаких промежуточных дверей. Подъехал поезд, открылись двери вагонов,  вваливайтесь, пожалуйста. Или, наоборот, выходите, кто хочет. Народ  по станции  движется встречными потоками- к поездам и на выход. Особенно в часы пик.
   После работы идём мы с Евгением Петровичем  к метро. Проходим турникеты, спускаемся вниз по эскалатору, затем ещё ниже по ступенькам  в станционную залу. Народа, естественно, тьма, но без особой толкотни, всё в пределах нормы Ждём поезда. Вдруг Евгений Петрович нагибается  и поднимает с полу бумажку. Рассматривает, протягивает мне. Смотрите- говорит- Александр Валерианович,
Что я сейчас нашёл.  Я смотрю, в руках у него трёшка,  три рубля значит. Были тогда такие купюры в Один рубль, три, пять, десять, двадцать пять, пятьдесят, и сто рублей.  Рублёвую бумажку найти и то удовольствие, а тут целых три рубля.
- Ваше счастье –отвечаю- Евгений Петрович, поздравляю!     Тут поезд подошёл, двери вагонов открылись.  Я хотел уже в вагон зайти. Гляжу Евгений Петрович  как стоял так и стоит на платформе, трёшку в руке держит. Я тоже остался стоять с ним рядом. Поезд ушёл.  Мы стоим. Я хотел спросить Евгения Петровича, почему мы  остались? Но не успел. Женя поднял руку с зажатой в ней трёшкой и провозгласил:
      Товарищи! Никто три рубля не потерял? Никто не потерял три рубля, товарищи?
   В зале шумно. Эскалаторы гудят, электрички грохочут,. гул голосов.  Лишь несколько человек оглянулись на голос Евгения Петровича. А он не унимается, спрашивает.
  Одну электричку пропустили, вторую. Я говорю-  Да сунь ты её в карман, поехали. Тут он поворачивает ко мне своё  элипсообразное лицо и назидательно так произносит.
   - Это нам с Вами, Александр Валерианович, три рубля не очень большие деньги, а для кого-то их потеря может оказаться  трагедией. Может теперь ему и хлеба не на что купить.
    И пошёл вдоль платформы, спрашивая то одного, то другого, не они ли потеряли эту несчастную бумажку.  Самое интересное, что у него при этом было такое страдальчески – честное лицо, что никто , даже в шутку, не сказал -это моя трёшка, давайте её сюда.
  Я опять твержу ему, что это метро, человек, который  потерял эти три рубля  давно тю- тю,  уехал. Опрашивать людей бесполезно.  Он озабоченно посмотрел на меня, на толпу, на бронзового Пушкина, потом решительно развернулся и поднялся к эскалаторам. Подошёл к сидящей  за прозрачным пластиком дежурной.
      -Простите, пожалуйста, я тут три рубля нашёл. –обратился  он к ней. Та посмотрела на него удивлённо, что он дальше скажет.
      Вы- продолжил Евгений Петрович – до скольки  здесь будете находиться.
    - До самого закрытия- ответила дежурная.
    Хорошо_ удовлетворённо произнёс Евгений Петрович и повторил- Я, видите ли здесь на платформе три рубля нашёл, а чьи они не знаю. Может их какя-нибудь бедная старушка обронила  и найти не может.
     Дежурная: Ну и что? Я-то тут при чё1м?
    Евгений Петрович: Вы не причём, Можно я их Вам оставлю, на всякий случай. Вдруг кто-нибудь их начнёт искать,  обратиться к Вам: не передовал ли кто Вам эти деньги, Вы изх ему и отдадите. Хорошо?
     - Хорошо- согласилась дежурная_ давайте деньги.
     Евгений Петрович протянул ей трёшку.
---Только Вы их оябзательно отдайте..
   -Отдам, отдам, Не беспокойтесь- сказала дежурная, положив деньги в карман.
    -Спасибо - сказал Евгений Петрович и зачем- то добавил –До свидания.
     Мы сели в подоспевший поезд и  поехали к себе на Васильевский. Мне на первую, ему на шестнадцатую линию.